Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме "Транспорт"
Развивающая задача: Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Образовательные речевые задачи: составлять описательный рассказ о данной игрушке-транспорта с помощью вопросов:
- упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;
- практическом употреблении приставочных глаголов;
- согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;
- учить составлять целое из частей (разрезные картинки).
Коррекционная задача: упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме “транспорт”.
Воспитательная задача: учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.
Материалы: игрушки транспорт, картинки транспорт, разрезные картинки транспорта, аудиозапись “Автобус”, панорама города с изображением транспорта.
Ход занятия
- Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, машине, автобусе)
- Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)
- Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? (Пассажиры)
- Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)
- Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)
Обратить внимание на панораму города, рассмотреть изображение транспорта. Пальчиковая игра “Посчитаем”.
Будем пальчики сгибать -
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).
- Кто водит пассажирский и грузовой транспорт (водитель, шофер).
Обобщение воспитателя: Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.
- А знаете ли вы, из каких основных частей она состоит?
- Как называется та часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина)
- Куда складывают груз? (Кузов)
- Где сидят пассажиры? (Салон)
- Без какой части машина никогда не поедет? (Без колеса)
Игровое упражнение “Едем в автобусе”
- А теперь все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе? (Пассажиры). А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему?
Я буду говорить, а вы отвечайте:
- Автобус от остановки (отъехал), к другой остановке (подъехал). Затем на небольшую горку (въехал или заехал) и вместе с нами он мост (переехал). Он быстро в тоннель (заехал) и оттуда вскоре на заправку (поехал, приехал).
Речевая игра “На заправке”
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку.
(обеими руками “крутят руль” перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
Заправившись, автобус на выставку-салон (приехал, заехал).
- В нашей группе открылась выставка-салон транспортных средств “Веселые моторы”. Я буду директором, а вы менеджерами по продаже автомобиля. Вы должны рассказать о понравившемся транспорте и сделать его рекламу:
Название машины.
Какая она: описать ее внешний вид, цвет.
Назвать части.
Для чего она предназначена.
- Начну я с рекламы: Это автобус. Он красный. У него есть кабина, колеса, много окошек, двери. Автобус перевозит пассажиров.
Заслушать 3-4 рассказа.
- Ребята, а в далекой сказочной стране “Лилипутии” живут маленькие человечки и все у них маленькое: и одежда, и обувь, и транспорт.
Игровое упражнение “Большой-маленький”
развернуть таблицу
Воспитатель Дети
машина машинка
автомобиль автомобильчик
грузовик грузовичок
трамвай трамвайчик
троллейбус троллейбусик
автобус автобусик
развернуть таблицу
Машины наши верные и надежные помощники. Но чтобы они долго служили за ними нужно следить, во время чинить, ставить в гараж.
Дидактическая игра “Почини машину”
Водители сильно жали на педали,
Развалилась машина на детали.
Помогите, помогите
Машинку из деталей соберите.
Дети собирают машинки по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.
А сейчас я превращаю я вас в машину, кто какую хочет. И с занятия каждая из вас уедет со своим сигналом. Словесная игра “Изобрази сигнал своей машины” (посигналить громко – на прощание, тихо – машины уехали далеко).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
На тему: «Волшебница Зима»
Воспитатель: Кошелева Л.А.
Цель:
Уточнить признаки зимы;
Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов;
Учить детей отвечать на поставленные вопросы;
Развивать координацию движений, совершенствовать мелкую моторику, развивать длительный и плавный выдох;
Развивать внимание, память, мышление;
Активизировать словарь;
Воспитывать эстетический вкус.
Словарь:
Сосулька, метель, сугробы, снежный ком, снежок, снежинка, снегопад, снежки, снегири; белая, холодная, нежная, резная, красивая, грустная, длинная, короткая, морозная, долгая, вьюжная, снежная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая.
Оборудование:
Волшебная веточка, картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежного кома; снежинки на ниточках; серия картин по теме «Зима».
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, гости!
Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся).
Я шла сегодня на работу и встретила красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. Она укрывала все вокруг холодным белым покрывалом и деревья, и дома. А если подует ветер, заметет, закружит метель, остаются высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Зима).
- Вы знаете, ребята, мне зима дала вот эту волшебную веточку, чтобы она нам помогала. (к кому дотронется веточка, тот и отвечает).
- А почему вы догадались, что это зима? (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом)
Чем покрыты деревья зимой? (Все деревья покрыты белым пушистым снегом.)
Как одеваются люди зимой? (Зимой люди одеваются: в теплые шапки, шубы, зимние сапоги, рукавички…)
Загадки:
Ребята, отгадайте загадки.
«Очень любят детки
Морозные конфетки,
Только пьют потом пилюльки
Те, кто скушал что?» (Сосульки)
Дидактическая игра «Подберите признаки» (к кому дотронется веточка, тот и отвечает).
Сосулька (какая) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…
«Рады, рады все на свете,
Рады взрослые и дети!
В гости снова к ним пришла
Кто? - Красавица... (зима)»
Зима (какая) – снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…
« Белый-белый, словно мел -
К нам он с неба прилетел.
Лес укрыл, поля, лужок.
Что за кружево?» (Снежок)
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(Лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки – под щеку).
Физкультурная минутка:
Здравствуй зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый, (встаем, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки (имитируем движение лыжников и конькобежцев)
И на елке огоньки!!! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Ребята, вы сказали, что зима холодная, морозная, значит, она всех морозит, сейчас мы с вами попробуем укрыть елочку от холода снежными словами. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова и каждым снежным словом мы будем укрывать елочку. А слова я попрошу запомнить, чтобы ответить на вопрос.
Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На поселки, на лужок –Все снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
Рядом – снежная фигурка. Это девочка - … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким словами мы укрывали елочку. Дети повторяют еще раз слова. (снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири, снег).
Сюрпризный момент (письмо за елкой) снеговик прислал нам мнемотаблицы и просит детей рассказать стишок.
Во дворе полно снежка, Я слепил снеговика,
Руки, ноги, голова, нос-морковка, глаза два!
Ребята отгадайте еще загадку,
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ... (снежинки)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Молодцы,ребята! Давайте с вами вспомним, снежинка какая? (красивая, легкая, пушистая, белая, блестящая, холодная нежная) Но что-то она очень грустная.
- Давайте ее развеселим и поиграем с ней. (Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать).
- Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть. Ребята, мы так сильно дули, что снежинка распалась на несколько кусочков, давайте поможем собрать снежинку!
Игра: «Собери картинку» (разрезные картинки-снежинки)
Игра со снежками. (дети становятся в круг и передают снежки из рук в руки)
Молодцы, ребята! Давайте с вами вспомним, что бывает зимой? (Подбор «зимних» слов (снег, метель, лед, сосулька, снеговик, снежный комочек…)
Давайте поблагодарим наших гостей и пригласим их еще раз к нам в гости!!!
.