Методические рекомендации «Подготовка, проведение и анализ массовых мероприятий в рамках комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся»
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (далее – МБУДО ЦДОД). Рекомендации позволят наиболее грамотно и эффективно разрабатывать и оформлять сценарии воспитательных мероприятий по модели духовно-нравственного развития и воспитания МБУДО ЦДОД и подбирать инструментарий для данных мероприятий.
Дополнительное образование детей – это территория творчества, на которой могут быть применены всевозможные формы, методы и технологии работы, ограничивающиеся лишь воображением педагога. Однако оно призвано сопровождать основное общее образование и содействовать достижению целей, заданных Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). Дополнительное образование эффективно в реализации задач развития личности ребёнка. ФГОС устанавливают следующие требования к результатам личностного развития учащихся:
· формирование российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· овладение навыками, способствующими социальной адаптации;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
В сентябре 2017 года в МБУДО ЦДОД вступила в силу комплексная программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, которая предусматривает систематизацию всей работы духовно-нравственного содержания по становлению базовых ценностей личности учащегося. Мероприятия программы учитывают перечисленные выше требования по развитию гармоничной, духовно и нравственно развитой личности в рамках семьи, общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_meropriyatiyam.docx | 331.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
г. Тамбов, ул. Гастелло, 32 А
Методические рекомендации
«Подготовка, проведение и анализ массовых мероприятий
в рамках комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся»
Автор:
Степанова Алиса Юрьевна,
методист
Тамбов
2017
Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (далее – МБУДО ЦДОД). Рекомендации позволят наиболее грамотно и эффективно разрабатывать и оформлять сценарии воспитательных мероприятий по модели духовно-нравственного развития и воспитания МБУДО ЦДОД и подбирать инструментарий для данных мероприятий.
Дополнительное образование детей – это территория творчества, на которой могут быть применены всевозможные формы, методы и технологии работы, ограничивающиеся лишь воображением педагога. Однако оно призвано сопровождать основное общее образование и содействовать достижению целей, заданных Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). Дополнительное образование эффективно в реализации задач развития личности ребёнка. ФГОС устанавливают следующие требования к результатам личностного развития учащихся:
- формирование российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- овладение навыками, способствующими социальной адаптации;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
В сентябре 2017 года в МБУДО ЦДОД вступила в силу комплексная программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, которая предусматривает систематизацию всей работы духовно-нравственного содержания по становлению базовых ценностей личности учащегося. Мероприятия программы учитывают перечисленные выше требования по развитию гармоничной, духовно и нравственно развитой личности в рамках семьи, общества и государства.
Анализ плана-графика мероприятий по реализации комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
на 2017/2018 учебный год
Анализ плана-графика мероприятий по реализации комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на 2017/2018 учебный год показал следующее соотношение количества массовых мероприятий по 6 направленностям:
В целом, можно отметить, что педагогами дополнительного образования запланировано достаточное количество мероприятий по каждому направлению в рамках модели духовно-нравственного развития и воспитания МБУДО ЦДОД. Накопленный опыт позволяет педагогам на высоком уровне осуществлять духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание детей. Ежегодно учащиеся МБУДО ЦДОД принимают участие в познавательных и праздничных программах, акциях и конкурсах, посвященных православным датам, Дню матери, Международному женскому дню, Дню пожилого человека, Дню семьи, Дням воинской славы, Дню Победы и других.
Большое внимание уделяется экологическому воспитанию учащихся, ежегодно детские объединения принимают участие в городской неделе экологии «Сохраним своё завтра», конкурсе «Вторая жизнь ненужных вещей» и Всероссийской акции «Зелёная весна».
Многие воспитательные мероприятия проводятся совместно с семьями – праздники, совместная творческая деятельность, весёлые старты. Для родителей учащихся организуются концерты, игровые программы, выставки.
Однако педагогам дополнительного образования рекомендуется использовать в большей степени формы совместной игровой и познавательной деятельности детей и родителей.
Также в 2018/2019 учебном году следует больше уделить внимание мероприятиям по гражданскому и физическому воспитанию.
Подготовка и проведение массовых мероприятий
При подготовке любого мероприятия необходимо, в первую очередь, четко ставить цель и планируемые результаты, которых вы желаете достигнуть. Для этого следует предусмотреть виды активной деятельности учащихся: проектирование, исследование, эксперимент, сочинение, презентация, защита проекта, решение проблемной ситуации и другие.
В вокальных студиях можно провести класс-концерты на заданную тему. Для этого необходимо подготовить теоретический материал, игры, презентации и тематические песни, которые будут сменяться в процессе мероприятия. Аналогичный подход к подготовке сценария эффективен для хореографических и театральных студий.
В творческих объединениях декоративно-прикладной направленности первая половина мероприятия отводится для знакомства с информацией, во второй половине можно организовать творческую деятельность (совместную, индивидуальную или в группах) на заданную тему.
На этапе подготовки мероприятия необходимо продумать:
- Тему мероприятия, название.
- Целевую аудиторию (для кого будет проводиться, возраст участников).
- Цель и задачи.
- План мероприятия (из чего будет состоять, формы деятельности, последовательность действий).
- Необходимое техническое оснащение и инструментарий.
- Ведущих и помощников.
- Как встретить и проводить участников мероприятия.
Сценарий пишется по следующей схеме:
- Титульный лист (название учреждения, форма и название мероприятия, автор/разработчик, дата и место проведения).
- Цель и задачи.
Цель мероприятия должна быть ОДНА, начинаться с СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО: точно должно быть определено, ЧТО должно быть достигнуто.
Задач может быть 3-4, они должны формулироваться с ГЛАГОЛА, отвечающего на вопрос «ЧТО ДЕЛАТЬ?» (способствовать, формировать, воспитывать и так далее) и должны отражать действия, которые необходимо выполнить в рамках данного мероприятия, чтобы достичь поставленной цели.
- Целевая аудитория (на кого направлено, возраст).
- Оборудование (техническое оснащение и инструментарий).
- Ход мероприятия (должны быть полностью прописаны слова ведущего, все действия и игры).
- Используемые источники (список литературы, ссылки на Интернет-ресурсы).
- Приложения (раздаточный материал, картинки и тому подобное).
Для проведения и участия в мероприятиях следует привлекать широкий круг участников творческого объединения и их родителей, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания и способности. Учащиеся старших групп могут подготовить сценарий, игры и провести их для младших детей.
Важно помнить, что каждый ребёнок имеет определённый стиль восприятия информации и дополнительное образование позволяет применять различные методы и технологии для создания максимально комфортных условий процесса развития и воспитания.
В любом детском объединении можно выделить следующие группы по стилю восприятия информации:
- визуальный: дети, которые лучше запоминают информацию в виде рисунков, диаграмм, схем, различных символов и других элементов;
- слуховой: дети запоминают информацию на слух, им подходят такие формы работы как беседы, лекции, прослушивание записей, дискуссии и просто разговоры на тему;
- чтение: дети, которые учатся по книгам. Эффективна демонстрация таблиц, плакатов. Они могут написать сочинение, эссе, письменная работа способствует запоминанию информацию;
- кинестетический: такие дети хорошо обучаются в ходе практики, игры, лично пережитого опыта.
В ходе мероприятия необходимо продумать подачу материала в различных видах: театрализация, беседы, игры, викторины, просмотр презентации и видеороликов, дискуссии, мозговой штурм, проблемные задачи и так далее. Кроме того, предоставляемая информация должна быть эмоционально окрашена, чтобы ребёнок смог определить: что плохо, а что хорошо, важно и полезно для него. Материал должен быть новым, свежим, интересно преподноситься, при этом простым, ясным, доходчивым по содержанию.
По итогам мероприятия можно провести анкетирование или опрос участников и зрителей, попросить написать отзывы. С целью повышения качества воспитательной работы необходимо провести анализ мероприятия, подготовить аналитическую справку и прописать следующее:
- дата, место проведения;
- форма и название мероприятия;
- цель;
- участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители и так далее);
- кто проводил;
- оформление, наглядность, использование технических средств и оборудования;
- использование активных и игровых форм, оригинальность заданий;
- творческие находки;
- владение материалом, доступность изложения материала, коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера;
- степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы;
- соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
- достигнут ли результат (поставленная цель).
Уважаемые педагоги! В приложении приведены сценарии массовых мероприятий, которые апробированы в МБУДО ЦДОД. Вы можете использовать их при подготовке массовых мероприятий в Вашем творческом объединении.
Список используемых источников
1. Как оформить сценарий общешкольного мероприятия? [Электронный ресурс] // EduContest.Net: интернет-библиотека учебно-методических материалов. Опубликовано 13.09.2016. URL: https://educontest.net/ru/46120/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F/ (Дата обращения: 03.11.2017).
2. Методическая рекомендация «Сценарный план массового мероприятия» для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // М.В. Жиркова. Москва, 2015. URL: http://crtdu.mskobr.ru/files/metodicheskaya_rekomendaciya_scenarnyj_plan_massovogo_meropriyatiya.pdf (Дата обращения: 03.11.2017).
3. Составление, оформление сценария массового мероприятия. Учет посещений. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Муниципальное учреждение «Буденновская городская централизованная библиотечная система». Буденновск, 2013. URL: http://www.bgcbs.ru/methodists_recommend/sostavlenie-oformlenie-scenariya-massovogo-meropriyatiya-uchet-poseshcheniy (Дата обращения: 03.11.2017).
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Выписка из плана-графика мероприятий
по реализации комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
на 2017/2018 учебный год
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
Гражданско-правовое воспитание | |||
Беседа «Я - гражданин России» | Сентябрь | Боженова Л.И. | |
Коллективная творческая работа | Ноябрь | Смолянинова И.С. | |
Компьютерная игра | Декабрь | Семенова Т.И. | |
Дискуссионный стол: | Апрель | Простомолотов С.М. | |
Военно-патриотическое воспитание | |||
День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. | Январь | Караулова Ю.Ю. | |
Мастерская по изготовлению сувениров для пап к 23 февраля. | Февраль | Боженова Л.И. | |
Концертная программа | Май | Арзамасцева О.В. | |
Посещение ветерана ВОВ | Май | Ускова Е.А. | |
Духовно-нравственное воспитание | |||
Беседа «Храмы Тамбова» | Октябрь | Барышникова О.И. | |
Конкурс на лучший рассказ о маме | Ноябрь | Вдовина Ю.Н. | |
Викторина «В гости к сказке» | Ноябрь | Стяжкина Л.С. | |
Творческие встречи с тамбовскими композиторами | В течение года | Сергеева Н.Е. | |
Физическое воспитание | |||
Беседа на тему «Роль двигательной активности в сохранении здоровья. Гигиенический режим двигательной активности» | Сентябрь | Гришина И.Н. | |
Спортивная игровая программа «Рекордсмены» | Ноябрь | Патрикеева О.А. | |
Беседа. Выставка творческих работ учащихся на тему «Что такое ЗОЖ?» | Февраль | Белоусова О.Н. | |
Спортивные соревнования | Апрель | Сутормин С.М. | |
Экологическое воспитание | |||
Проблемно-ценностное общение «Мы за чистый город» | Сентябрь | Кудрявцева О.Ю. | |
Презентация проекта «Сухоцветы - кусочек лета» | Сентябрь | Меньших А.А. | |
Беседа «Цна – моя река» | Октябрь | Муромец О.В. | |
Экскурсия в зоопарк города Тамбова | Май | Каширина А.П. | |
Семейное воспитание | |||
Концерт «День матери» | Ноябрь | Казарцева А.А. | |
Конкурс стихов о маме | Март | Веселова Т.А. | |
Музыкально-игровая программа для детей и родителей «Мамочка моя» | Март | Кулаева Т.Н. | |
Выставка творческих работ учащихся и родителей «Весенняя капель» | Апрель | Васильева М.Е. |