Статья "Специфика работы с одарёнными школьниками"

Еленова Елена Еленовна

Статья "Специфика работы с одарёнными школьниками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lab_no9_statya.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

В данной статье автор подчеркивает, что для лингвистически одаренных детей должны быть созданы благоприятные условия в общеобразовательных школах, которые будут способствовать их интеллектуальному и творческому развитию, а также повышению их языковой подготовки благодаря личностно ориентированному подходу в обучении иностранным языкам. Описывается опыт работы преподавателей кафедры иностранных языков Мордовского государственного университета с лингвистически одаренными школьниками.

Ключевые слова: одаренный школьник, лингвистическая одаренность, лингвистически одаренные дети, элективный курс.

На сегодняшний день в системе образования перед педагогами возник ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием одаренных и талантливых детей. Такие школьники нуждаются в психолого-педагогической поддержке, для них необходимо разработать интегрированные программы обучения.

Работая с данной категорией учащихся, учителя школы постоянно сталкиваются с психологическими и педагогическими трудностями, возникающими из-за разнообразия видов одаренности, вариативности образования на современном этапе, противоречивости теоретических моделей и методов работы с одаренными детьми, а также из-за нехватки специалистов, которые подготовлены работать с такими учащимися. При этом возникает необходимость учета специфики обучения и развития одаренных школьников в дошкольном, школьном (в школах, гимназиях, лицеях) государственном и негосударственном, а также дополнительном образовании.

Практически перед каждым учителем стоит вопрос: «Каким образом найти индивидуальный подход к каждому ребенку, если в классе учится более 30 учащихся?» Поэтому на сегодняшний день назрел вопрос о том, чтобы создать целостную систему работы с одаренными школьниками в условиях общеобразовательной школы, которая предполагает пересмотреть цели обучения, содержание учебных материалов, которые отражены в различных нормативных документах, учебных планах, программах, учебниках и учебных пособиях, а также необходимо произвести анализ существующих методов, средств, технологий обучения с точки зрения работы с одаренными учащимися.

В концепции «Одаренность» [1], которая была разработана в 1998 г., была представлена единая теоретическая база, помогающая определить одаренность, ее виды, пути идентификации. Многие педагоги-психологи могут использовать ее в качестве инструмента, создавая психолого-педагогические программы для работы с учащимися, которые наделены потенциальной одаренностью.

Одной из форм работы с такими школьниками является интеграция средней школы и высшего учебного учреждения в системе дополнительного иноязычного образования. Сегодня уже назрела необходимость использовать в обучении одаренных школьников те же методы, что используются для студентов первых-вторых курсов. Так, вузовские методики преподавания многих дисциплин могут быть адаптированы к методам, используемым в средней школе, кроме того, руководителям учебных заведений следует проводить совместные молодежные научно-практические конференции - все это позволит интенсифицировать процесс обучения одаренных ребят.

Примером такого сотрудничества может служить работа преподавателей Мордовского государственного университета, непосредственно факультета иностранных языков. Так, кафедра иностранных языков специальных дисциплин составила совместно с учителями иностранного языка и администрацией школ программы по иностранным языкам (английский, немецкий, французский) для лингвистически одаренных детей, которые реализовывали преподаватели кафедры на базе университета в течение 10 лет.

В данном проекте участвуют ряд школ г. Саранска (лицей № 5, общеобразовательные школы № 10 с углубленным изучением отдельных предметов, № 12, № 15, гимназии № 11, № 97, Гимназия «Альтернатива»), а также школы № 2 г. Задонска Липецкой обл. и № 2 г. Ливны Орловской обл. Во всех этих школах существуют классы с лингвистическим уклоном, в которые набираются учащиеся из различных школ города и района после прохождения соответствующего тестирования.

В работу филиалов кафедры входит:

  1. проведение открытых заседаний филиалов кафедры;
  2. организация учебно-методической работы (определение тематики элективных курсов, подготовка учебных и учебно-методических материалов, рецензирование учебно-методической литературы);
  3. организация и проведение занятий по элективному курсу «Страноведение» (на немецком, английском и французском языках);
  4. проведение «Дней открытых дверей» (знакомство абитуриентов со спецификой обучения на факультете, а также с профессорско-преподавательским составом, содействие в проведении олимпиад среди школьников);
  5. проведение конференции по организации педагогической практики студентов на базе школ, являющихся филиалами кафедры;
  6. знакомство школьников с формой проведения и содержанием ЕГЭ, организация консультаций для будущих абитуриентов;
  7. организация и проведение студенческих и преподавательских научно-практических конференций (привлечение учителей и учеников школы к участию в НПК).

Данная преемственность между школами и кафедрой иностранных языков специальных дисциплин МГУ существует уже много лет благодаря активной работе большей части преподавателей кафедры. Учащиеся, посещающие занятия в филиалах кафедры, без особых трудностей поступают в МГУ, а также в престижные московские вузы (МГУ, МГЛУ, МПГУ и т. д.). Этому способствует их активное участие в различных мероприятиях по иностранным языкам, которые организуются для лингвистически одаренных школьников на факультете иностранных языков: конкурс научно-исследовательских и творческих работ среди учащихся общеобразовательных учреждений; лингво-страноведческая викторина, посвященная рождественским традициям стран изучаемых языков; фестиваль иностранных языков, фонетический конкурс и др.

Цели проводимых мероприятий соответствуют концепции развития языкового пространства, создающего условия для формирования личности одаренного ребенка, возможности ее самореализации в поликультурном мире при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой. Данная работа способствует культурному и духовному обогащению как студентов, так и учащихся.

Университетские преподаватели воспитывают толерантность у лингвистически одаренных школьников через знакомство с культурой стран изучаемых языков, повышают мотивацию у учащихся к изучению иностранных языков, активизируют их познавательный интерес к дисциплине «Иностранный язык», поддерживают и поощряют студентов и учащихся, способных и одаренных в области иностранных языков.

Для школьников филиала кафедры был разработан элективный курс «Страноведение» (на немецком, английском и французском языках), в содержание которого входили следующие разделы:

  • Общая характеристика Великобритании/Германии/Франции (географическое положение, реки, моря, горы, административное деление).
  • Население Великобритании/Германии/Франции (вероисповедание, национальные меньшинства, особенности национального характера).
  • Государственное устройство Великобритании/Германии/Франции.
  • История Великобритании/Германии/Франции.
  • Достопримечательности Лондона/Берлина/Парижа.
  • Города Великобритании/Германии/Франции и их достопримечательности.
  • Обычаи и традиции Великобритании/Германии/ Франции.
  • Система образования Великобритании/Германии/ Франции.
  • Знаменитые люди Великобритании/Германии/ Франции.
  • Искусство Великобритании/Германии/Франции.

Реализация вышеупомянутой программы осуществлялась преподавателями МГУ и непосредственно членами кафедры иностранных языков специальных дисциплин.

Другая форма взаимодействия преподавателей университета и школы связана с индивидуальным обучением одаренных учащихся, которые проявляли явные способности к иностранным языкам. В 2004-2012 гг. такая работа проводилась в гимназии № 11 с участием автора исследования и коллег. Практический курс иностранного (английского) языка (для одаренных детей), который мы описываем в качестве примера (такой же курс вели и преподаватели немецкого и французского языков), был направлен на обогащение и развитие качественной стороны речи, совершенствование навыков иноязычной коммуникативной компетенции, а также дальнейшее развитие и совершенствование всех умений и навыков, приобретенных за предыдущие годы обучения в школе. Практический курс иностранного языка предусматривал обучение одаренных детей речевой деятельности в устной и письменной форме на основе овладения фонетическими, грамматическими и лексическими навыками. Главной практической целью учебного курса являлось создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении, а также повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель - одаренный ученик», «одаренный ученик - ученик», «одаренный ученик - родитель». При достижении практической цели в процессе обучения лингвистически одаренных детей ставились также и воспитательные, общеобразовательные цели. Учебные материалы, их тематика и содержание способствовали эстетическому воспитанию одаренных школьников и расширению их кругозора.

Мы разработали и реализовали нижеупомянутую программу для 9-го класса, группы из 8 учащихся (6 ч в неделю). В задачи, поставленные перед преподавателями иностранного языка, осуществлявшими обучение по вышеупомянутой дисциплине, входило:

  • развитие коммуникативных умений применительно к основным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) в различных сферах коммуникации;
  • развитие личности одаренных учащихся;
  • совершенствование умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • увеличение объема знаний по практической фонетике, лексикологии английского языка;
  • увеличение объема активной и пассивной лексики;
  • совершенствование навыков оперирования языковыми единицами на лексическом и грамматическом уровнях в коммуникативных целях;
  • увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
  • развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, а также совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Принципы специализации учебной программы применительно к лингвистически одаренным детям:

1.        Интенсивное изучение языкового материала (программу 9-го класса проходят за 2 месяца).

2.        Поэтапное введение нового дополнительного учебного материала (за 9-й класс учащиеся проходят 7 новых тем по лексике и 9 тем по грамматике на занятиях по практике языка).

3.        Обеспечение устойчивых грамматических навыков (школьники выполняют в несколько раз больше грамматических упражнений, которые учитель подбирает им не только из основного учебника, но также из других пособий).

4.        Формирование самостоятельных навыков обучения иностранным языкам у лингвистически одаренных школьников (учащиеся активно проявляют самостоятельные навыки в изучении устных тем, которые даются в учебнике после одного или двух практических занятий по обсуждаемым темам и предлагаются непосредственно учителем иностранного языка). Ребята самостоятельно читают дополнительную художественную литературу на иностранном языке в качестве индивидуального чтения, позже учитель спрашивает новые слова из прочитанной книги вместе с дефинициями, синонимами, антонимами, фразовыми глаголами, идиомами, интересные сочетания слов с устойчивыми предлогами, а также учащиеся воспроизводят ситуацию из текста и стараются использовать новое слово в своей ситуации. Учитель обязательно должен проводить беседу с ребятами по прочитанным книгам, которые они пересказывают, обсуждают, рекламируют.

Практический курс иностранного языка для одаренных детей был тесно связан со школьной программой обучения иностранному языку и направлен на развитие речевых умений, навыков аудирования, чтения и письма.

Сформулированные принципы, на которых основывается углубленное обучение иностранным языкам в средней общеобразовательной школе, нашли в качестве примера свою реализацию в проводимой нами программе по английскому языку, в которую мы добавили некоторые дополнительные темы.

Элективный курс «Страноведение Великобритании» был также расширен языковым материалом по английской культуре, литературе и другим языковым реалиям.

В программе указывалось, что занятия по иностранному языку были рассчитаны на 6 академических часов в неделю в течение целого года обучения.

Главная цель изучаемого курса была связана с приобретением учащимися наиболее полной информации о стране изучаемого языка, поскольку страноведческие знания образуют основу для формирования коммуникативной компетенции, развитием языковых наклонностей у лингвистически одаренных школьников, используя дифференцированный подход в обучении иностранным языкам и опираясь на те задатки учащихся, которые были даны им природой. С этой целью преподаватели нашей кафедры совместно с учителями школы попытались создать специальные условия для лингвистически одаренных ребят, чтобы реализовать и развить их потенциальные возможности в речевой деятельности. Таким образом, задача учителей и педагогов заключалась в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить языковые потребности лингвистически одаренных детей, превратить их лингвистические способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через погружение в языковую среду.

Роль иностранного языка, наряду с русским языком, историей, правом, экономикой - как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в концепции модернизации российского образования.

Успех в обучении школьников иностранным языкам обусловлен соблюдением ряда требований: учащиеся систематически тренировались в логическом мышлении; усваивали фактический материал, у них развивались речевые умения при обсуждении сложных и нестандартных ситуаций на иностранном языке; готовились к сдаче ЕГЭ и поступлению в различные университеты; занимались научно-исследовательской деятельностью; участвовали во многих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и научно-практических конференциях и т. д.

Вышеописанная программа представляет собой итог долгого кропотливого труда, выполненного преподавателями кафедры иностранных языков специальных дисциплин ЕГУ, которые использовали индивидуальную форму обучения иностранным языкам. Так, автором данного исследования совместно с коллегами выявлены плюсы и минусы предложенной методики обучения. Благодаря программе учащиеся получили прекрасные возможности развивать самостоятельные навыки в изучении иностранных языков, а также осваивать навыки исследовательской деятельности. В настоящий момент школьники, окончившие курс по данной программе, учатся в ЕГУ, а также в других престижных университетах страны. Эти лингвистически одаренные школьники (теперь студенты) принимают активное участие в научно-исследовательской работе высших учебных заведений, успешно учатся. Результаты, полученные преподавателями ЕГУ в процессе работы в филиалах кафедры иностранных языков специальных дисциплин, применяются при профессионально-методической подготовке будущих учителей иностранных языков, а также при разработке различных учебных пособий и учебников, при написании монографий и т. д.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, М. П. Обучение старшеклассников чтению и обсуждению прочитанного с целью развития ценностных ориентаций (на материале английского языка) / М. П. Андреева. Москва, 2006. – 24 с.

2. Архипов, Г. Б. О влиянии темпа речи на аудирование типология английского и русского языков / Г. Б. Архипов // Психология и методика обучения иностранным языкам : автореф. дис. канд. пед. Наук / Г. Б. Архипов. М., 1968 – 23-33 с.

3. Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. – М. : «Просвящение», 1965. – 227 с.

          4. Бернштейн, В. Л. Формирование межкультурной компетенции в процессе обучения иностранными языками / В. Л. Бернштейн. – П.: «ПГЛУ», 2004. – 275 с.

        5. Биболетова, М. З. Теоретические основы контроля обученности школьников иностранному языку / М. З. Биболетова // Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку : метод. пособие / под ред. А. А. Миролюбова.  – О. : Титул, 1999. – 17-40 с.

         6. Биболетова, М. З. Воспитательный потенциал предмета иностранный язык / М. З. Биболетова, Н. В. Ладыженская. Москва, 2015. – 2-10 с.

         7. Бим, И. Л. Цели обучения иностранным зыкам на современном этапе / И. Л. Бим // Методика обучения иностранным языкам : традиции и современность / под ред. А. А. Миролюбова. – О. : Титул, 2010. – 39-46 с.

         8. Загвязинский, В. И. Теория обучения : современная интерпретация / В. И. Загвязинский – М. : Академия, 2008. – 192 с.

         9. Коряковцева, Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии / Н. Ф. Коряковцева – М. : Академия, 2015. – 192 с.

         10. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. Москва, 1999. – 28 с.

        11. Панютина, Н. И. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н. И. Панютина, В. Н. Рагинская, Е. Б. Кислякова. – В. : Учитель, 2016. – 204 с.

        12. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – М. : Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.

       13. Петракевич, Е. А. Школа, ориентированная на развитие одарённости / Е. А. Петракевич // Одарённый ребенок. – 2008. – 148-151 с.

       14. Тоболкина, И. Н. О концептуальных подходах к организации обучения и воспитания одарённых детей в специально организованной образовательной среде/ И.Н. Тоболкина, Т.Б. Черепанова // Одарённый ребёнок. – 2018. – 237с.
      15. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. Москва, 2000. – 144с.

       16. Чинская, Л. Н. Одарённые дети в общеобразовательной школе / Л. Н. Чинская // Одарённый ребёнок. – 2016. – 142с.