Доклад. Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в специальных (коррекционных) классах, необходим качественно новый подход к их обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._korrektsionno-razvivayushchie_tehnologii_v_obuchenii_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 26.75 КБ |
pamyatka.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время трудности в обучении, по данным различных исследований испытывают от 15 до 40 % обучающихся.
Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Структура и содержание образования имеют специфические особенности, а характер усвоения учебного материала этими учащимися несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определённые сложности в организации учебного процесса и учебно-познавательной деятельности. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в методику обучения различных школьных предметов.
В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в специальных (коррекционных) классах, необходим качественно новый подход к их обучению.
Обобщение литературных источников и опыта педагогов позволило выделить основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
1. Создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.
Так же полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ.
2. Постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания).
3. Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.
4. Усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка.
5. Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика и т. п.).
6. Для облегчения работы обучающихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках заданных объектов . При этом учебный материал вначале нужно разобрать с обучающимися по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании:
Традиционные технологии обучения
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
.
Объяснительно – иллюстративные технологии
работая с учащимися с задержкой психического развития в первую очередь необходимо развивать образное мышление, использовать образные представления и предлагать выполнять те виды умственной деятельности, которые детям наиболее близки и понятны. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - так говорит народная мудрость. Учитель скажет: зрительные впечатления (образы) ярче и лучше, чем словесные, рисуют картину, врезаются в сознание и дольше остаются в нем. Раз так, то в процессе обучения полезно использовать эту особенность.
Использование картин известных художников, иллюстраций, картинок, дающих представление о каком-либо физическом явлении.
Для многих детей усвоение и понимание теоретического материала в виде логического рассказа, вывода формул практически невозможно. Учащиеся, если не видят «картинку», испытывают затруднения. Рисунки всегда привлекают детей: они вглядываются в него, раздумывают над ним, советуются друг с другом по поводу содержания и незаметно для себя втягиваются в анализ рисунка и так же незаметно приходит понимание явления или закона.
Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии
Развитию мышления учащихся способствуют и различные игровые моменты на уроке : перебрасывание кубика формул, работа на время с карточками, обозначающими физические величины, единицы физических величин, «игра в слово». Дети очень любят игру в «черный ящик» (узнавание предмета по наводящим вопросам), которая позволяет определять свойства и характеристики предметов, приборов, физического оборудования и т.д. Иногда учебную деятельность стимулирует самое простое задание: представить и показать явление (например, показ трения - скрип двери); кто быстрее решит задачу, быстрее соберет установку, выполнит эксперимент.
Инновационные технологии
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, применяя элементы информационно – коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ). Организуя работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, одновременно необходимо создавать положительную мотивацию. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, на которых применяется компьютер не только как электронная доска, но и для индивидуальной работы школьников.
Учащимся с ограниченными возможностями здоровья чаще всего присуще безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, отсутствие или низкий уровень учебной мотивации, что приводит к недостаточному освоению базовых знаний. Поэтому необходимо обеспечить формирование и развитие учебных мотивов у таких школьников. Один из путей формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования положительных мотивов является ИКТ – компонент.
Учитывая Интерес учащихся к компьютеру, Интернету я использую следующие задания: поиск нужной информации в Интернете, подготовка сообщений по изучаемым темам, оформление своих творческих работ в виде документов , схем и рисунков. На уроках использую презентации . тестовые технологии
- компьютерные тренажеры
Технология уровневой дифференциации.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках.
Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Анализируя знания обучающихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
- Обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
- Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
- Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Применяя в работе рассмотренные принципы и технологии
- · Учащиеся с ОВЗ не только получают «багаж» знаний, при изучении программного материала происходит развитие мыслительных процессов, формируется сфера практических умений учащихся;
- · Материал учебника и рассказ учителя становится понятным, осознанно запоминается, ученик видит область практического применения знаний;
- · Повышается мотивация учения, развивается потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;
- · Формируются коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;
- · Развиваются способности детей, повышается самооценка.
Предварительный просмотр:
Основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
1. Создание ситуации успеха
2. Постепенное усложнение учебного материала
3. Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала
4. Усиление практической направленности учебного материала
5. Многократное, поэтапное повторение
6. Использование заданий репродуктивного характе
Коррекционно - развивающие педагогические технологии
- Традиционные технологии обучения
- Объяснительно – иллюстративные технологии
- Игровые технологии
- Инновационные технологии
- Технология уровневой дифференциации
Традиционные технологии обучения
- основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.
- позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Объяснительно – иллюстративные технологии
- развивать образное мышление, использовать образные представления и предлагать выполнять те виды умственной деятельности, которые детям наиболее близки и понятны. Зрительные впечатления (образы) ярче и лучше, чем словесные, рисуют картину, врезаются в сознание и дольше остаются в нем:
- Использование картин
- создание собственных «картин»
использование отрывков из литературных произведений, загадок, пословиц, поговорок, связанных с изучаемым явлениями.
Игровые технологии
- перебрасывание кубика формул,
- работа на время с карточками, обозначающими физические величины, единицы физических величин
- «игра в слово»
- «черный ящик» (узнавание предмета по наводящим вопросам) - представить и показать явление (например, показ трения - скрип двери); кто быстрее решит задачу, быстрее соберет установку, выполнит эксперимент.
Инновационные технологии
- применение ИКТ (видеоуроки, презентации, видеоэксперименты, интерактивные опыты и т.д.)
- Поиск материала в интернете (доклад, презентация, схемы, рисунки, портреты ученых)
- Компьютерные тренажеры
Технология уровневой дифференциации.
- начать от общего к частному
- объяснять от простого к сложному
- проверочные разноуровневые работы
- показать область практического применения
Выводы
- Учащиеся получают базовые знания
- Повышается рефлексивность
- Развитие мыслительных процессов
- Формируется сфера практических умений и навыков
- Формируются коммуникативные отношения
- Развиваются способности детей
- Повышается мотивация учения
- Повышается уровень удовлетворения результатами
- Повышается самооценка