Проект - "Государственные символы РБ в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Государственные символы РБ в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Разработчик
и руководитель проекта:
Дудина Т.А.
Уфа – 2019г.
Вид проекта: образовательный, творческо-информационный.
Цель проекта:
- Воспитание нравственно - патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценности.
- Развитие интереса к истории и культуре Башкортостана.
- Развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи проекта:
- закрепить знание о государственно символике РБ;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- воспитывать интерес к истории своей Родины;
- расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством;
- закреплять знания о праздниках РБ;
- расширять знания о малой родине;
- прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
- расширять предметно-развивающую среду;
- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать активную жизненную позицию;
- расширять словарный запас.
Актуальность темы проекта:
Мы хотим воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состояние воспитать у него любовь к самому близкому - к семье и родному дому.
Дошкольник – прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о своем посёлке, крае, стране, о культуре и традициях своего народа.
Равнодушно относятся к близким людям, не знают своих корней.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания.
Выявление проблемы:
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решалась в ДОУ, но в последнее время возникла необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием и как следствие этого – изменение формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и самобытностью нашей Родины. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта.
Предполагаемый результат:
1. Освоение доступных знаний о родной стране, её истории и традициях.
2. Приобретение навыков социального общения с взрослыми и сверстниками.
3. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
4. Проявлять чувство толерантности по отношению к окружающим.
5. Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.
Участники проекта:
- Дети старшей группы
- Работники ДОУ
- Родители
Период реализации проекта: с 6 октября по 14 октября 2020 года.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: сентябрь
- Работа с документацией.
- Постановление целей и задач проекта
Определение направлений образовательной деятельности,
- Предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями,
- Составление тематического плана,
- Создание информационно-методического материала,
Основной – практический этап: 6 - 14 октября
Практическая направленность работы по проблеме:
- проведение тематических, комплексных занятий;
- работа по самообразованию;
- работа с родителями;
- изготовление флага РБ на изодеятельности;
- прослушивании музыки, сказок;
- чтении произведений о родном крае и др.
Заключительный этап:
- закрепление представлений детей о родном крае на развлечении «День Республики»
- выставка детских работ
- Обобщение результатов.
Предполагаемый результат:
- Формирование более полных представлений о символике родной республики, культуре и традициях родного края;
- формирование патриотических чувств, определение дошкольниками себя, как части башкирского народа, представителя Урала;
- активная позиция родителей воспитанников в процессе ознакомления детей с родным краем;
- развитие социальных навыков у дошкольников в ближайшем социальном окружении.
Описание содержания проекта:
Согласно цели и задачам проекта был разработан тематический план мероприятий по реализации проекта.
Проект реализуется по трем направлениям:
1.Работа с детьми;
2.Работа с родителями (законными представителями) воспитанников;
3.Работа с педагогами детского сада.
- Работа с детьми
Цель:
- содействовать сформированию у ребенка положительного и уважительного отношения к символам республики Башкортостан;
- сформировать у детей элементарные представления о символиках республики.
2. Работа с родителями
Цель: педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.
3.Работа с педагогами
Цель: реализовать знания и навыки, полученные в рамках проекта в работе с детьми.
План работы по реализации проекта
- Беседа «В какой республике мы живем?»
- Беседа «Моя республика - Башкортостан»
- Рассматривание альбома «Я люблю тебя, мой Башкортостан»
- Башкирские настольно-печатные игры:
«Собери ковер с башкирским орнаментом»
«Собери картинку с башкирскими предметами утвари и быта»
«Кто скорее составит флаг республики Башкортостан?»
«Башкирское лото»
- ООД «ознакомлению с символикой РФ и РБ».
- Изготовление флага республики своими руками.
- Рисование «Укрась пиалу башкирским орнаментом».
- Знакомство с куклой в башкирской национальной одежде.
- Знакомство с юртой.
- Чтение сказки «Старая мать».
- Рисование «Раскрась матрешку башкирскими узорами».
- Аппликация «Укрась ковер башкирским орнаментом».
- Рассказ воспитателя о национальном герое Салавате Юлаеве.
- Подвижные игры:
«Юрта»
«Займи свое место»
- Внесение папки-передвижки для родителей «Республика моя Башкортостан».
- Выставка детских работ «Я башкортостанец!» по рисункам детей.
- Развлечение «День республики».
- Оформление презентации проекта.
- Презентация проекта на педсовете.
Трансляция проекта:
Данный проект транслируется в несколько этапов:
1) для коллег – презентация на Педагогическом совете (2020г.),
2) для родителей – создание фотоальбома «Моя республика - Башкортостан»
Перспективы проекта:
Данный проект способствует обогащению профессионального опыта педагогов по направлению патриотического воспитания дошкольников
посредством художественной литературы. Может стать основой для проектирования ознакомления детей с малой Родиной.
Заключение
В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне, воспитания чувств собственного достоинства, уверенности в себе, своей причастности к судьбе Родины.
Приобщение детей к Государственной символике РБ – одна из приоритетных задач. Независимо от программы развития дошкольного учреждения, от его профиля, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач.
Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.
Список литературы
* Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы, Вераксы Н.Е., Комарова Т.С.,Васильева М.А. Москва, Мозаика-Синтез,2012
* Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа, 2004
* Агишева Р.Л. , «Я познаю башкортоостан», издательство БИРО, Уфа,2009
* Агишева Р.Л., Дидактические игры «Я познаю Башкортостан», издательство БИРО, Уфа, 2005
* ГасановаР.Х., «Я Родину свою хочу познать», издательство БИРО, Уфа,2007
* ГасановаР.Х., Синтез искусств, издательство Биро, Уфа,2005
* ГасановаР.Х., «Земля отцов», издательство БИРО, Уфа,2004
* Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М. : Издательство «Ювента».-2003.
* Молчева А.В. «Народное прикладное искусство Башкортостана- дошкольникам», «Китап»,Уфа,1995
* Фазлыева Ф.Н., «Мой край Башкортостан», издательство «Китап»,Уфа,2003
Приложение
1.Государственные символы Республики Башкортостан
Государственный герб
Герб РБ является государственным символом РБ. Принят Парламентом Республики Башкортостан 6 июля 1999 года. Числится за № 164 в Государственном геральдическом регистре РФ.
Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага РБ, с надписью по белому полю: «Башҡортостан». В цветовом изображении герба памятник Салавату Юлаеву и орнамент — золотистого, цветок курая — зелёного, восходящее солнце — светло-золотистого, лучи солнца — жёлтого, фон между памятником и орнаментом — белого, внутренняя и наружные окружности — темно-золотистого цветов.
Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских батыров, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнёта, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.
Автор герба - Фазлетдин Фаррахович Ислахов.
Государственный флаг
Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Республики Башкортостан; белый — миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов РБ; зелёный — свободу, вечность жизни.
Цветок курая — символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Государственный гимн
Слова (на башкирском) — Равиль Бикбаев, Рашит Шакур
Слова (перевод на русский) — Фарит Идрисов, Светлана Чураева
Музыка — Фарит Идрисов
Аудиофайл государственного гимна Республики Башкортостан
Текст на башкирском языке | Перевод на русский язык |
Башҡортостан, hин hөйөклө ғәзиз ер, Дан hиңә, Башҡортостан! Башҡортостан, hин хөрмәтле данлы ил, Республикам, йондоҙ булып балҡы hин, | Башкортостан, Отчизна дорогая, Славься, наш Башкортостан! Башкортостан — ты наша честь и слава, Республика, сияй звездой прекрасной, |
2.Кукла в башкирском национальном костюме
Традиционный башкирский национальный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа и он очень богат декоративными элементами.
Куклы в башкирских национальных костюмах
Это более осовремененный женский костюм, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек».
Главный элемент башкирского костюма, представленного на кукле, это камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу.
Расшитый елян — разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды, тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей.
Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный — из бархата, белого атласа, шёлка.
Национальный костюм башкир, даже будничный, всегда наряден. Его украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.
Для головного убора использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных.