Доклад. История математики и народной культуры на уроках и во внеклассной работе
Как развить познавательную активность учащихся через использование истории математики и народной культуры на уроках и во внеклассной работе, повысить интерес к изучению предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_matematiki_i_narodnoy_kultury_na_urokah_i_vo_vneklassnoy_rabote.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
История математики и народной культуры на уроках и во внеклассной работе
Проблема: Отсутствие познавательной активности учащихся.
Противоречия:
- Отсутствие мотивации учащихся к обучению, снижение интереса учащихся к изучению математики.
- Дети разного уровня интеллектуального развития и возможности усвоения учебного материала.
- Сокращение в учебном плане часов на изучение математики.
- Государственные стандарты - единые требования для всех детей.
- ЕГЭ - обязательный экзамен по математике.
- Увеличение содержания образования.
- Сужение кругозора учащихся и снижение их общей культуры.
- Нехватка времени на уроке.
Цель: развитие познавательной активности учащихся через использование истории математики и народной культуры на уроках и во внеклассной работе, повышение интереса к изучению предмета.
Задачи:
- Использовать систематически на уроках элементы истории математики и народной культуры в сочетании с излагаемым фактическим материалом.
- Учитывать возрастные особенности учащихся и интеллектуального развития при отборе материала, при выборе стиля изложения материала.
- Проводить предметные недели, дифференцированные уроки, внеклассные мероприятия.
- Организовать работу кружка "За страницами учебника математики".
- Развивать патриотизм на примере жизни и деятельности русских ученых- математиков
Сущность опыта.
Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. В разное время ученые и методисты по-разному определяли значимость использования элементов истории математики в преподавании.
Современная школьная программа указывает на необходимость знакомства учеников с фактами из истории математики и биографиями великих математиков. Но в программе нет конкретных указаний, какие сведения из истории, когда и как сообщать школьникам. Знакомство учеников с развитием математики означает продуманное, планомерное ознакомление на уроках с наиболее важными событиями из истории науки в органической связи с систематическим изучением программного материала. Лишь такое тесное сплетение истории и теории обеспечит достижение указанных целей.
Развивая диалектическое мышление и формируя собственное мировоззрение, содействуем сознательному усвоению учащимися учебного материала, глубокому пониманию школьного курса математики, повышению интереса к предмету, развитию их познавательной активности. Отбор конкретного материала и порядок его использования в том или другом классе следует производить в соответствии с учебной программой и учетом возрастных особенностей учащихся. Содержание и объем, стиль изложения материала также не могут быть одинаковыми в разных классах.
Считаю, что в 5-6 классах следует ограничиться некоторыми начальными сведениями из истории математики.
Так в 5 классе я включаю в программу такие темы, как
- Старинная русская система счисления. Запись чисел в Древней Руси. Запись Арабских и Римских чисел.
- История Москвы в задачах (фрагмент урока см. на диске)
- Старинные русские единицы площадей и объема
- Шестидесятеричная система счисления
- Русский абак – счеты
- История математики и жизни ее творцов
Разрабротаны:
- Открытый урок – сказка в форме игры. «Уравнение. Натуральные числа» (5 класс)
(фрагмент урока см. на диске.)
- Открытый урок – сказка в форме игры. «Повторение» (5 класс)
Как элемент народной культуры на уроках математики используются русские народные сказки, например, «Сказка про Ивана Царевича», «Колобок» и др., где ученики вместе с героем сказки преодолевают различные трудности и препятствия, решая поставленные перед ними задачи, помогают спасти от Змея Горыныча Елену Прекрасную или Колобка от Лисы Патрикеевны.
В 6 классе рассматриваются такие темы, как
- Учение Пифагора о делимости чисел
- Учение Евклида и Эрастофена о простых числах
- Учение древних ученых о фигурных числах
- Вклад древних и современных ученых в теорию чисел
- История возникновения дробных чисел
- Развитие учения об отношениях и пропорции
- История возникновения и признания отрицательных чисел
- Правила сложения и вычитания отрицательных чисел в древности
- История рациональных чисел
- Возникновение и развитие алгебры
- История зарождения и применения координатной плоскости
Разработаны:
- Открытый урок с элементами народной культуры. «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (6 класс)
- Открытый урок – сказка в форме игры. «Действия с обыкновенными дробями. Нахождение части (процентов) от числа. Нахождение числа по его дроби»
(6 класс)
Существует мнение, согласно которому кроссворды и шифровки предназначены для досуга, а в педагогической деятельности их можно применять исключительно для активизации учащихся. При решении кроссвордов, отгадывании шифровок ученик в первую очередь развивает мышление, а, испытывая затруднение, обращается к памяти. Для снижения вероятности угадывания ответов количество пересечений слов в кроссворде в зависимости от целей проверки может скорректировать сам учитель. Предложенные кроссворды целесообразно использовать для текущей и тематической проверки знаний основных определений и терминов. Для тематической и обобщающей проверки следует сочетать решение кроссвордов с практической проверкой умений и навыков. (Пример кроссворда для 6 класса см. на диске.)
В 7 классе рассматриваются такие темы, как
- «Арифметика» Магницкого о числах. История возникновения и записи чисел. Проблема «Гольдбаха – Эйлера»
- История возникновения представлений о функции, Л.Эйлер
- Старинные русские единицы измерения. Вклад Д.И Менделеева в распространение метрической системы мер
- Арифмометр П.Л.Чебышева. История возникновения ЭВМ, С.А.Лебедев.
- История Москвы в задачах
- Аксиома параллельных прямых, Лобачевский
- Решение задач с использованием старинных мер длины
Разработаны:
- Открытый урок по геометрии с элементами народной культуры. «Сумма углов треугольника» (7 класс) (фрагмент урока см. на диске)
На уроке сообщается, что Московский Кремль в силу естественного ландшафта построен в форме близкой к треугольнику. Вспоминаем историю Кремля и некоторых из его башен. Затем решаем задачи по теме урока.
Есть немало вопросов из истории математики, к которым приходится возвращаться в курсе средней школы. Опыт работы подсказывает, что следует использовать для ознакомления с историей математики уроки закрепления пройденного материала, что способствует повышению интереса учащихся к таким урокам.
В 8 классе рассматриваются такие темы, как
- «О дробях» – исторические сведения
- « О действительных числах» - исторический экскурс
- «О квадратных корнях»- исторический экскурс
- « О квадратных уравнениях»- исторический экскурс
- « О неравенствах» - исторический экскурс
- «О приближенных вычислениях»- исторический экскурс
- Применение геометрии в физике и техники
- Жизнь и деятельность Пифагора. Различные способы доказательства т.Пифагора
- Исторические сведения о развитии геометрии
- « Окружность Эйлера»
Разработаны:
- Внеклассное мероприятие – игра с элементами народной культуры. «Математический поезд» (6 – 8 класс) (фрагмента урока см. на диске)
На станции «Литературная» ребятам предлагается вставить в пропущенные места в текстах из художественных произведений, изучаемых по программе, пропущенные слова, являющимися старинной русской единицей измерения. А на станции «Творческая» предлагается поиграть в старинную китайскую игру «Танграм» и из семи геометрических фигур составить картинки.
- Внеклассное мероприятие по геометрии с элементами народной культуры – изучение нового материала, практическая работа: «Задачи на построение. Трисекция угла. «Окружность Эйлера» (7-9 класс) (фрагмент урока см. на диске)
На уроке ставится проблема, что не любую задачу на построение с помощью циркуля и линейки можно решить. Одна из них - построение трисекции угла. Вместе с консультантом ученики пытаются решить эту задачу. Так же на уроке изучается биография Л.Эйлера и его теорема об «Окружности Эйлера « и ее девяти точках.
- Внеклассное мероприятие - КВН. «Старинные единицы измерения и старославянский числовой алфавит» (8 – 9класс)
- Открытый урок по геометрии с элементами народной культуры. «Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой» (9 класс) (фрагмент урока см. на диске)
На уроке вспоминаем, что Московский Кремль в силу естественного ландшафта построен в форме близкой к треугольнику. Вспоминаем историю Кремля и некоторых из его башен. Затем решаем задачи по теме урока.
- Внеклассное мероприятие – игра с элементами народной культуры «За страницами учебника математики» (9-10класс) (фрагменты урока на диске)
Это заключительный урок с элементами народной культуры по старинным единицам измерения и старославянскому числовому алфавиту.
В 5-9 классах полезно проводить обобщающие беседы, посвященные историческим экскурсам. Например: в 5-м классе - "История десятичных дробей", "Вычисления в практической деятельности человека"; в 6-м классе - "История положительных и отрицательных чисел", "Возникновение и развитие понятия числа", "История употребления буквенной символики"; в 7-м классе - "Роль практики в возникновении и развитии геометрии", "История Vпостулата Евклида"; в 8-м классе - "История квадратных уравнений"; в 9-м классе - "Истории тригонометрии", "История неевклидовой геометрии", "О логическом строении геометрии и аксиоматическом методе в математике".
При сообщении исторического материала может быть использован проблемный подход. Объяснение нового материала начинается с постановки проблемы, которая логически вытекает из ранее пройденного и ведет к необходимости более высокого познания окружающего мира. Такой подход к подаче исторического материала, как правило, вызывает большой интерес учащихся к математике.
Наиболее часто применяемыми методическими приемами при сообщении исторического материала являются следующие: рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследовательская работа учащихся, экскурс, лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка. К урокам и внеклассным материалам рекомендуется выпускать газеты, например: «В старину решали деды» или «Математики в годы в Великой Отечественной Войны» и т.п.
В ходе урока для сообщения биографических данных и творческой деятельности того или иного ученого привлекаются также учащиеся. Как показывает практика, даже учащиеся, особо не увлекающиеся математикой, с удовольствием берутся за подготовку сообщений и проектов на исторические темы. При этом чтобы приучить учеников к самостоятельности, материал сообщений нужно усложнять. Например: сначала ученику предлагается готовый текст выступления, затем ему дается тема сообщения и рекомендуется литература с указанием страниц в ней, а текст он должен написать сам. После проверки материала учителем ученик выступает с подготовленным сообщением в классе. Таким образом, учащиеся приучаются к самостоятельной работе со справочной и учебной литературой. Отбирая для урока биографические данные ученого, целесообразно придерживаться следующих положений:
- Определяя место, объем и содержание биографических сведений об ученом, необходимо учитывать роль ученого в развитии науки.
- Изложение биографии ученого нужно сопровождать характеристикой Эпохи, в которой он жил и творил, знакомить учащихся с трудностями и препятствиями, которые возникали на его пути.
- Излагая вклад ученого в науку, показать связь его работ с трудами предшественников и знание его научного наследия для дальнейшего развития науки.
- Продумать возможность использования биографии ученого, как материала побуждающего учеников к активному отношению к жизни (организации собственного поведения, постановке собственных задач и оценке своих поступков).
Для кратких исторических сведений иногда достаточно 2-5 минут урока. Затрата времени окупается повышением интереса к данной теме. Главную методическую трудность представляет вопрос о том, как на деле сочетать изучение определенного раздела программы математики с изложением соответствующего исторического материала. Преодолеть эту трудность можно лишь, постепенно, в ходе планомерной и скрупулезной работы.
В результате проводимой работы повышается интерес учащихся к урокам математики и к изучению математики.