Доклад. Некоторые особенности работы учителя математики с детьми с ОВЗ

Емельянова Ирина Алексеевна

Что характеризует деятельность успешного педагога- профессионала? Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным решениям возникших проблем в ходе работы с детьми с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые  особенности работы учителя математики с детьми с ограниченными возможностями здоровья

        Профессиональный стандарт педагога, который пришел на смену морально устаревшим документам, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным решениям возникших проблем в ходе работы с детьми с ОВЗ характеризуют деятельность успешного педагога- профессионала. Конечно, приобретение этих ценных качеств невозможно без умения расширить пространство педагогического творчества, приобретенного многолетним опытом работы в школе.

        Главным в  обучении детей с ограниченными возможностями здоровья  является индивидуализация обучения, что позволяет каждому  ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями. Учитель должен грамотно систематизировать учебный материал и доступно довести его до каждого ученика, дать возможность каждому ученику проявить себя, вовремя исправить свои ошибки и получить положительную оценку. Таким образом создается ситуация успеха для каждого обучающегося.

        Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков из-за болезни, что, безусловно, влияет на учебный процесс. Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда  получаешь ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого   каждодневная, кропотливая работа педагога, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками.

        Основной задачей  в работе ЦДО является, оптимально грамотно составленный,  индивидуальный учебный план, который включает в себя рекомендации медико-педагогической комиссии, школьных педагогов.

        В школе дистанционного образования, компьютер –основное связующее звено между учителем и обучаемым, иногда и внешним миром. Одним из важных условий  в работе педагога, является   понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. На уроках математики большую помощь в реализации «стандартов»  оказывают следующие методики обучения:

-изучение нового материала с использованием видеоуроков;

-разбор презентаций в программе «Живая математика»;

-закрепление изученного материала с помощью тестов;

-выполнение письменных самостоятельных и контрольных   работ  по алгоритму;

-использование дидактических игр, тематических кроссвордов и тренажеров.

Для подготовки к успешной сдаче ГВЭ в 9-х, как и в обычной школе, удобно использовать сайты «ФИПИ», «Архив ЕГЭ», «Решу ЕГЭ. Гущин» и другие.

На уроках математики с детьми с ОВЗ следует так же соблюдать следующие здоровьесберегающие технологии:

Индивидуальный подход к каждому ученику.

Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

Проявление педагогического такта.

Умелая реализация целей и задач, которые в индивидуальном учебном плане ставит перед собой учитель, позволит ребенку:

осмыслить себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости;

формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;

формировать потребность в сознательном, ответственном и творческом отношении к учебе;

Проявление педагогического такта,постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку – необходимые условия развития в нём веры в собственные силы и возможности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Лыткарино Московской области Некоторые особенности обучения математике детей с задержкой психического развития. Емельянова Ирина Алексеевна

Слайд 2

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Обучающиеся с ОВЗ Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В соответствии с действующим ФЗ «Об образовании», дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться «как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ст. 79, п.4). Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой (ст.79, п.1).

Слайд 4

Особенности детей с ЗПР низкая познавательная активность (отсутствует готовность к интеллектуальному усилию); недостаточность процессов восприятия, внимания, мышления, памяти; неустойчивое внимание с неустойчивостью концентрации на объекте; рассеянность; повышенная отвлекаемость (особенно при длительном выполнении однообразных учебных заданий); несформированность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения; слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточность ее целенаправленности, неформированнность функции самоконтроля, и др. Общее недоразвитие речи (бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, недостаточно сформирован лексико-грамматический строй речи, нарушение чтения или письма) и т.д.

Слайд 5

Дети с СДВГ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является минимальной мозговой дисфункцией. Это клинический синдром, проявляющийся импульсивностью, чрезмерной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания. Существует 3 типа диагноза СДВГ: в одном из них преобладает гиперактивность, во втором присутствует лишь дефицит внимания, третий тип объединяет оба показателя. Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание на чем-либо, они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня.

Слайд 6

Особенности организации учебной деятельности Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать эмоциональный настрой, активизировать познавательные процессы ( Принцип эмоциональной окрашенности) Принцип систематичности и последовательности (важна вариативность повторения, при которой каждый раз вносится что-то новое в содержание материала, в характер его усвоения) Многократные повторения и напоминания. Материал преподносится малыми дозами, с постепенным усложнением. Не спешить! Широкое использование принципа наглядности, принципа доступности в сочетании с принципом научности. Принцип фасилитации (облегчение трудностей на начальном этапе обучения…) Поддержка и поощрение активности ребенка с ЗПР О сновной принцип обучения детей с ЗПР - работа «зоне ближайшего» развития ребенка

Слайд 7

Проблемы в обучении математике невозможность длительного интеллектуального напряжения не владеют навыками устного счета «боязнь» текстовых задач, особенно, если текст большого объема трудности в заучивании наизусть и воспроизведении выученного трудности при работе с чертежными инструментами, в связи с недоразвитием мелкой моторики, дисграфии

Слайд 8

Организация обучения 1. Четкие и продуманные инструкции для учащихся 2. Обязательное включение устной работы в ход каждого урока 3.Реализация принципа коррекционно-развивающего обучения 4.Обучение работать с учебником , учебными пособиями. 5. Алгоритмизация. Предъявление учащимся пошаговых инструкций. 6. Выполнение заданий по образцу. Опорные конспекты. Работа с тренажерами. Памятки- инструкции. Тесты. Дидактические игры. Оказание дифференцированной помощи на уроке

Слайд 9

Организация индивидуальной работы со слабоуспевающими школьниками на уроке. Для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в оказываемой учителем помощи. Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в этих случаях является разной. Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики могут работать по более общим, недетализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя. Необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу, – различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования – сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т.п.

Слайд 10

Общие подходы в работе с детьми с ЗПР индивидуальный подход, предотвращение наступления утомляемости, активизация познавательной деятельности, обогащение знаниями об окружающем мире, особое внимание - коррекции всех видов деятельности, проявление педагогического такта

Слайд 11

повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9 классах; развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в планируемых проблемных заданиях, проверки ответа на правдоподобие; сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену; вести планомерную подготовку к экзамену; закрепить знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования Задачи курсов ИГЗ для обучающихся 9 классов