Доклад по сенсорной афазии

Сенсорная афазия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_sensornoy_afazii.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова.  Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения.  При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.Сенсорная афазия — это острое нарушение неврогенного происхождения, при котором наблюдается расстройство восприятия устной речи и снижение собственных вербальных способностей. В отличие от прочих форм пациент все еще может воспринимать некоторые несложные фразы, обращенные к нему, однако не всегда. Все зависит от тяжести отклонения.

Пациент все слышит, однако не понимает, что говорят окружающие. Чтобы лучше понять, как это выглядит, достаточно представить, что человек находится в окружении лиц, общающихся на иностранном языке. Речь воспринимается как нечто бессвязное и непонятное, отчего развивается тревожность и дезориентация в пространстве, собственной личности.

Классической причиной развития подобного патологического явления был и остается инсульт. Восприятие речи при сенсорной афазии нарушается в связи с поражением височных долей. Особенно, если страдает так называемый центр Вернике, ответственный за устную речь и восприятие вербальной информации. Слух формально сохранен, возможно его падение или полное отсутствие, при более обширном поражении височных долей.

Диагностика проводится в стенах неврологического отделения стационара под контролем невролога, а при необходимости нейрохирурга, сосудистого хирурга. Лечение зависит от первопричины развившегося патологического состояния. Возможно проведение цереброваскулярной терапии, направленной не восстановление нормальной трофики мозговых тканей, операции, прочих форм лечения. Прогнозы делать трудно, но даже в случае инсульта качественного результата удается добиться, по крайней мере, в 60% случаев.

Классификация расстройства

Сенсорная афазия возникает при поражении височных долей головного мозга. Но эти структуры не гомогенны, они сложно устроены, потому и вариантов патологического процесса может быть несколько. Для простого пациента классификации, которые используют теоретики и практики, мало что скажут. Однако доктора активно используют их при классификации сенсорной афазии, проработке тактики терапии, прогнозировании перспектив в рамках конкретного случая. Основной способ типизировать расстройство — определить локализацию нарушения, его механизм. Здесь на помощь приходит классификация афазий Вернике-Лихтгейма:

1.        Корковая сенсорная афазия (также акустико-гностическая афазия). Классический и наиболее тяжелый тип расстройства. Сопровождается поражением так называемого центра Вернике, который отвечает за восприятие речи, звуковых раздражителей, их логическую обработку и вычленение существенного из окружающего звукового шума. Сопровождается тотальным расстройством восприятия и воспроизведения речи.

2.        Транскортикальная форма. Сопровождается нарушением проведения нервного импульса между центром Вернике и центром Брока, локализованном в лобной доле головного мозга. При этом формально способность к пониманию простейших конструкций может сохраниться, хотя бы частично. Однако семантические связи слов в предложении непонятны больному, он не может воспроизводить их и сам. Возможно развитие псевдогаллюцинаций, пресловутых «голосов» в голове, которые имеют сложное компенсаторное происхождение (таким образом, головной мозг пытается выйти из информационного вакуума, создавая ложные раздражители самостоятельно).

3.        Субкортикальная сенсорная афазия. Встречается часто. Сопровождается нарушением проведения импульса от центров, собственно воспринимающих звуковую информацию и центром Вернике, который выступает своего рода процессором, обработчиком информации и преобразованием ее в понятные логические понятия, суждения.

Есть и проводниковая форма, которая сопровождается нарушением связей моторных и сенсорных центров, ее трудно отличить от корковой сенсорной афазии, потому как они имеют массу общего в рамках клинической картины.

Возможна типизация по тяжести сенсорной афазии. Строгого членения в рамках этого критерия нет. Врач оценивает степень расстройства, пытаясь общаться с человеком. Больной сенсорной афазией либо не воспринимает речь вообще, либо же реагирует только на простейшие односложные инструкции, команды, что указывает на сравнительно меньшую тяжесть расстройства.

В обязательном порядке проводится оценка слуха, способности в принципе воспринимать звуковые раздражители. Направлять пациента к сурдологу не обязательно, этот вопрос решается на усмотрение невролога. Исходя из результатов, выделяют простую форму сенсорной афазии (когда нарушения только высшая нервная деятельность) и сочетанную (страдает и слух, и обработка вербальной информации). При этом, во втором случае возможно большую роль играет именно нарушение слуха, потому пациент не способен адекватно воспринимать звуковые раздражители.

Причины развития сенсорной афазии

Факторы развития самые разные. В большинстве случаев речь идет о структурных нарушениях головного мозга, органических поражениях. Возможны немногие другие варианты. Среди причин можно назвать такие.

Инсульт

Острое нарушение мозгового кровообращения. Сопровождается отмиранием нервных тканей, целых областей коры. В зависимости от обширности поражения можно говорить о той или иной тяжести расстройства. Масштабные деструкции сопровождаются тотальными нарушениями высшей нервной деятельности. Как правило, афазией все не ограничивается. Развитие сенсорной афазии после инсульта едва ли не обязательный признак поражения височных долей. Обнаруживаются и прочие симптомы, вроде кратковременных эпилептических припадков. Возможна потеря слуха в той или иной мере. Реабилитация позволяет добиться удачного восстановления вербальных функций в 55-80% случаев и более.

Менингит, энцефалит

Нейроинфекции разной степени тяжести. Провоцируют воспалительные процессы в головном мозге, постепенное отмирание тканей. При длительном течении патологического процесса без должного лечения наблюдаются массивные структурные изменения головного мозга не поддающиеся коррекции и обратному развитию. Требуется срочное лечение.

Печеночная энцефалопатия

Расстройство работы головного мозга при нарушении работы печени, обычно остром гепатонекрозе или нарастающих явлениях цирроза. Во втором случае есть возможность повлиять на состояние пациента, если начать соответствующее лечение основного заболевания и скорректировать деструкцию нервных тканей.

Цереброваскулярная недостаточность без признаков инсульта

Хроническое нарушение трофики головного мозга. Сопровождается постепенным нарастанием явлений сенсорной афазии и то не всегда. Предотвратить расстройство не сложно, если начать своевременное лечение.

Цереброваскулярная преходящая недостаточность, транзиторная ишемическая атака

Она же микроинсульт. Сопровождается выраженными признаками классического инсульта. При поражении височных долей развивается нарушение речи, восприятия вербальной информации, возможна полная или частичная потеря слуха. Главное отличие от классического инсульта заключается в способности спонтанного регресса транзиторной ишемической атаки. То есть она проходит самостоятельно даже без медицинской помощи. К тому же не оставляет стойкого неврологического дефекта. Все возвращается в норму. Но микроинсульт признак тревожный. Он указывает, что скоро нагрянет полноценный некроз тканей головного мозга.

Травмы головного мозга

Различные. От банальных ушибов и сотрясений головного мозга до образования гематомы, которая компрессирует церебральные структуры. После проведение неотложной помощи, лечения возможно полное восстановление нормальных неврологических функций без потери их качества.

Сосудистые образования

Мальформации (патологические области сообщения артерий и вен), аневризмы. Имеют врожденное или приобретенное происхождение. Требуют оперативного лечения. Долгое время могут никак себя не проявлять. Сенсорная афазия нетипичный вариант течения отклонения, но вполне возможный. После оперативной коррекции есть все шансы на полное восстановление.

Опухоли церебральных структур

Обычно речь идет о менингиомах, которые компрессируют нервные ткани на уровне височных долей. Вторые по распространенности глиомы, они могут быть доброкачественными, но чаще злокачественные. На третьем — опухоли области третьего желудочка. В том числе банальные аденомы гипофиза, растущие нетипичным образом, которые также компрессируют височные доли. После удаления неоплазии, как правило, все приходит в норму спустя несколько дней или недель. Возможно, потребуется курс реабилитации.

Среди неорганических причин можно назвать истинную эпилепсию, не связанную с новообразованиями и прочими причинами. Когда фактором развития расстройства оказывается чрезмерная электрическая активность головного мозга. В данном случае развиваются нарушения памяти, тонико-клонические припадки с выраженными тяжелыми судорогами и потерей сознания. Сенсорная афазия присутствует перед приступом, в момент самого эпизода и некоторое время после него (до часа-двух), пока нервные функции не восстановятся в полной мере. Лечение направлено на коррекцию состояния, предотвращение дальнейших приступов. Специально и целенаправленно влиять на сенсорную афазию смысла нет.

Симптомы

Симптомы сенсорной афазии включают в себя типичные признаки неврологического плана и психоэмоциональные нарушения, которые вторичны и обусловлены сложным положением, в котором оказался пациент.

1.        Невозможность воспринимать речь. При сохранном слухе (в большинстве случаев) человек не может разобрать, что говорят окружающие. Речь слышна, но понимания ее нет. Как будто больной оказался в окружении иностранцев. Это наиболее сложный вариант расстройства. В более легких формах сохраняется способность к восприятию некоторых несложных конструкций. Односложных или словосочетаний.

2.        Невозможность говорить самостоятельно. Существуют различные уровни нарушения речи. В классических случаях человек способен говорить, но краткими фразами или вообще отдельными простыми словами. При этом он плохо понимает, что сам же и говорит. В наиболее запущенных формах наблюдается тотальная речевая дисфункция. Больной произносит нечленораздельные звуки. Особенности речи пациентов с сенсорной афазией — разорванность, отсутствие четких логических связей, максимально бедный лексико-грамматический строй. Обычно это отрывочные слова, фразы.

3.        Психомоторное возбуждение. Сопровождается повышенной двигательной активностью. Больной мечется, не находит себе места. Возможна паническая атака. Выраженный приступ страха, паники.

4.        Агрессивность, враждебность. В рамках сохранного сознания. Аффект злобы связан с тревожностью, непониманием происходящего. Требуется оказание помощи, при необходимости назначается инъекция седативного препарата.

Дополнительные симптомы, как правило, не связаны с сенсорной афазией и имеют сопутствующее неврологическое происхождение. Это эпилептические припадки с нарушением сознания, судорогами, падение остроты зрения, нарушение нормальной видимости, выпадение отдельных полей зрения (скотомы). Также нередко встречаются галлюцинации вербального плана. Псевдогаллюцинации, когда человек слышит голоса в голове. Парадоксально, но даже мнимые галлюцинаторные образы пациент не способен интерпретировать, они ощущаются как звуковые раздражители речевого характера с непонятным содержанием.

Признаки сенсорной афазии сохраняются на протяжении большей части периода течения патологического процесса.

Диагностика

Диагностика проводится в стационарных условиях. На начальном этапе показан первичный осмотр невролога. Поскольку пациент не может ответить на вопросы, желательно присутствие родственника или человека, который способен ответить на некоторые вопросы за больного, однако это не обязательно. Типичные первичные признаки заметны и так: тревожность, возбудимость, непонимание речи, трудности с говорением.

В обязательном порядке показано проведение рутинного неврологического исследования. Проверяются простейшие базовые рефлексы.

Обследование необходимо комплексное, его проводят различные специалисты – нейропсихологии, логопеды, врач. Во время проведения диагностики особое внимание уделяют предварительной беседе.

Специалист смотрит на следующие аспекты: осознает ли человек ситуацию во время беседы; как ориентируется в окружающем мире; как он выражает свое мнение и рассказывает о своих размышлениях; присутствуют в речи или нет определенные речевые автоматизмы (выражения), произвольные или нет; насколько активно используются во время общения мимика, жесты, интонации; отношение к своему состоянию.

Затем специалист переходит к оцениванию моторной сферы (общая, кистевая и пальчиковая, артикуляционная), оптического, сомато-сенсорного и слухового гнозиса. Задача на этом этапе − определить как человек различает и узнает предметы по форме, цвету, внешнему виду, ориентируется в пространстве; может ли он определить место прикосновения, узнать предмет на ощупь. При обследовании акустического гнозиса специалист смотрит, как пациент узнает неречевые шумы и знакомые мелодии.

 В диагностике особое внимание уделяется обследованию состояния речевой функции, а именно состоянию импрессивной (понимание) и экспрессивной (разговорной) сторон речи.

При обследовании импрессивной стороны логопед оценивает следующие пункты: уровень понимания речи; может ли соотносить слово с предметом; уровень понимания сложных грамматических конструкций.

 Диагностика экспрессивной составляющей включает: автоматизм порядковой речи – это счет, названия и порядок дней недели, месяцев, может ли продолжить известные пословицы и т. д.; эмоционально окрашенные автоматизмы; сравнение количества произвольной и непроизвольной речи; повторение заданного речевого материала; оценка состояния спонтанной (неподготовленной самостоятельной) речи; сохранность чтения и письма. Кроме того, у людей с афазией обследуют состояние интеллекта и высших психических функций.

Нарушения речи при сенсорной афазии

6.        Слуховая агнозия. Это выражается в том, что больной правильно и адекватно воспринимает невербальные звуки. Шум ветра, гул двигателей, ноты с фортепиано и пение птиц больной узнает и может правильно отождествить звук и источник.

7.        Нарушение экспрессивной речи. Наиболее отчетливо выражается в первую неделю после инсульта. Характеризуется непрерывным потоком мало разборчивых звуков и фраз. Преобладают короткие слоги. Предложения и фразы в основном плавные. Это главное отличие от дисфазии Брока, при которой речь отрывчатая и с большими паузами.

8.        Патология диалога. Больные с трудом подбирают нужные слова в разговоре. Увеличивается речевая продукция, то есть больные много, но не разборчиво говорят. При тяжелой дисфазии речь совершенно не ясна окружающим, так как представляет поток разных звук, не складывающихся в слова или фразы.

9.        Нарушение номинативной функции. Это выражается в том, что больной не может назвать наименование предмета, явления или действия.

10.        Патология артикуляции, мимики и жестикуляции. Симптомы нарушения встречаются редко. Обычно они выражаются в нарушении подбора интонации и неправильной длительности гласных.

11.        Аграфия и алексия. Частично нарушается чтение и письмо под диктовку.

В рамках оценки общего состояния, тяжести поражения церебральных структур, характера таковых назначается группа инструментальных мероприятий.

МРТ – основа и золотой стандарт диагностики. Направлена на визуализацию нервных тканей. Позволяет диагностировать все структурные нарушения. При необходимости назначается прицельная томография отдельных участков головного мозга. Особенно височных долей. Нередко прибегают к контрастному усилению гадолинием. Препарат копится в измененных тканях и усиливает рисунок. Без контраста не обойтись в рамках диагностики опухолей. Нечасто, но сенсорная афазия возможна и при рассеянном склерозе, который также будет хорошо виден на постконтрастных изображениях во всех деталях.

МРТ головного мозга

При обнаружении сосудистых новообразований дополнительно проводится ангиография, чтобы лучше визуализировать нарушение.

В обязательном порядке проводится допплерография сосудов шеи, дуплексное сканирование головного мозга, чтобы оценить степень кровотока в церебральных структурах. Это позволит обнаружить цереброваскулярную недостаточность, оценить степень тяжести таковой.

Профильные специалисты, чья помощь также потребуется — нейрохирург, сосудистый хирург. Характеристика сенсорной афазии в рамках конкретной истории болезни должна быть максимально подробной, чтобы определиться с типом патологического процесса и его особенностями. Без этого не может быть эффективного лечения.

Лечение

Терапия  проводится в стационаре. На ранних этапах лечение включает в себя несколько стадий: первичную помощь сразу после поступления в стационар (особенно, если больной в тяжелом состоянии), ранние мероприятия, направленные на купирование симптомов и борьбу с первопричиной, поздний этап и, наконец, реабилитацию.

Даже после качественного лечения в тяжелых случаях, обычно после инсульта, остается неврологический дефицит. Пациент все так же плохо говорит и недостаточно воспринимает речь. Вопрос решается в рамках реабилитации. Она занимает от 6 до 12 месяцев, редко чуть более. Время в течение которого удается добиться результата — 2 года. Это как раз период адаптации, перестройки мозга на новый лад. Затем достичь какого-либо эффекта трудно или вообще невозможно.

Упражнения при семантической афазии (сенсорной) :

•        чтение и произнесение простых слов;

•        отграничение похожих по звучанию терминов;

•        соотношение изображения и названия изображенного предмета;

•        диалоги, сначала простые, затем все сложнее.

У большинства больных с акустико-гностической сенсорной и акустико-мнестической афазиями, как правило, повышена работоспособность и стремление к преодолению речевых расстройств. Они могут работать по многу часов в день, иногда вечером и ночью, т. е. нередко находятся в постоянном «рабочем» состоянии. У этих больных наблюдается резко выраженное состояние депрессии, в связи с чем логопед должен постоянно ободрять их, давать лишь посильные для выполнения домашние задания, информировать врача о их состоянии, не разрешать работать по вечерам и ночью, сокращать объем домашних заданий.

•        Первоочередной задачей коррекционной работы будет восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных чтения, письма и экспрессивной речи.

Восстановление фонематического слуха. Восстановление фонематического слуха на раннем и резидуальном этапах проводится по единому плану, с тем только различием, что на раннем этапе нарушение фонематического слуха бывает более выраженным.

Специальная работа по восстановлению фонематического слуха проходит следующие стадии:

•        Первая стадия - дифференциация слов, контрастных но длине, звуковому и ритмическому рисунку (дом-лопата, ель - велосипед, кот - машина, флаг -ворона, мяч - дерево, волк - парашютист, лев - самолет, мышь - капуста и т. д.).

•        Вначале контрастные пары слов логопед дает отдельно (например, кот - виноград), к каждой паре слов подбирает соответствующие картинки и пишет четким почерком на отдельных полосках бумаги соответствующие слова. Затем, больному дают прослушать эти слова, соотнести звуковой образ слона с рисунком н подписью под ним. выбрать то одну, то другую картинку по заданию, разложить подписи к картинкам, картинки к подписям. На первых этапах занятий при грубой выраженности нарушения фонематического слуха число прорабатываемых слон не должно превышать четырех. Затем от занятия к занятию логопед доводит число дифференцируемых на слух контрастных слов до 10-12, выкладывает перед больным уже не 4, а 6 или 8 картинок с подписями и предлагает больному сначала разложить подписи, а затем найти картинки по заданию: Покажите стоя. Покажите велосипед. Покажите, где рак и т. д.

•        На второй стадии проводится дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой части слова: рыба - ноги, забор- т трактор, арбуз-топор, весло - кошка, шапка- марка, чашка - ложка и т. д. Работа на этой и на всех следующих стадиях восстановления фонематического слуха ведется также с опорой на предметные картинки, подписи к ним, списывание, чтение вслух, воспитание акустического контроля за речью.

•        На третьей стадии ведется работа по дифференциации слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками: рак - мак, рука - мука, дуб - зуб, дом - сом, кот - рот, пень - тень, рука - щука; с общим первым звуком и различными конечными звуками: клюв - ключ, нож - нос, ночь - ноль, лев - лес, ром - рот, лом - лоб и т. д.

•        На следующей, четвертой стадии работа ведется уже по дифференциации фонем, близких по своему звучанию, т, е. слов с оппозиционными звуками: дом - том, дочка - точка, день- тень, дачка - тачка, бочка - почка, балка - палка, бабочка -папочка, глаз - класс, гардина - картина, гол - кол, угол - уголь, лук - люк, башня- пашня, бот - пот, забор - запор, уточка - удочка, кадушка-катушка, плоды - плоты, тропинка - дробинка,: забор - собор, козы - косы.

При акустико-гностической афазии отмечаются трудности дифференциации фонем не только по признаку звонкости - глухости, но и по другим признакам. Больные смешивают свистящие и шипящие, твердые и мягкие, а также акустически близкие гласные. Логопед должен предусмотреть задания на дифференциацию слов с фонемами, близкими по акустическим признакам: дом - дым, бок - бак, пить - петь, путь - пять, полка - палка, лук - лак, стол - стул, сор - сыр и т. д.

•        Для закрепления однозначного восприятия фонем используются различные задания по заполнению в слове и фразе пропущенных букв, пропущенных в фразе слов с оппозиционными звуками, значение которых уточняется уже не с помощью рисунка, а посредством фразеологического контекста. Например: вставить в текст слова туш, душ, дело, тело, будь, путь, влага, фляга, дочка, точка, Дон, тон, калина, Галина и т. д.

•        И наконец, закрепление акустических дифференциальных признаков фонем происходит в виде подбора серий слов на заданную букву: больной сначала выбирает слова из текстов, в том числе из газетных, а затем подбирает слова на заданную букву по памяти.

•        Восстановление лексического состава речи и преодоление экспрессивного аграмматизма. Трудности нахождения отдельных существительных и глаголов преодолеваются путем оживления разнообразных смысловых связей, описания различных признаков действия или предмета, его функций, сравнения этого слова с другими, семантически относительно близкими словами. Например, больной может употребить вместо слова нож - «топор», «пила» или «ножницы», имея в виду предметы, также делящие целое на части. Логопед уточняет все признаки этих предметов, их различную орудийную направленность, форму, характер движения и т. д. В другом случае больной может заменить слово нож словами «вилка», «ложка», «резалка», соединив глагол с суффиксом существительного женского рода. Соответственно логопед подскажет больному, что нож - режущий предмет, является чаще всего составной частью сервировки стола, работы на кухне, покажет его отличительную функциональную роль при пользовании различными столовыми приборами: ножом нельзя есть суп, кашу, рыбу, опираясь при этом на зрительное восприятие различных признаков предмета, его описание, изображение. В связи со склонностью больных с сенсорной афазией к смешению флексий по родовому признаку логопед остановится на восприятии на слух окончаний существительных мужского рода.

•        Преодоление вербальных парафазии осуществляется путем обсуждения с больным различных признаков предметов по их смежности и контрастности, по функции, орудийной принадлежности, по категориальному признаку. Логопед предлагает заполнить пропущенные в предложении глаголы и существительные, подобрать существительные наречия к глаголу, прилагательные и глаголы к существительному..

•        У больных с сенсорной, акустико-гностической афазией отмечаются трудности не только в употреблении существительных, но и в употреблении глаголов. В связи с этим логопед предлагает различную работу по восстановлению значений глаголов, например: ходит, бежит, спешит, летит, прыгает, карабкается; ест, кормит, пьет; сидит, лежит, спит, отдыхает, дремлет.

•        Одним из основных приемов восстановления экспрессивной речи при сенсорной афазии является использование письменной речи. Больному, у которого несколько восстановился фонематический слух, логопед предлагает первоначально писать фразы и тексты по простым сюжетным картинкам, а позже по открыткам, которые он дает ему как домашнее задание. Письменная работа с сюжетными картинками позволяет больному не спеша подыскать нужное слово, отшлифовать высказывание.

•        Восстановление чтения, письма и письменной речи осуществляется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха. Восстановлению письма, звукового анализа и синтеза слов, письменного высказывания предшествует восстановление чтения, опирающегося на навыки глобального оптического чтения и сохранные кинестезии, принимающие участие в аналитическом чтении. Попытки произнесения читаемого слова, зрительное восприятие его слоговой структуры, осознание дефектности списывания и письменного называния предмета, осознание, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создают базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма. Начинается восстановление чтения и письма со списывания односложных и двусложных слов, различных по звуковому составу, с заполнения в них пропущенных оппозиционных букв, с постепенного освоения структуры слов, состоящих из 2-3 слогов, с разной степенью сложности звукового состава слога и слова.

Прогноз и профилактика

В 60% случаев при инсульте удается добиться стойкого улучшения состояния или полного восстановления (некоторые авторы говорят о 80%). При иных структурных изменениях речь идет о 85% вероятности полного восстановления. Если скорректировать эпилепсию нормализация речи достигается в 98% ситуаций без каких-либо последствий

Как таковой профилактики нет. Достаточно время от времени наведываться к неврологу для профилактического осмотра.

Список используемой литературы

1. Капуши Д., Глозман Ж.М., Цветкова Л.С. Исследование аграмматизма в современной западной афазиологии // Вестник МГУ. - Серия 14. Психология. - 1988. - № 4. С.54-62.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

3. Парняков А.В., Власова А.С. Нейропсихологические синдромы. - Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2004. - 114 с.

4. Полонская Н.Н. О некоторых особенностях лексического состава речи у больных с афазией // Вестник МГУ. - Серия 14.Психолоия. - 1984. - № 3. С.13-19.

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.

6. Бейн Э.С., Шохор-Троцкая М.К. и др. Пособие по восстановления речи у больных с афазией. М., «Медицина»1962.

7. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. М., «Медицина», 1982.

8. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., «Просвещение», 1991.

9. Бурлакова М.К. «Афазия» - гл. 13 в учебнике «Логопедия», 1-е изд. 1989, 2-е изд. 1995.

10. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М., «Медицина», 1997.

11. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 2000.

12. Нейро-психологическая реабилитация больных. М., Мгу, 1985.

13. Шохор-Троцкая М.К. Логопедичекая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М

1.   Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии.

2.  Винарская Е.Н. Дизартрия.

3.  Диагностика и лечение дисфагии при заболеваниях центральной нервной системы: клинические рекомендации «Союз реабилитологов России» http: // rehabrus.ru

4.    Новикова  Е.В. Зондовый массаж.

5.    Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств.

6. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение  при локальных поражениях мозга.