ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Саканская-Грицай Елена Ивановна

Благодаря методу проектов студенты учатся размышлять, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, осмысленно разбираться в вопросах, касающихся будущей специальности, подходить к решению вопросов творчески, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Преподаватель же через проект имеет возможность оценить комплексное освоение компетенций при изучении технических дисциплин студентами.

 

Презентация "Формирование интереса учащихся к будущей профессии через проектную деятельность", СПб, 2017г. полностью здесь

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Е. И. Саканская-Грицай

В соответствие с ФГОС понятие «компетенция» трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей. А.В. Хуторской определяет компетенции как ведущие критерии подготовленности современного выпускника учреждений профессионального образования.

Если инструментальная база компетентности представлена знаниями, умениями, навыками, то её мотивационная база является одним из ключевых факторов компетентности, т. к. мотив – движущая сила, побуждение, стремление к деятельности. Важным фактором компетентного поведения выступает направленность личности, т. е. ценностно-смысловая база компетентности, как сформированное активное положительное отношение к общечеловеческим ценностям.

Проектные технологии, способствующие компетентностно-ориентированному подходу в образовании, являются практической педагогической технологией, которая направлена на достижение общего значимого результата деятельности совместной учебно-познавательной, творческой деятельности.

А. М. Новиков и Д. А. Новиков, раскрывая сущность понятия «проект», указывают на существование традиционного понимания проекта (в технике, в строительстве) как совокупности документов для создания какого-либо сооружения или изделия.

По определению Е. С. Полат: «Метод проектов» предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности.

Главным условием проектной деятельности при изучении технических дисциплин является важность её результатов, которые оформляются в виде: изделия с пакетом документов, презентация процесса, деятельности с подробностями и их особенностями.

Проектная деятельность способна сделать учебный процесс для обучающихся личностно значимым, позволяющим им раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свои исследовательские способности, быть активными. Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности в процессе изучения технических дисциплин, предусмотренных учебным планом, и включением обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе, связанных с будущей профессиональной деятельностью обеспечивается качество подготовки специалистов, требующихся на рынке труда в соответствие с международными стандартами ИСО-9000.

Проект — это “5 П” — проблема — планирование (проектирование) — поиск — продукт — презентация.

Согласно А. М. Новикову и Д. А. Новикову, завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:

1) фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой педагогической (образовательной) системы и план её реализации;

2) технологическая фаза, результатом которой является реализация системы;

3) рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта

На фазе проектирования при изучении технических дисциплин сегодня активно практикуется работа с Интернет-ресурсами. Возможно использование видеоматериалов, в которых наглядно представлены устройство и функционирование технических объектов; физические, химические явления, на которых основываются технические объекты и технологические процессы.

Технологическая фаза – фаза разработки проекта - охватывает составление проектных планов и проведение анализа осуществимости.

Рефлексивная фаза развивает способность к самооценке.

Всё это способствует развитию профессиональных компетенций студентов технических специальностей.

Возможности использования проекта как средства оценки компетенций определяются по А. М. Новикову и Д. А. Новикову:

1) структурой компетенции (содержательным наполнением инвариантных основ – инструментальной, мотивационной, ценностно-смысловой, индивидуально-психологической, конативной);

2) полнотой представленности всех фаз проекта как завершенного цикла деятельности студента;

3) принципами формирования оценочных средств как средств педагогического контроля.

Благодаря методу проектов студенты учатся размышлять, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, осмысленно разбираться в вопросах, касающихся будущей специальности, подходить к решению вопросов творчески, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Преподаватель же через проект имеет возможность оценить комплексное освоение компетенций при изучении технических дисциплин студентами. 


Предварительный просмотр: