Доклад. Эффективные приемы преподавания математики в коррекционной школе
Какие приемы и методы используются на уроке в специальной коррекционной школе для развития познавательных интересов обучающихся и приобретению ими навыков самостоятельной работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективные приемы и методы при изучении математики
в коррекционной школе
Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.
Основные задачи специальной (коррекционной) школы — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Каждый урок в специальной школе должен способствовать развитию познавательных интересов обучающихся и приобретению ими навыков самостоятельной работы.
Обучение математике в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Задачи преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- через обучение математике повышать уровень общего развития обучающихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.
Под методами обучения принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения. В современной дидактике особое значение придается методам, развивающим способности учащихся, формирующим их мировоззрение. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения.
Существуют различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
-лекция;
-беседа;
-рассказ;
-инструктаж;
-демонстрация;
-упражнения;
-решение задач;
-работа с книгой;
По источнику получения знаний:
-словесные;
-наглядные:
-демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
-использованиие технических средств;
-просмотр кино- и телепрограмм;
Практические:
-практические задания;
-тренинги;
-деловые игры;
-анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
Метод обучения выбирается в зависимости от целей урока и от содержания проходимого материала, но при этом обязательным условием является активная работа обучающихся.
Примеры приемов при использовании метода упражнений6
-сообщение условий задания
-запись условия
-выполнение задания
-анализ результатов выполнения здания
-контроль за правильностью выполнения задания
Применение конкретных приемов на отдельных этапах урока:
Выполнение домашнего задания:
-фронтальный опрос
-индивидуальный опрос с вызовом к доске
-фронтальный писменный опрос (у доски или по карточкам)
-индивидуальный писменный опрос
-уплотненный опрос
-практическая работа
-программированный контроль
-проверка тетрадей
ТСО
Подготовка обучающихся к усвоению нового материала:
-Проблемный вопрос
-Словарная работа (связь с новым материалом)
-загадка
-ребус
-кроссворд
-игра «четвертый лишний»
Сообщение нового материала:
-рассказ учителя(научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами)
-самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника
-вводная беседа (если у обучающегося есть запас сведений по данной теме)
-чередование беседы и рассказа
-применение ТСО
Закрепление полученных знаний6
-беседа
-работа с учебником
-работа с тетрадью
-практическая работа
-программированное задание
-дидактические игры
-ТСО
-таблицы, схемы, тесты
-самостоятельная работа
Рассмотрим некоторые приемы, которые я использую на своих уроках:
При изучения нового материала по физике, я использую интерактивные разработки с наглядными примерами и экспериментами, а так же видео с физическими экспериментами. При отсутствии лабораторного оборудования применяются интерактивные разработки лабораторных работ, а так же ставятся лабораторные эксперименты из подручных материалов, выполненные учителем или увлекающимися физикой учениками. Для закрепления материала и актуализации знаний при его использовании в дальнейшем, мы используем опорные конспекты Шаталова. При закреплении полученных знаний и проверке усвоенного материала используются тесты по физике. При рассмотрении теоретических вопросов курса необходимо применение наглядности, подведение учащихся к выводам на основе наблюдений и применение их в учебной практике. В помощь при проведении контрольных работ используются разработанные мной дидактические материалы со справочным материалом, где можно найти любую формулу для нахождения физической величины и ее наименования, таблицы постоянных величин. При изучении некоторых тем предполагается самостоятельная работа с учебной литературой, и нахождение ответов на вопросы в учебнике. Как вариант это может быть разгадывание кроссворда или ответы на вопросы теста.
Часто при решении математических и физических задач требуется перевод из одних величин, в другие. Для этого разработана таблица единиц измерения и отработан алгоритм работы с ней. Так единицы измерения расположены от мелких к крупным. При переходе к крупной единице число уменьшается, т.к. она содержит в себе множество мелких, и наоборот.
Учащимся с ЗПР трудно удерживать алгоритм решения примеров из разных тем. Для этого разработан сборник алгоритмов при решении основных примеров курса алгебры с примерами, которые используются при изучении и отработки новых тем. А так же при подготовке к экзаменам. А так же этот сборник оснащен основными формулами и таблицами, которые оказывают значительную помощь учащимся при решении различных примеров.
Активно используется прием комментированное решение задач. Сущность этого приема состоит в следующем: к доске никто не выходит и при вызове учащиеся не встают. Весь класс выполняет одно и то же задание в одном и том же темпе. Учащиеся, сидя за партой на своем месте, поочередно комментируют, обосновывают задание. Каждый ученик внимательно слушает объяснения, так как учитель в любой момент может предложить ему продолжить объяснение. Поскольку переход от ответа одного ученика к другому повторяется даже в пределах одной задачи, то учащиеся приучаются не спешить, соразмерять свои записи при решении с комментированием вызванного ученика и привыкают к тому, что в любой момент могут продолжить ответ. Такое комментирование решаемой задачи нацеливает учащихся на то, что главное – это не быстрота выполнения преобразований, а их обоснование.
Комментированному решению задач должна предшествовать работа с вызовом учащихся к доске.
Прием образцовых ответов. К доске вызывается один из сильных учников по предмету. Весь класс нацеливается на то, что при решении задачи будет учитываться не только быстрота и безошибочность, но и четкое обоснование решения, которое должно быть доступно каждому ученику класса, грамотность речи, выбор правильного темпа, умение держаться у доски ( не заслонять собою записи, показывать указкой ) и т.д.
Такие высокие требования заставляют учеников очень внимательно прислушиваться к ответам других учащихся, учиться оформлять и обосновывать.
Прием уплотненного опроса. К доске для повторения вызываются одновременно 3-4 ученика, каждому предлагается одно задание. Класс в это время выполняет другую работу. Затем вызванные учащиеся поочередно отвечают, комментируя и обосновывая шаги своей работы, остальные слушают, чтобы в случае необходимости дополнить, поправить или найти ошибку. В случае необходимости ученик может воспользоваться справочным материалом или задать вопрос учителю, но это влияет на оценку. Ответы у доски оценивает учитель вместе с классом.
Этот прием позволяет сэкономить учебное время повторение или актуализацию знаний, поскольку учащиеся готовятся у доски не поочередно, а одновременно; повторить большой объем материала; развивает математическую речь; формирует быстроту реакции; умение оценивать себя и других.
Прием непрерывного повторения и распределения во времени. Этот прием используется в упражнениях для устной работы и в тестах. В систему упражнений для устной работы любого урока обязательно включаются упражнения из предшествующих разделов. При использовании этого приема осуществляется систематическое, непрерывное повторение изученного материала. Этот прием позволяет усилить внимание и память; активизировать мыслительную деятельность учащихся; заставляет ученика быстро переключаться с одной темы на другую. Большую роль играют содержательные задачи, которые требуют не расчетов, а сообразительности и хорошего знания теории.
Прием незавершенного действия. Внутри целостного урока можно найти достаточно места для действий, которые можно оставить незавершенными, и именно этой незавершенностью вызвать у учащихся интерес и стимулировать их учебную инициативу. Таким образом, в применении эффекта незавершенного действия самое важное - это точно уловить момент наивысшей напряженности, чтобы прервать действие. Возможность прерывания решения в разных местах позволяет разумно выстроить последовательность процедур на уроке.
Нестандартный урок, не являясь основной формой работы, остаются одним из эффективных средств развития познавательных интересов школьников с проблемами в умственном развитии. К таким урокам относятся уроки-путешествия, урок-игра, урок-экскурсия, урок - сказка и так далее. Путешествовать можно туда - куда угодно: в другую страну, сказку, на луну и т.д. Главное, чтобы идея путешествия была тесно связана с математическими заданиями и подчинялась цели урока. Значение нестандартного урока велико, так в результате повышается интерес к предмету математики, возрастает активность учащихся на протяжении всего урока, активизируется мысль ребенка, развивается любознательность, познавательный интерес, снимается скованность и напряжение у учащихся. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса к математике.
С целью адаптации объема учебного материала к познавательным возможностям учащихся используется прием детализации: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:
- дополнительные наводящие вопросы;
- наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
- помощь в выполнении определенных операций;
- образцы решения задач;
- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные направления коррекционной работы: 02.01.2019 2 · развитие зрительного восприятия и узнавания · развитие пространственных представлений и ориентации · развитие основных мыслительных операций · развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления · коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы · обогащение словаря · коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Задачи преподавания математики во вспомогательной школе: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств; воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. 02.01.2019 3
02.01.2019 4 Методы обучения
Прием – это часть метода . Например , при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: 02.01.2019 5
Применение конкретных приемов обучения на отдельных этапах урока 02.01.2019 6
Проверка домашнего задания 02.01.2019 7
Подготовка обучающихся к усвоению нового материала 02.01.2019 8
Сообщение нового материала 02.01.2019 9
Закрепление полученных знаний 02.01.2019 10
Спасибо за внимание. 02.01.2019 11