Урок-практикум " Решение задач на построение правильных многоугольников" (9 класс)

Емельянова Ирина Алексеевна

На уроке рассматривается история построения правильных многоугольников, представление о месте многоугольников в живой и неживой природе, использовании в архитектуре, быту и искусстве. А так же спосрбы построения правильных многоугольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_pravilnyh_mnogougolnikov.docx138.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по геометрии на тему:

«Решение задач на построение правильных многоугольников»

9 класс

Цель урока.

        Дать представления о задачах на построение правильных многоугольников, рассмотреть наиболее простые задачи на построение и научить учащихся их решать. Привить интерес к таким задачам, обращая внимание учащихся на необычность и оригинальность их решения, а также точность и красоту геометрических фигур, получающихся в процессе построения. Для расширения кугозора дать представление о месте многоугольников в живой и неживой природе, использовании в архитектуре, быту и искусстве.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – практикум

Форма обучения: коллективная и индивидуальная

Приборы и материалы:

Циркуль, линейка, карандаш, ручка и альбомный лист.

Ход урока:

Учитель:

        Сегодня на уроке мы познакомимся с геометрическими задачами на построение. Вы уже имели дело с геометрическими построениями: проводили прямые, откладывали отрезки, равные данным, строили углы, треугольники и другие фигуры. При этом вы пользовались чертежными инструментами: масштабной линейкой, циркулем, транспортиром, чертежным угольником.  (Видео 0.0-1.13)

        В геометрии выделяют задачи на построение, которые можно решить только с помощью двух инструментов:

1) циркуля, с помощью которого можно провести окружность произвольного радиуса, а также окружность с центром в данной точке и радиусом, равным данному отрезку;

2) линейки без масштабных делений, которая позволяет провести произвольную прямую, а также построить прямую, проходящую через две данные точки.

Сегодня на уроке вы научитесь решать наиболее простые задачи на построение. Они являются основой для решения более сложных геометрических задач на построение, которые вы будете решать в дальнейшем.  (Видео 0.0-1.13)

        Простейшими задачами на построение считаются следующие задачи:

1. Построение середины отрезка.

2. Построение угла, равного данному углу.

3. Построение биссектрисы угла.

4. Построение перпендикуляра к прямой, проходящего через точку, лежащую на этой прямой.

5. Построение перпендикуляра к прямой, проходящего через точку, не лежащую на этой прямой.

        Задача 1. Построить серединный перпендикуляр к отрезку.

            Задача 2. Рассчитать  величину угла правильного треугольника и построить треугольник с заданной стороной с помощью транспортира и линейки. Величина угла: 1800 : 3 = 600  

        Задача 3.  Рассчитать  величину угла правильного шестиугольника и построить его с заданной стороной с помощью транспортира и линейки.  

Алгоритм № 1.  (Слайд 2)

        Для построения правильного n –  угольника   произведём расчёт величины его углов.  

        Так как сумма всех углов правильного  n – угольника  равна (n – 2)∙180º  и  все его углы равны, то угол правильного многоугольника будет вычисляться по формуле:

        Вычислив  величину угла правильного n – угольника и зная длину его стороны, мы можем построить при помощи транспортира и линейки любой правильный многоугольник.

Например: Построить правильный шестиугольник с заданной стороной а.

Дано: a

Решение:

Построение выполняем последующему алгоритму.

1.Вычисляем по формуле угол правильного шестиугольника,

2.Проводим при помощи линейки прямую линию.

3.Откладываем при помощи циркуля на прямой отрезок длиной равной а.

4. Строим при помощи транспортира углы величиной 120º с вершинами на

концах отрезка  а.

5. Откладываем при помощи циркуля на полученных лучах отрезки длинной равной а.

6. Строим при помощи транспортира углы величиной 120º с вершинами на

концах полученных отрезков.  

7. Откладываем при помощи циркуля на полученных лучах отрезки длинной равной а.

8. Соединяем концы полученных отрезков.

        Алгоритм построения правильного многоугольника можно изобразить

в следующей последовательности чертежей. (Слайд 3)

        Полученный многоугольник является правильным шестиугольником. Аналогично можно построить любой правильный n – угольник.

Алгоритм № 2. (Слайд 4)

        Этот алгоритм очень прост, поэтому особого внимания математики ему не уделяют.

Центральный угол окружности составляет 360º.

1. Делим 360º на n равных частей.

2. Проводим лучи до пересечения с окружностью.

3. Соединяем точки пересечения.

Полученный многоугольник является правильным n –угольником.

 

Алгоритм №3.

построения правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки.

Следующий алгоритм построения правильных многоугольников основан на свойствах  описанной окружности около правильного многоугольника и  вписанной в правильный многоугольник.

                                                   

Теорема 1. Около любого правильного многоугольника можно описать окружность, и притом только одну.

Теорема 2. В любой правильный многоугольник можно вписать окружность, и притом только одну.

Следствие 1. Окружность, вписанная в правильный многоугольник, касается

сторон многоугольника в их серединах.

Следствие 2. Центр окружности, описанной около правильного многоугольника, совпадает с центром окружности, вписанной в этот многоугольник  

Для построения правильных n – угольников при n › 4 обычно используется окружность, описанная около многоугольника.

Задача 1. Построить правильный шестиугольник, сторона которого равна данному отрезку. (Видео 5.02-6.05. Слайд 5)

 Дано: a=5 см

Построить: правильный 6-угольник

Решение:

Для решения задачи воспользуемся формулой  а 6 = R

(Доказать по формуле:  a = 2 R sin )

Пусть а – данный отрезок.

Алгоритм построения.  (видео 5.02-6.05)

1.Построим окружность радиуса а.

2. Отметим на ней произвольную точку А1.

3. Не меняя раствора циркуля, построим на этой окружности точки А2 ,  А3 , А4 , А5 , А6 так, чтобы выполнялись равенства

А1 А2 =  А2 А3 = А3 А4  = А4 А5 = А5 А6 

4.Соединим последовательно построенные точки отрезками, получим искомый правильный шестиугольник

А1 А2 А3 А4 А5 А6

Задача 4. Построить правильный треугольник

Алгоритм. Соединить через одну  3 точки на окружности. (Слайд 6-7)

Задача 5. Построить правильный четырехугольник. (видео 3.14-3.50)

Алгоритм.

        Провести диаметр окружности. Провести к нему диаметр, перпендикулярный данному. Соединить четыре точки окружности.

Задача 6. Построить правильный 8-угольник

Алгоритм.

        Построить серединные перпендикуляры к сторонам  4-угольника и соединить 8 точек окружности.

Задача 7. Дан правильный n – угольник. Построить правильный

                2n – угольник.

Решение. Пусть А1 А2 … А n  - данный правильный n – угольник. Опишем около него окружность. Для этого построим биссектрисы углов А1 и А2 и обозначим буквой О точку их пересечения. Затем проведём окружность с центром О радиуса О А1.

Для решения задачи достаточно разделить дуги А1 А2 , А2 А3, …, А n А1 пополам и каждую из точек деления В12 ,… ,В n  соединить отрезками с концами соответствующей дуги. Для построения точек В12 ,… ,В n  можно воспользоваться серединными перпендикулярами к сторонам данного

n – угольника. По такому алгоритму построим правильный двенадцатиугольник  А1В1 А2В2  А3В3  А4В4 А5В5  А6В6

Применяя указанный алгоритм, можно построить целый ряд правильных n – угольников, если построен один из них. Например, построив правильный  шестиугольник, можно построить правильный двенадцатииугольник, построив правильный четырёхугольник, т. е. квадрат, можно построить правильный восьмиугольник, затем правильный шестнадцатиугольник и вообще правильный 2 К – угольник, где к – любое целое число.  

Историческая справка и подведение итогов (видео 8.24-10.09)

 Из истории построения правильных многоугольников

Правильным многоугольником называется выпуклый многоугольник, у которого все углы равны и все стороны равны.

Примерами правильных  многоугольников являются равносторонний треугольник, квадрат, правильный шестиугольник  и другие правильные многоугольники.

Построение правильного многоугольника с n сторонами оставалась проблемой для математиков вплоть до ХIХ века. Построение правильного многоугольника с n сторонами идентично разделению окружности на n равных частей, так как соединив между собой точки делящие окружность на части, можно получить искомый многоугольник.

Древнегреческий математик Архимед  использовал правильные  многоугольники для вычисления числа π. Он вычислял площади вписанных в окружность и описанных вокруг неё многоугольников, постепенно увеличивая число их сторон. Евклид в своих «Началах» занимался построением правильных многоугольников в книге IV, решал задачу для

n = 3, 4, 5, 15. Древнегреческие математики умели строить правильные многоугольники.

Средневековая математика почти никак не продвинулась в вопросе построения правильных многоугольников.

Лишь в1796 году Карл Фридрих Гаусс доказал, что если число сторон правильного многоугольника равно простому числу Ферма, то его можно построить с помощью циркуля и линейки. На сегодняшний день известны следующие числа Ферма: 3, 5, 17, 257, 65537. Вопрос о наличии или отсутствия других таких чисел остаётся открытым.Интересно, что поиски простых чисел Ферма  на современных компьютерах не дали результатов, все проверенные числа оказывались составными. Поскольку число 7 не является простым числом Ферма, то построить правильный семиугольник с помощью циркуля и линейки невозможно, как невозможно построить одиннадцатиугольник, тринадцати- и четырнадцатиугольники, невозможно построить правильный девятиугольник. Пока известна возможность построения лишь 31 правильного многоугольника с нечётным числом вершин.

В 1894 году была поставлена точка в деле построения правильных многоугольников, когда были построены правильные 17-257-и 65537-угольника.

        Для расширения кугозора дать представление о месте многоугольников в живой и неживой природе, использовании в архитектуре, быту и искусстве.

 (Презентация . Слайд)