РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shabrova_671702.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовила : Шаброва Т.С

Слайд 2

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности для ребенка является цвет. Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.

Слайд 3

Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника

Слайд 4

Для формирования чувства цвета у детей необходимо соблюдение ряда условий: Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды. Широкое использование в работе с детьми классических и народных произведений изобразительного искусства. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменение цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. п. Использование дидактических игр в работе с детьми. Эстетическое оформление среды, использование детских работ. Компетентность педагога в вопросах цветоведения. Просветительская работа дошкольного учреждения с семьёй.

Слайд 5

Задачи: знакомство с цветовыми эталонами; ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета; знакомство детей со средствами художественной выразительности (контрастом, формой, пропорциями, насыщенностью и т. д.); знакомство с классификацией цветов и оттенков; воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета; использование эмоционального воздействия цвета на развитие и гармонизацию личности .

Слайд 6

В детском саду развитие чувства цвета на основе развития цветового восприятия должно осуществляться последовательно, планомерно и постепенно с учетом индивидуального опыта ребенка. Для каждой возрастной группы дошкольного учреждения определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явлений окружающей жизни, освоения ими умения видеть, различать, называть цвета и использовать их при создании изображения в творческой изобразительной деятельности. Все виды художественно деятельности детей имеют большое значение для их развития не только в том направлении, к которому эта деятельность относится (музыкальному, художественно-речевому и т. п., но и для всестороннего развития. И когда в воспитательно-образовательную работу с детьми включаются разнообразные художественные деятельности при условии их интеграции, то их воздействие на ребенка углубляется и расширяется.

Слайд 7

В различных вариативных программах определяются задачи по развитию у детей цветового восприятия и использования разнообразных цветов в деятельности. Различие состоит в количестве цветов, которые должны научиться различать и использовать дети. 1 – я младшая группа (третий год жизни) Вызывать у детей интерес к цвету предметов , разноцветным игрушкам , цветным карандашам , краскам. Показывая тот или иной предмет, игрушку, называть их цвет . Обращать внимание детей на яркие, отчетливо выделяющиеся цвета : синий, красный, желтый. На занятиях рисование предоставляем детям возможность рисовать карандашами, фломастерами, красками уже знакомого им цвета . Постепенно вводить другие цвета , пусть даже дети их не знают. В результате такой работы с детьми, которая может проводиться индивидуально, с небольшими подгруппами и со всей группой, у детей накапливается сенсорный опыт - опыт восприятия и выделения такого важного свойства предметов, как цвет . Этот опыт создает основу для возникновения цветовых ассоциаций : как солнышко, как травка, как цветок и т . п.

Слайд 8

2-я младшая группа (четвертый год жизни) Формировать у детей умения различать предметы по цвету , называть цвета , подбирать сходные по цвету предметы и использовать в художественной деятельности такие цвета : красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный и оттенки - голубой и розовый. Прежде всего, детей следует знакомить с реальным, основным цветом предметов : трава, листочки на деревьях, елочка - зеленого цвета ; помидоры-красные; одуванчики, лютики и некоторые другие цветы - желтого цвета и т . п. Вместе тем, рассматривая, созданные человеком игрушки, предметы быта (одежду, посуду и др. ], транспорт, здания - обращать внимание на их окраску, спрашивая, а что есть еще такого же цвета . Это способствует образованию у детей ассоциативных связей на основе общности цвета ; у них формируется умение объединять предметы по сходству по одному из признаков - цвету . Дети 3 лет еще не могут смешивать краски с целью получения нового цвета или оттенков , однако, чтобы они поняли, как получается новый цвет , им следует показать, как можно получить голубой цвет , розовый. В этом возрасте у детей может проявиться предпочтение к какому - то цвету. К этому следует относиться с пониманием, вместе с тем стимулировать использование в рисовании и других цветов.

Слайд 9

Три главных цвета Желтый цвет Синий цвет Красный цвет

Слайд 10

Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются составными

Слайд 11

Средняя группа (пятый год жизни) В этой группе продолжается работа по развитию у детей действий восприятия, выделения, различения и называния цвета предметов, а затем и передачи основного цвета в рисунке. Эти задачи решаются путем приобщения детей к народному декоративно - прикладному искусству, каждый вид которого обладает своей цветовой гаммой. Педагог закрепляет знания детей о цвете объектов природы и предметов, созданных человеком (в этом случае цвет не закреплен жестко за предметом, а может быть достаточно широко вариативен) Необходимо познакомить детей с оттенками цветов (розовый, голубой, светло - зеленый, с новым цветом - оранжевым, показать, как эти цвета можно получить. Как правило, дети и этой группы еще не могут сами приготовить краску того или иного цвета из - за недостаточности высокого уровня овладения умением рисовать красками, но знание того, как можно создать нужный цвет или оттенок, расширяет их кругозор и ориентировку в цветовой стороне действительности и вызывает желание передавать разнообразие цветов в окружающей их жизни.

Слайд 12

Однако без целенаправленной педагогической работы в этом направлении дети этого возраста могут все изображать одним цветом, не испытывая потребности использовать карандаши или краски разного цвета. Овладевая способами рисования карандашами и красками, дети вместе с этим приобретают возможность свободнее пользоваться цветом при создании изображения, и важно побуждать их к созданию разнообразных красочных рисунков, аппликаций. Достигнув большей уверенности в рисовании красками, дети постепенно и сами приобретут умение готовить нужные им цвета. У детей этой группы следует закреплять и уточнять (или если эта работа не осуществлялась в предыдущей группе, то познакомить) с цветовой гаммой дымковской и филимоновской игрушек.. Развивать у детей желание использовать в рисовании, разнообразные цвета, обращая внимание на многоцветие окружающего мира. Если дети овладеют основными способами рисования цветными карандашами, то в конце года можно показать им способ получения более яркого и более светлого цвета, сильнее или слабее нажимая на карандаш. Это сенсомоторный навык, и поэтому словесного объяснения недостаточно, тогда следует показать его вместе с рукой ребенка, фиксируя его внимание на миле нажима, предупреждая, что не следует нажимать на карандаш слишком сильно, иначе может сломаться грифель.

Слайд 13

Важным умением, от которого зависит получение чистого цвета при рисовании красками, является хорошее промывание ребенком кисти. Этот навык необходимо формировать у детей младшей и средней группы и продолжать в старшей. Развивать у детей стремление и желание широко и свободно ориентироваться в цветовой действительности. Направлять внимание детей на сравнение цветов и оттенков в природе, в предметной среде, развивать умение видеть красивые сочетания цветов. Выделять теплые и холодные тона и оттенки, видеть богатство оттенков (например, зеленого цвета в траве, листве разных деревьев и одного и того же дерева в тени и на солнечной стороне и др.). Развивать у детей чувство цвета, знакомя их с цветовой гаммой народного декоративно - прикладного искусства. Учить детей готовить цветной фон для рисования и аппликации, используя разные техники покрывания бумаги цветом (одним цветом ватным тампоном или плоской большой кистью - флейц, размывка, вливание цвета в цвет, набрызг и др.).

Слайд 14

Теплые и холодные цвета Зеленый цвет может быть и теплым и холодным Теплые цвета Холодные цвета

Слайд 15

Старшая группа (шестой год жизни) Задачи: для старшей группы по формированию у детей восприятия цветов, представлений о цветах и их создании у детей чувства цвета включает целый ряд закреплять знание усвоенных раннее цветов и оттенков; познакомить детей с цветовыми эталонами: расположение цветов в цветовом спектре на примере радуги; расширить представления детей о получении оттенков любого цвета. Показать детям, что светлота оттенка любого цвета в краске зависит от количества добавленной в нее белой. А познакомив детей с акварелью и способами рисования ею, показать, что светлота оттенка зависит от количества добавленной воды; научить детей передавать 2-3 оттенка цвета при рисовании карандашами путем регуляции силы нажима на карандаш. Довести до осознания детьми этого способа как общего для создания оттенка любого цвета в рисовании карандашами.

Слайд 16

Следует продолжать формировать у детей понимание того, что чистота цвета и оттенков при рисовании гуашью и особенно акварелью зависит от чистоты воды и хорошего промывания кисти, прежде чем брать краску другого цвета. Важно продолжать развивать эстетическое восприятие, развивать цветоощущение, умение всматриваться в цвета предметов, явлений, сравнивать их, устанавливать сходство и различия; обращать внимание детей на многообразие цветов и оттенков в природе и предметах, созданных человеком.

Слайд 17

Цветовые оттенки основных цветов Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, из красного получится бледно красный, то есть розовый, а из синего – голубой и т.д. Можно добавлять в краски белила (т.е. белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется светлотой. Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета.

Слайд 18

Подготовительная группа (седьмой год жизни) При систематической и последовательной работе с детьми по формированию у них чувства цвета, дети седьмого года жизни имеют знания о цветах и оттенках, знакомы с цветовым спектром, умеют составлять цвета и оттенки, могут широко использовать цветовую гамму при создании изображений в рисунках и аппликациях (реальных, декоративных, сказочных, фантастических).

Слайд 19

Литература: 1. Формирование восприятия цвета у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1969. – 196 с. 2.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада. / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с. 3. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. /Н. П. Сакулина, М., Просвещение, 1975 4. Выготский Л. С. Психология искусства. /Л. С. Выготский, М., 1968. 5.Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144 6. Гнайкова Н. В. Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 14-17. — URL https://moluch.ru/archive/145/40627/ (дата обращения: 20.11.2018).