Статья "Специфика работы с одарёнными школьниками"
Статья "Специфика работы с одарёнными школьниками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lab_no9_statya.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
В данной статье автор подчеркивает, что для лингвистически одаренных детей должны быть созданы благоприятные условия в общеобразовательных школах, которые будут способствовать их интеллектуальному и творческому развитию, а также повышению их языковой подготовки благодаря личностно ориентированному подходу в обучении иностранным языкам. Описывается опыт работы преподавателей кафедры иностранных языков Мордовского государственного университета с лингвистически одаренными школьниками.
Ключевые слова: одаренный школьник, лингвистическая одаренность, лингвистически одаренные дети, элективный курс.
На сегодняшний день в системе образования перед педагогами возник ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием одаренных и талантливых детей. Такие школьники нуждаются в психолого-педагогической поддержке, для них необходимо разработать интегрированные программы обучения.
Работая с данной категорией учащихся, учителя школы постоянно сталкиваются с психологическими и педагогическими трудностями, возникающими из-за разнообразия видов одаренности, вариативности образования на современном этапе, противоречивости теоретических моделей и методов работы с одаренными детьми, а также из-за нехватки специалистов, которые подготовлены работать с такими учащимися. При этом возникает необходимость учета специфики обучения и развития одаренных школьников в дошкольном, школьном (в школах, гимназиях, лицеях) государственном и негосударственном, а также дополнительном образовании.
Практически перед каждым учителем стоит вопрос: «Каким образом найти индивидуальный подход к каждому ребенку, если в классе учится более 30 учащихся?» Поэтому на сегодняшний день назрел вопрос о том, чтобы создать целостную систему работы с одаренными школьниками в условиях общеобразовательной школы, которая предполагает пересмотреть цели обучения, содержание учебных материалов, которые отражены в различных нормативных документах, учебных планах, программах, учебниках и учебных пособиях, а также необходимо произвести анализ существующих методов, средств, технологий обучения с точки зрения работы с одаренными учащимися.
В концепции «Одаренность» [1], которая была разработана в 1998 г., была представлена единая теоретическая база, помогающая определить одаренность, ее виды, пути идентификации. Многие педагоги-психологи могут использовать ее в качестве инструмента, создавая психолого-педагогические программы для работы с учащимися, которые наделены потенциальной одаренностью.
Одной из форм работы с такими школьниками является интеграция средней школы и высшего учебного учреждения в системе дополнительного иноязычного образования. Сегодня уже назрела необходимость использовать в обучении одаренных школьников те же методы, что используются для студентов первых-вторых курсов. Так, вузовские методики преподавания многих дисциплин могут быть адаптированы к методам, используемым в средней школе, кроме того, руководителям учебных заведений следует проводить совместные молодежные научно-практические конференции - все это позволит интенсифицировать процесс обучения одаренных ребят.
Примером такого сотрудничества может служить работа преподавателей Мордовского государственного университета, непосредственно факультета иностранных языков. Так, кафедра иностранных языков специальных дисциплин составила совместно с учителями иностранного языка и администрацией школ программы по иностранным языкам (английский, немецкий, французский) для лингвистически одаренных детей, которые реализовывали преподаватели кафедры на базе университета в течение 10 лет.
В данном проекте участвуют ряд школ г. Саранска (лицей № 5, общеобразовательные школы № 10 с углубленным изучением отдельных предметов, № 12, № 15, гимназии № 11, № 97, Гимназия «Альтернатива»), а также школы № 2 г. Задонска Липецкой обл. и № 2 г. Ливны Орловской обл. Во всех этих школах существуют классы с лингвистическим уклоном, в которые набираются учащиеся из различных школ города и района после прохождения соответствующего тестирования.
В работу филиалов кафедры входит:
- проведение открытых заседаний филиалов кафедры;
- организация учебно-методической работы (определение тематики элективных курсов, подготовка учебных и учебно-методических материалов, рецензирование учебно-методической литературы);
- организация и проведение занятий по элективному курсу «Страноведение» (на немецком, английском и французском языках);
- проведение «Дней открытых дверей» (знакомство абитуриентов со спецификой обучения на факультете, а также с профессорско-преподавательским составом, содействие в проведении олимпиад среди школьников);
- проведение конференции по организации педагогической практики студентов на базе школ, являющихся филиалами кафедры;
- знакомство школьников с формой проведения и содержанием ЕГЭ, организация консультаций для будущих абитуриентов;
- организация и проведение студенческих и преподавательских научно-практических конференций (привлечение учителей и учеников школы к участию в НПК).
Данная преемственность между школами и кафедрой иностранных языков специальных дисциплин МГУ существует уже много лет благодаря активной работе большей части преподавателей кафедры. Учащиеся, посещающие занятия в филиалах кафедры, без особых трудностей поступают в МГУ, а также в престижные московские вузы (МГУ, МГЛУ, МПГУ и т. д.). Этому способствует их активное участие в различных мероприятиях по иностранным языкам, которые организуются для лингвистически одаренных школьников на факультете иностранных языков: конкурс научно-исследовательских и творческих работ среди учащихся общеобразовательных учреждений; лингво-страноведческая викторина, посвященная рождественским традициям стран изучаемых языков; фестиваль иностранных языков, фонетический конкурс и др.
Цели проводимых мероприятий соответствуют концепции развития языкового пространства, создающего условия для формирования личности одаренного ребенка, возможности ее самореализации в поликультурном мире при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой. Данная работа способствует культурному и духовному обогащению как студентов, так и учащихся.
Университетские преподаватели воспитывают толерантность у лингвистически одаренных школьников через знакомство с культурой стран изучаемых языков, повышают мотивацию у учащихся к изучению иностранных языков, активизируют их познавательный интерес к дисциплине «Иностранный язык», поддерживают и поощряют студентов и учащихся, способных и одаренных в области иностранных языков.
Для школьников филиала кафедры был разработан элективный курс «Страноведение» (на немецком, английском и французском языках), в содержание которого входили следующие разделы:
- Общая характеристика Великобритании/Германии/Франции (географическое положение, реки, моря, горы, административное деление).
- Население Великобритании/Германии/Франции (вероисповедание, национальные меньшинства, особенности национального характера).
- Государственное устройство Великобритании/Германии/Франции.
- История Великобритании/Германии/Франции.
- Достопримечательности Лондона/Берлина/Парижа.
- Города Великобритании/Германии/Франции и их достопримечательности.
- Обычаи и традиции Великобритании/Германии/ Франции.
- Система образования Великобритании/Германии/ Франции.
- Знаменитые люди Великобритании/Германии/ Франции.
- Искусство Великобритании/Германии/Франции.
Реализация вышеупомянутой программы осуществлялась преподавателями МГУ и непосредственно членами кафедры иностранных языков специальных дисциплин.
Другая форма взаимодействия преподавателей университета и школы связана с индивидуальным обучением одаренных учащихся, которые проявляли явные способности к иностранным языкам. В 2004-2012 гг. такая работа проводилась в гимназии № 11 с участием автора исследования и коллег. Практический курс иностранного (английского) языка (для одаренных детей), который мы описываем в качестве примера (такой же курс вели и преподаватели немецкого и французского языков), был направлен на обогащение и развитие качественной стороны речи, совершенствование навыков иноязычной коммуникативной компетенции, а также дальнейшее развитие и совершенствование всех умений и навыков, приобретенных за предыдущие годы обучения в школе. Практический курс иностранного языка предусматривал обучение одаренных детей речевой деятельности в устной и письменной форме на основе овладения фонетическими, грамматическими и лексическими навыками. Главной практической целью учебного курса являлось создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении, а также повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель - одаренный ученик», «одаренный ученик - ученик», «одаренный ученик - родитель». При достижении практической цели в процессе обучения лингвистически одаренных детей ставились также и воспитательные, общеобразовательные цели. Учебные материалы, их тематика и содержание способствовали эстетическому воспитанию одаренных школьников и расширению их кругозора.
Мы разработали и реализовали нижеупомянутую программу для 9-го класса, группы из 8 учащихся (6 ч в неделю). В задачи, поставленные перед преподавателями иностранного языка, осуществлявшими обучение по вышеупомянутой дисциплине, входило:
- развитие коммуникативных умений применительно к основным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) в различных сферах коммуникации;
- развитие личности одаренных учащихся;
- совершенствование умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
- увеличение объема знаний по практической фонетике, лексикологии английского языка;
- увеличение объема активной и пассивной лексики;
- совершенствование навыков оперирования языковыми единицами на лексическом и грамматическом уровнях в коммуникативных целях;
- увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
- развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, а также совершенствовать навыки самостоятельной работы;
- расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Принципы специализации учебной программы применительно к лингвистически одаренным детям:
1. Интенсивное изучение языкового материала (программу 9-го класса проходят за 2 месяца).
2. Поэтапное введение нового дополнительного учебного материала (за 9-й класс учащиеся проходят 7 новых тем по лексике и 9 тем по грамматике на занятиях по практике языка).
3. Обеспечение устойчивых грамматических навыков (школьники выполняют в несколько раз больше грамматических упражнений, которые учитель подбирает им не только из основного учебника, но также из других пособий).
4. Формирование самостоятельных навыков обучения иностранным языкам у лингвистически одаренных школьников (учащиеся активно проявляют самостоятельные навыки в изучении устных тем, которые даются в учебнике после одного или двух практических занятий по обсуждаемым темам и предлагаются непосредственно учителем иностранного языка). Ребята самостоятельно читают дополнительную художественную литературу на иностранном языке в качестве индивидуального чтения, позже учитель спрашивает новые слова из прочитанной книги вместе с дефинициями, синонимами, антонимами, фразовыми глаголами, идиомами, интересные сочетания слов с устойчивыми предлогами, а также учащиеся воспроизводят ситуацию из текста и стараются использовать новое слово в своей ситуации. Учитель обязательно должен проводить беседу с ребятами по прочитанным книгам, которые они пересказывают, обсуждают, рекламируют.
Практический курс иностранного языка для одаренных детей был тесно связан со школьной программой обучения иностранному языку и направлен на развитие речевых умений, навыков аудирования, чтения и письма.
Сформулированные принципы, на которых основывается углубленное обучение иностранным языкам в средней общеобразовательной школе, нашли в качестве примера свою реализацию в проводимой нами программе по английскому языку, в которую мы добавили некоторые дополнительные темы.
Элективный курс «Страноведение Великобритании» был также расширен языковым материалом по английской культуре, литературе и другим языковым реалиям.
В программе указывалось, что занятия по иностранному языку были рассчитаны на 6 академических часов в неделю в течение целого года обучения.
Главная цель изучаемого курса была связана с приобретением учащимися наиболее полной информации о стране изучаемого языка, поскольку страноведческие знания образуют основу для формирования коммуникативной компетенции, развитием языковых наклонностей у лингвистически одаренных школьников, используя дифференцированный подход в обучении иностранным языкам и опираясь на те задатки учащихся, которые были даны им природой. С этой целью преподаватели нашей кафедры совместно с учителями школы попытались создать специальные условия для лингвистически одаренных ребят, чтобы реализовать и развить их потенциальные возможности в речевой деятельности. Таким образом, задача учителей и педагогов заключалась в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить языковые потребности лингвистически одаренных детей, превратить их лингвистические способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через погружение в языковую среду.
Роль иностранного языка, наряду с русским языком, историей, правом, экономикой - как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в концепции модернизации российского образования.
Успех в обучении школьников иностранным языкам обусловлен соблюдением ряда требований: учащиеся систематически тренировались в логическом мышлении; усваивали фактический материал, у них развивались речевые умения при обсуждении сложных и нестандартных ситуаций на иностранном языке; готовились к сдаче ЕГЭ и поступлению в различные университеты; занимались научно-исследовательской деятельностью; участвовали во многих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и научно-практических конференциях и т. д.
Вышеописанная программа представляет собой итог долгого кропотливого труда, выполненного преподавателями кафедры иностранных языков специальных дисциплин ЕГУ, которые использовали индивидуальную форму обучения иностранным языкам. Так, автором данного исследования совместно с коллегами выявлены плюсы и минусы предложенной методики обучения. Благодаря программе учащиеся получили прекрасные возможности развивать самостоятельные навыки в изучении иностранных языков, а также осваивать навыки исследовательской деятельности. В настоящий момент школьники, окончившие курс по данной программе, учатся в ЕГУ, а также в других престижных университетах страны. Эти лингвистически одаренные школьники (теперь студенты) принимают активное участие в научно-исследовательской работе высших учебных заведений, успешно учатся. Результаты, полученные преподавателями ЕГУ в процессе работы в филиалах кафедры иностранных языков специальных дисциплин, применяются при профессионально-методической подготовке будущих учителей иностранных языков, а также при разработке различных учебных пособий и учебников, при написании монографий и т. д.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, М. П. Обучение старшеклассников чтению и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций (на материале английского языка) / М. П. Андреева. Москва, 2006. – 24 с.
2. Архипов, Г. Б. О влиянии темпа речи на аудирование типология английского и русского языков / Г. Б. Архипов // Психология и методика обучения иностранным языкам : автореф. дис. канд. пед. Наук / Г. Б. Архипов. М., 1968 – 23-33 с.
3. Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. – М. : «Просвящение», 1965. – 227 с.
4. Бернштейн, В. Л. Формирование межкультурной компетенции в процессе обучения иностранными языками / В. Л. Бернштейн. – П.: «ПГЛУ», 2004. – 275 с.
5. Биболетова, М. З. Теоретические основы контроля обученности школьников иностранному языку / М. З. Биболетова // Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку : метод. пособие / под ред. А. А. Миролюбова. – О. : Титул, 1999. – 17-40 с.
6. Биболетова, М. З. Воспитательный потенциал предмета иностранный язык / М. З. Биболетова, Н. В. Ладыженская. Москва, 2015. – 2-10 с.
7. Бим, И. Л. Цели обучения иностранным зыкам на современном этапе / И. Л. Бим // Методика обучения иностранным языкам : традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. – О. : Титул, 2010. – 39-46 с.
8. Загвязинский, В. И. Теория обучения : современная интерпретация / В. И. Загвязинский – М. : Академия, 2008. – 192 с.
9. Коряковцева, Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии / Н. Ф. Коряковцева – М. : Академия, 2015. – 192 с.
10. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. Москва, 1999. – 28 с.
11. Панютина, Н. И. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н. И. Панютина, В. Н. Рагинская, Е. Б. Кислякова. – В. : Учитель, 2016. – 204 с.
12. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – М. : Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
13. Петракевич, Е. А. Школа, ориентированная на развитие одарённости / Е. А. Петракевич // Одарённый ребенок. – 2008. – 148-151 с.
14. Тоболкина, И. Н. О концептуальных подходах к организации обучения и воспитания одарённых детей в специально организованной образовательной среде/ И.Н. Тоболкина, Т.Б. Черепанова // Одарённый ребёнок. – 2018. – 237с.
15. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. Москва, 2000. – 144с.
16. Чинская, Л. Н. Одарённые дети в общеобразовательной школе / Л. Н. Чинская // Одарённый ребёнок. – 2016. – 142с.