Доклад. Межпредметные связи в школьном обучении

Емельянова Ирина Алексеевна

Интеграция содержания учебных дисциплин позволит наиболее полно проиллюстрировать единство всего сущего, построить единую модель, в которой все – неживая и живая природа, жизнь и творчество человека, общество и культура – взаимосвязано и подчинено единым вселенским законам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._mezhpredmetnye_svyazi.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные связи

Целое больше, чем сумма его частей

Традиционное содержание современного школьного образования, и в особенности естественнонаучного, раздроблено, построено по дисциплинарному принципу.

Это позволит наиболее полно проиллюстрировать единство всего сущего, построить единую модель, в которой все – неживая и живая природа, жизнь и творчество человека, общество и культура – взаимосвязано и подчинено единым вселенским законам.

Интегрированием в математике называют действие суммирования, обратное дифференцированию (разделению). В применении к конкретному объекту – содержанию образования, уже дифференцированному в учебном плане школы на 10 образовательных областей и более двух десятков отдельных учебных предметов, операция интегрирования направлена на:

– создание единой картины мира на научной основе;

– ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах;

– взаимосвязь различных предметных систем знаний;

– разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников и т.п.

Операция интегрирования в математике дает ответ, допускающий множество конкретных решений. В построении так называемых интегральных образовательных технологий получается также большое разнообразие конкретных решений – моделей, отличающихся теми или иными параметрами.

Особенности целевых ориентаций

 Преодоление предметоцентризма.

 Целостное восприятие картины мира.

 Формирование межсистемных (межпредметных) знаний.

Акценты концепции

 Принцип генерализации.

 Принцип формирования единой картины мира

 Принцип межпредметных связей.

 Принцип укрупнения дидактических компонентов

Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин»

Естественнонаучная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии. Для ее эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов: физики и химии; географии, биологии и химии (естествознание); истории, литературы, музыки и ИЗО (мировая художественная культура); математика и труд (математика и конструирование), «Математика и конструирование», «Природоведение и сельское хозяйство», «Физика с основами промышленного производства», «Изобразительное искусство и художественный труд» и др.

Интегрированные занятия (уроки). Интегрированные уроки, получившие широкое распространение в последние годы, чаще всего являются одной из форм обобщения знаний. Они могут проводиться на основе внутрипредметной, межпредметной и межсистемной интеграции: объединенные двух-, трех- и четырехпредметные, урок-погружение, урок -экскурсия, урок -поход, урок –путешествие и т.п.

 Интегрированные уроки зачастую служат прямым следствием параллельного изучения родственных предметов (тем), которые как бы выносятся на один урок.

При этом достигается:

– действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении;

– выигрыш во временных затратах на усвоение материала;

– у одного из учителей высвобождается время для ведения индивидуальной работы, контроля и т.д.

Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем

Еще одной моделью интегрирования учебных предметов является временная (по времени) синхронизация программ, которые должны быть построены так, чтобы по интегрируемым предметам в данное время изучались темы, близкие по содержанию или по исторической эпохе или какому-либо другому признаку. Возможна синхронизация и предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.

При синхронизированном параллельном обучении в один и тот же день разными учителями на разных уроках изучаются близкие по содержанию темы. Примеры: параллельное изучение периодического закона по химии и электронной структуры атома по физике или изучение на уроках математики тех математических знаний, которые будут тут же на соседнем уроке применимы при решении задач по физике или химии.

Модель межпредметных связей

Межпредметные связи (МПС) - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная содержанием наук и дидактическими целями. Математическими понятиями проходится оперировать на занятиях по физике, формулируя законы и выводы из тех или иных теоретических предпосылок, преобразуя формулы, решая физические задачи и т.п. Даже на первом этапе изучения физики (VI-VII кл.) учащиеся производят простые алгебраические преобразования, используют знания о пропорциональности величин и функциональной зависимости между ними, о координатах и способах вычерчивания графиков и т.п. Знания по математике применяются на занятиях по химии. Взаимно подкрепляют друг друга курсы физики и химии.

Иногда согласование производится в пределах циклов и не только одного класса (т.е. по горизонтали), но и на протяжении ряда лет (по вертикали).

Формы осуществления МПС:

– занятия с использованием МПС;

– комплексные семинары;

– межпредметные конференции;

– различные формы внеклассной работы.