Условия профилактики жестокого обращения с детьми в семье в дошкольной образовательной организации
В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть условия профилактики жестокого обращения с детьми в семье в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uslovia_profilaktiki_zhestokogo_obraschenia.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия профилактики жестокого обращения с детьми в семье в дошкольной образовательной организации
Горлова Г.А.
Ишим, Российская Федерация
В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть условия профилактики жестокого обращения с детьми в семье в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Как указывает Е.Н. Волкова, одним из главных условий профилактики жестокого обращения с ребенком является взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи.
Доказали свою эффективность следующие формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи: родительские собрания, предметные конференции «Нет жестокому обращению с детьми», «Скажи насилию нет», «Право на детство без насилия» и др.; (консультации, лекции, бинарные семинары, демонстрации, просмотр видеофильмов о семейных традициях, дни открытых дверей, рекомендации специалистов, совместные праздники и досуги, спортивные праздники, выставки, кружки, семейные клубы, изготовление газет, конкурсы и т.п.).
Кроме названных, возможно использование листовок и пособий под общим наименованием «Педагогика ненасилия», бюллетеней, еженедельных записок, личных блокнотов, досок объявлений, ящика с целью услуг и т.п.
Н.К. Асанова и И.Н. Григорович подчеркивают, что помимо классических способов взаимодействия, включающих способы активизации родителей, организацию общения и рефлексию, важно активно применять и интерактивные: метод «модерации», метод демонстрации, метод проектов [1].
Кроме того, укрепление семейных традиций – процесс, базирующийся в духовном единстве событие отца с матерью и детей в жизненном пространстве двора при созидательной и активной роли не только ребенка, но и их отца с матерью:
• эмоциональная вовлеченность позволяет отцу с матерью ощутить себе продуктивными, инициативными, причастными к существования собственного малыша, и быть готовыми к новым жизненным задачам;
• физическая вовлеченность дает возможность им создать новые умения, познакомиться с другими семьями, весело провести время и посмеяться;
• непосредственное участие в событиях приносит значительную выгоду семьям, т.к. помогает отцу с матерью лучше ориентироваться в проблемах воспитания ребенка, научиться «премудростям» взаимодействия с ребенком (например, работе по преодолению себя, собственного эгоцентризма, по усилению личностного начала в ребенке, открытие в нем ценностей и перспектив, по открытию в себе настоящей любви, которая всегда связана с ненасилием) и дома использовать полученные знания;
• наблюдения за своим ребенком на фоне других ребят дают возможность отцу с матерью осознать, что все без исключения дети разные и не нужно сравнивать одних ребят с другими, а видеть и оценивать формирование собственного ребенка раньше и теперь;
• в процессе вовлеченности в то либо иное событие родители убеждаются, в какой степени многому ребята обучаются при помощи игру;
• вовлеченность в досуговую деятельность дает возможность некоторым из родителей сделать заключения о том, что не нужно перегружать детей посещением многочисленных кружков, «подстегивая» тем самым его становление.
К совместным событиям в рамках названной проблемы можно отнести следующие:
• мини-лекторий для отца с матерью «Семейные традиции» («Традиции в современной жизни общества и семьи», «Функции традиций», «Методы исследования семьи и семейных обычаев», «Семейный праздник как традиция семьи» и т.п.);
• мастер-классы («Творящих рук – мастерство», «Моя родословная», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Загляните в семейный альбом», «Семейные чтения: возрождая традиции», «Развивающие возможности коллекционирования в семье», «Рождественские забавы» и др.».
• создание детско-родительских проектов («Традиции моей семьи», «Семейный круг», «Древо жизни», «Цепь поколений», «Семейные законы», «Семейная хроника», «Домашний музей», «Семейные реликвии» и др.; семейной родословной; тематических выставок в музее «Домашних историй»; семейных коллекций и т.п.).
М.И. Либоракина дает следующие направления профилактической работы:
-правовая культура несовершеннолетних;
-вовлечение ребенка, подвергшихся жестокому обращению, в внеурочную работа, в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки; охват организационным отдыхом подростков в каникулярное время и в течение всего года; оказание поддержки в устройстве на работу в летний время и т.п.;
- организация консультаций экспертами [4].
По суждению Т. Сафроновой, целью профилактической работы с ребенком считается создание и осуществление специальных проектов с применением метода тренинговой работы [2].
К числу подобных проектов автор относит программу «Открой себя», содержащую следующие темы: «Здоровый выбор», «Личные границы», «Общение», «Чувства», «Защита чувств», «Управление гневом», «Дружба», «Собственная уникальность» и др.
Так, тема «Общение» содержит область познаний о физическом способе общения; об общественном способе общения, тема «Чувства» - область познаний: о сигналах собственного тела; о личных эмоциях (ярость, боязнь, удовольствие, изумление, сомнение, оскорбление, разобщенность, грусть); о методах защиты от эмоций; о полезности эмоций; тема «Защита чувств»- область познаний о том, что может оказаться небезопасным в общении; о физическом способе защиты от чувств; о психическом методе защиты от чувств; тема «Управление гневом» - область познаний: о физических методах контролирования над гневом; о психически безопасных методах выражения гнева; об общественно безопасных методах выражения гнева; тема «Здоровый выбор» - область познаний: о полезности правильного выбора; о правилах решения вопросов; тема «Личные границы» - область познаний: о методах определения личных физических пределов; о методах контроля прикосновений к себе; тема «Дружба» - область познаний: о способностях выбора надежных и достойных доверия товарищей; о том, что дети на физическом психическом уровне имеют все шансы иметь товарищей, которые могут помочь им осуществлять правильный образ существования; тема «Уникальность» - область познаний: о собственной уникальности; о том, что помогает остаться уникальным; о физических качествах и возможностях; об интеллектуальных психических качествах и возможностях; об общественных качествах и возможностях; о качествах и возможностях остальных людей [11].
Другим значимым условием профилактики является распространение информации о недопустимости проявления жестокого обращения с детьми:
• оформление информационных щитов для различных целевых групп (отца с матерью, ребенка, педагогов);
• распространение информационных листков с контактными сведениями органов, оказывающих поддержку детям и подросткам в случаях семейного и другого насилия;
• разработка, производство и распространение тематических профилактических баннеров, памяток, буклетов, листовок, направленных на разные целевые группы;
• разработка, публикация и распространение методических пособий для родителей, содержащих сведение о формах, типах, последствиях жестокого обращения с ребенком и т.п.
• подбор и демонстрация видеороликов;
• изготовление и размещение плакатов на тему ответственного родительства.
Распространение такого рода информации может быть осуществляться через проведение:
• акций, нацеленных в противодействие жестокому обращению в семье;
• правового всеобуча для отца с матерью и ребенка;
• состязаний под общим названием «Нет насилию!»;
• мероприятий с семьями, приуроченных к: Международному женскому дню; Международному Дню семьи; Международному Дню пожилого человека; Всемирному дню детей и др.;
• круглых столов с участием отца с матерью;
• родительских собраний;
• психологических консультаций и тренингов;
• On-line-консультирования на веб-сайте дошкольной образовательной организации;
• создание в дошкольной образовательной организации открытых общественных приемных для беспрепятственного обращения детей;
• создание Интернет-сайта, информирующего отца с матерью и ребенка о жестоком обращении и включающего следующую сведение:
- актуальность проблемы;
- виды, уровни и признаки жесткого обращения с ребенком и подростками;
- причины жестокого обращения;
- влияние жестокого обращения в психическое и физическое состояние здоровья детей;
- профилактика жестокого обращения в семье;
- виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком в соответствии с Российским законодательством;
- видеоматериалы о прецедентах жестокого обращения с ребенком в семье;
- советы родителям, узнавшим о прецедентах насилия над ребенком;
• уроки здоровья и др.
Важно подчеркнуть, что ребята и взрослые обязаны иметь одинаковый доступ к информации о том, какое поведение считается жестоким обращением, и каким способом и кого необходимо уведомлять в данных случаях.
На основании вышеизложенного мы пришли к заключению о том, что наиболее результативными условиями профилактики жестокого обращения с ребенком могут выступать:
• взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи будет реализоваться с помощью выполнения:
- мини-лектория для отца с матерью «Семейные традиции»;
- мастер-классов;
- обогащения предметно-развивающей среды педагогом совместно с родителями и ребенком;
- создания детско-родительских проектов;
• разработка информации о недопустимости проявления жестокого обращения с ребенком для различных целевых групп.
Список литературы:
- Григорович, И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: общие вопросы и физическое насилие [Текст] / И.Н. Григорович. – Петрозаводск: Слово, 2000. – 304 с.
- Сафронова, Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: Проблемы профилактики жестокого обращения с детьми в семье [Текст] // Народное образование. – 2000. – № 4. – С. 12-15.
- Соколова, Н. Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждениях дополнительного образования [Текст] // Социальная педагогика. – 2003. – № 1. – С. 16-19.
- Социальные работники за безопасность в семье[Текст] : учеб. пособие / Под ред. М.И. Либоракиной. – М.: Слово, 1999. – 200 с.
Комментарии
Спасибо, Галина Александровна
Спасибо, Галина Александровна, актуальная, познавательная информация.