Технология преподавания детей в условиях надомного обучения
Как правило, у учащихся с ОВЗ в условиях домашнего обучения доминирующей деятельностью продолжительное время остается игра, и учителю целесообразно применять ее для обучения, воспитания, релаксации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_prepodavaniya.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
__________________________________________________________141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Технологии преподавания для детей с ОВЗ в условиях домашнего обучения
Выполнила: Мищенко В.А.
учитель начальных классов
Клин, 2019.
В современной педагогике существует множество образовательных технологий и их элементов: личностно-ориентированная технология обучения; технология уровневой дифференциации и индивидуализации; проблемное обучение; исследовательские методы в обучении; обучение на интегративной основе; игровые технологии; тестовые технологии; групповая технология; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии. Все они дополняют друг друга. Так на уроке учитель применяет комплекс представленных технологий.
Как правило, у учащихся с ОВЗ в условиях домашнего обучения доминирующей деятельностью продолжительное время остается игра, и учителю целесообразно применять ее для обучения, воспитания, релаксации детей.
По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:
- Развлекательная.
- Коммуникативная.
- Функция самореализации.
- Игротерапевтическая.
- Диагностическая.
- Коррекционная.
- Функция межнациональной коммуникации.
- Функция социализации.
- Рекреационная.[1]
Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат. И, кроме того, что она помогает активизировать учебный процесс, освоить учебный материал, игра доставляет удовольствие, улучшает самочувствие школьников на уроке. Чтобы определить роль и место игры на уроке, учитель должен понять функции и классификации педагогических игр.
Классификация игр:
- познавательные;
- интеллектуальные;
- строительные;
-игра-общение;
- игра-труд;
- словесные, художественные, музыкальные;
- игры-драматизации;
- спортивные, подвижные;
- ролевые.
Дидактические игры. Существует огромное количество дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные.[2] Игры подобного вида применяются на различных уроках. Младшие школьники к ним проявляют большой интерес.
- «Собери вагоны». (При изучении темы «Состав слова»).
Материал игры: вагоны с частями слов.
Содержание игры. Учащимся предлагается составить слова из частей, написанных на вагончиках. В итоге получается поезд.
- «Угадай». (При изучении темы «Притяжательные местоимения»).
Материал игры: личные вещи учащихся, мешочек.
Содержание игры. Учитель достает из мешочка чью-либо вещь. Один из учащихся должен сказать полным предложением кому принадлежит данный предмет.
- «Волшебное яйцо». (Можно использовать на любом уроке.)
Материал игры: упаковки от шоколадных яиц с заданиями, волшебный мешочек.
Содержание игры. Учащиеся по очереди тянут из мешочка «яйцо» с заданием и выполняют его.
Компьютерные обучающие игры. Сегодня существует масса компьютерных обучающих программ и игр как для учащихся массовых школ («Урок грамоты», «Говори правильно» и др.), так и для учащихся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего вида («В городском дворе», «Состав числа», «Видимая речь»). В современном мире без компьютерных технологий невозможно представить полноценный урок. Данный вид игр применяется на разных этапах урока: при изучении нового материала, во время устного счета, для проведения физкультминуток.
Игры и задания на смекалку (загадки, кроссворды, головоломки). Данный вид игр можно использовать для актуализации знаний учащихся, на обобщающих уроках. Например: детям предлагается вписать в клетки таблицы названия зимних месяцев в правильной последовательности по определенному правилу и пр.
Активное внедрение игровых технологий в обучение младших школьников в инклюзивной среде ведет к усилению активности учащихся, их мотивации, прочному закреплению знаний, помогает учителю сделать урок красочным и интересным.
При работе с детьми с ОВЗ наряду с традиционными технологиями обучения и воспитания важно систематически применять технологию сказкотерапии. Сказка является уникальным феноменом устного народного творчества. Дети знакомы с ней с дошкольного возраста. Они любят слушать сказки, читать их и инсценировать. Сказка – это полет фантазии, вера в чудеса. Сказка – это волшебство, которое завораживает и интригует младших школьников. Поэтому сказкотерапия выступает как элемент, сопровождающий образовательный и воспитательный процесс.
Особенно учителю важно применять данную технологию на первых этапах поступления учащегося в образовательное учреждение. В этот период у детей происходит адаптация к школе, закладываются основы учебной деятельности, поведения в школе. Поэтому сказкотерапия поможет стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность усвоения знаний.
Сказкотерапия позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается механизм идентификации, потому в этот период сказкотерапия наиболее эффективна. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события, происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.
Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы в те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.
Коррекционная работа с данными детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого ребенка таким образом, что ребенок вместе с педагогом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Такие сказки могут быть сочинены самим ребенком или совместно с ребенком. Записывание сказки собственного сочинения и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание, что, в свою очередь, предполагает больший психотерапевтический эффект. Тексты сказок обогащают словарный запас, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи ребенка.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс / сост. Е. В. Языканова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Изд-во «Экзамен», 2010. – 79 с.
- Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы:пособие для учителя-дефектолога/Е. Г. Речицкая.-М.: Гуанитар. изд.центр ВЛАДОС,2005.
- Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия / Под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.:Речь, 2000. – 254с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.
[1] Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.
[2] Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы:пособие для учителя-дефектолога/Е. Г. Речицкая.-М.: Гуанитар. изд.центр ВЛАДОС,2005.