ЭССЕ Специальное инклюзивное образование: за и против
В эссе рассматриваются проблемы востребованности инклюзивного образования, выделяются положительные и отрицательные стороны инклюзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_spetsialnoe_inklyuzivnoe_obrazovanie_za_i_protiv.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
Воспитателя детского сада №50 «Нордик» - филиала АН ДОО «Алмазик»
Веслополовой Юлии Валериевны
(Первая квалификационная категория)
на тему «Инклюзивное образование: за и против»
Мирнинский район
Айхал
2019 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………… 2
«Инклюзивное образование: за и против» ………………………. 3
Заключение ………………………………………………………… 12
Список литературы ………………………………………………... 13
Введение
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети.
Несправедливость такой ситуации очевидна.
Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми.
Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения - инклюзивное образование.
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.
Нужно рассмотреть, что именно представляет из себя инклюзивное образование, какие в нём плюсы и минусы.
«Инклюзивное образование: за и против»
Современная форма интеграции появляется впервые за рубежом лишь во второй половине ХХ в.
Технологическая и информационная революции ХХ в. в сочетании с либерально-демократическими реформами 70-х годов способствовали экономическому подъему, проникновению в педагогику, как общую, так и специальную, гуманистических идей, инновационных теорий и технологий, в том числе внедрению и реализации теории и практики интерактивного и экологического подходов в образовании.
Ключевую роль в разворачивании интеграционных процессов сыграла выдвинутая скандинавскими странами концепция «нормализации», законодательно закрепленная позиция социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями, в основе которой - идея о нормализации условий социальной жизни для инвалидов в соответствии с международными правовыми актами («Декларация прав человека» и другое).
Одной из составных частей из аспектов нормализации стало интегрированное (инклюзивное) образование.
Экономические, технологические и информационные возможности развитых стран Европы, США, Японии позволили создавать для реализации инклюзивного образования, наряду с имеющейся системой специального образования, параллельную специальную образовательную среду в системе массового образования, а также сделать максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями городскую инфраструктуру, снять информационные и иные барьеры и значительно уменьшить ограничения возможностей участия этой категории населения в социальной жизни.
Уже с 60-хг.г. ХХ в. начинаются поиски путей совместного обучения, которые ведутся параллельно в европейских странах (Скандинавские страны), в США, Японии. Если в Скандинавии интеграция начинает реализоваться, в основном, нормативным и практическим путем, то в США ее реализации предшествуют педагогические поиски и эксперименты.
Стало понятно, что программа нормализации и интегрированного обучения не может быть внедрена за один день, методом административных решений и простым переводом детей с особыми потребностями из специальной школы в массовую. Необходима значительная и длительная, предваряющая приход детей с ограниченными возможностями в массовую школу, организационно-методическая работа, предполагающая соответствующую подготовку массового учителя, нахождение оптимальных способов модификации учебных планов, разработку новых методических подходов, способов, приемов, таких дидактических сред, которые позволяли бы участвовать всем детям в учебном процессе в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями совместно, в общем для всех образовательном пространстве.
Нужны также четкие представления об источниках и размерах финансирования интегрированного обучения, о способах контроля соблюдения прав каждого ребенка на полноценное образование.
В СССР идея интегрированного обучения не находит поддержки ни в системе массового, ни в системе специального образования.
С начала 90-х годов ХХ в. ряд образовательных учреждений в России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и другие) начинает работу в режиме интеграции, однако системного внедрения инклюзивного образования в России не произошло до настоящего времени.
В подавляющем большинстве случаев инициатива в продвижении интеграционных идей принадлежит представителям специальной педагогики.
В настоящее время использование, как и трактовка термина «inclusion» различна, как за рубежом, так и в России.
Он часто используется для обозначения радикально противоположных феноменов.
Это и неквалифицированный энтузиазм (преимущественно управленческих структур) по поводу возможности полной инклюзии, и воодушевленная пропаганда философии инклюзии, базирующейся на идее моральной и нравственной, а также социальной ответственности и прав человека.
Это также обозначение реальных возможностей совместного обучения обычных детей и детей с особыми образовательными потребностями, подтвержденные пока сравнительно небольшим эмпирическим опытом, который обнаруживает, как преимущества, так и недостатки такого совместного обучения.
Этот опыт также показывает, что массовая школа имеет пределы (границы) допускаемых в ней изменений, предназначенных для осуществления образовательного включения детей с ограниченными возможностями.
На сегодняшний день существует две модели инвалидности, часто применяемые на практике: медицинская и социальная.
Медицинская модель определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья, имеющихся у ребёнка.
Основное направление деятельности в рамках медицинской модели –минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию.
МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ | СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ |
Ребенок несовершенен | Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть |
Диагноз | Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением |
Вешание ярлыков | Определение барьеров и решение проблем |
Нарушение становится центром внимания | Проведение мероприятий, нацеленных на результат |
Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений | Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов |
Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе сегрегация | Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка. |
Общество остается неизменным | Сообщество развивается |
Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность, как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:
- причина инвалидности находится не в самом заболевании, как таковом;
- причина инвалидности - это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки.
При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения.
Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы.
Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования.
Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей - без дискриминации и пренебрежения.
Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире.
Многие дети с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, все-таки оказываются неподготовленными к включению в социально - экономическую жизнь.
Поэтому успешно «включить» их в социум, подарить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование. Ведь основа идеи «включения» - это обучение детей с особыми потребностями не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных, там, где учатся все ученики.
Такой подход вовлекает всех детей в естественную жизнь коллектива, стирает границы в нормальных отношениях и исключает или, по крайней мере, во много раз уменьшает ошибки формирования личности будущего взрослого человека.
Итак, инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, - в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования.
Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Данный комплекс мер подразумевает, как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.
Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги.
Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию.
И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Обычное образование:
- Обычный» ребенок;
- Круглые колышки для круглых отверстий;
- Обычные педагоги;
- Обычные школы.
Специальное образование:
- Особый ребенок;
- Квадратные колышки для квадратных отверстий;
- Специальные педагоги;
- Специальные школы.
Интегрированное образование:
- Адаптация ребёнка;
- Система остается к требованиям системы неизменной;
- Превращение квадратных колышков в круглые;
- Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым.
Инклюзивное образование:
- Все дети разные;
- Все дети могут учиться;
- Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;
- Адаптация системы к потребностям ребенка.
Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия».
В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия - адаптацию системы к потребностям ребенка.
При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми.
Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется.
Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться.
Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, так же, как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Плюсы инклюзивного образования:
- Новый социальный подход к инвалидности;
- Приветствует разнообразие;
- Рассматривает различие между людьми, как ресурс, не как проблему;
- Личностное развитие и социальные навыки;
- Развитие самостоятельности и самоопределения;
- Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.
Минусы инклюзивного образования.
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом.
Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»).
И сейчас отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
- Отсутствие гибких образовательных стандартов;
- Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;
- Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
- Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
- Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и так далее);
- Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:
- люди: их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;
- денежные и материальные средства: нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;
- знания и информация: безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.
Заключение
В качестве основного довода против интегрированного обучения приводят сложности, связанные с материальными затратами по созданию в общеобразовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями.
Безусловно, требуются значительные средства на обеспечение школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений (классы для социально-бытовой ориентировки (СБО), учебно-производственные мастерские).
Финансовые трудности окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии, тем самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в получении образования.
При организации специального обучения в общеобразовательной школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными социальными и финансовыми факторами.
Наше общество еще не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и предрассудки в восприятии детей с психофизическими нарушениями. Некоторые учителя, прежде всего, учителя-дефектологи, считают, что общеобразовательная школа не готова принять таких детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно.
Таким образом, при реализации интегрированного обучения у учащихся может возникнуть кризис взаимоотношений, чему способствуют сложившиеся отрицательные представления о детях с особенностями психофизического развития.
Список литературы
- Баталов А.С. Использование инклюзивных педагогических технологий в диагностике речевого развития учащихся начальных классов/ А.С. Баталов// Начальная школа. – 2015. - №7. – С.101-104.
- Епифанова Н.С. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями/ Н.С.Епифанова, Т.В.Жуковская// Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - №2. – С.24-28.
- Загуменнов, Ю.Л. Об организации эффективного сотрудничества государственных и общественных организаций в сфере инклюзивного образования/ Ю.Л. Загуменнов// Управление образованием. – 2016. - №3. – С.47-50.
- Козырева, В.П. Опыт создания инклюзивного лагеря// Школьный логопед. - 2016. - №1. - С.69-73.
- Малофеев, Н.Н. От интеграции к инклюзии: история специального образования в ХХ веке/ Н.Н. Малофеев// Дефектология. – 2014. - №6. –С.9-10.