Методические рекомендации «Подготовка, проведение и анализ массовых мероприятий в рамках комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся»

Степанова Алиса Юрьевна

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (далее – МБУДО ЦДОД). Рекомендации позволят наиболее грамотно и эффективно разрабатывать и оформлять сценарии воспитательных мероприятий по модели духовно-нравственного развития и воспитания МБУДО ЦДОД и подбирать инструментарий для данных мероприятий.

Дополнительное образование детей – это территория творчества, на которой могут быть применены всевозможные формы, методы и технологии работы, ограничивающиеся лишь воображением педагога. Однако оно призвано сопровождать основное общее образование и содействовать достижению целей, заданных Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). Дополнительное образование эффективно в реализации задач развития личности ребёнка. ФГОС устанавливают следующие требования к результатам личностного развития учащихся:

·        формирование российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

·        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

·        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·        овладение навыками, способствующими социальной адаптации;

·        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций;

·        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

В сентябре 2017 года в МБУДО ЦДОД вступила в силу комплексная программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся,  которая предусматривает систематизацию всей работы духовно-нравственного содержания по становлению базовых ценностей личности учащегося. Мероприятия программы учитывают перечисленные выше требования по развитию гармоничной, духовно и нравственно развитой личности в рамках семьи, общества и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_meropriyatiyam.docx331.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

г. Тамбов, ул. Гастелло, 32 А

Методические рекомендации

«Подготовка, проведение и анализ массовых мероприятий
в рамках комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся»

Автор:

Степанова Алиса Юрьевна,

методист

Тамбов

2017


Пояснительная записка

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (далее – МБУДО ЦДОД). Рекомендации позволят наиболее грамотно и эффективно разрабатывать и оформлять сценарии воспитательных мероприятий по модели духовно-нравственного развития и воспитания МБУДО ЦДОД и подбирать инструментарий для данных мероприятий.

Дополнительное образование детей – это территория творчества, на которой могут быть применены всевозможные формы, методы и технологии работы, ограничивающиеся лишь воображением педагога. Однако оно призвано сопровождать основное общее образование и содействовать достижению целей, заданных Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). Дополнительное образование эффективно в реализации задач развития личности ребёнка. ФГОС устанавливают следующие требования к результатам личностного развития учащихся:

  • формирование российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • овладение навыками, способствующими социальной адаптации;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

В сентябре 2017 года в МБУДО ЦДОД вступила в силу комплексная программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся,  которая предусматривает систематизацию всей работы духовно-нравственного содержания по становлению базовых ценностей личности учащегося. Мероприятия программы учитывают перечисленные выше требования по развитию гармоничной, духовно и нравственно развитой личности в рамках семьи, общества и государства.

Анализ плана-графика мероприятий по реализации комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
на 2017/2018 учебный год

Анализ плана-графика мероприятий по реализации комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на 2017/2018 учебный год показал следующее соотношение количества массовых мероприятий по 6 направленностям:

В целом, можно отметить, что педагогами дополнительного образования запланировано достаточное количество мероприятий по каждому направлению в рамках модели духовно-нравственного развития и воспитания МБУДО ЦДОД. Накопленный опыт позволяет педагогам на высоком уровне осуществлять духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание детей. Ежегодно учащиеся МБУДО ЦДОД принимают участие в познавательных и праздничных программах, акциях и конкурсах, посвященных православным датам, Дню матери, Международному женскому дню, Дню пожилого человека, Дню семьи, Дням воинской славы, Дню Победы и других.

Большое внимание уделяется экологическому воспитанию учащихся, ежегодно детские объединения принимают участие в городской неделе экологии «Сохраним своё завтра», конкурсе «Вторая жизнь ненужных вещей» и Всероссийской акции «Зелёная весна».

Многие воспитательные мероприятия проводятся совместно с семьями – праздники, совместная творческая деятельность, весёлые старты. Для родителей учащихся организуются концерты, игровые программы, выставки.

Однако педагогам дополнительного образования рекомендуется использовать в большей степени формы совместной игровой и познавательной деятельности детей и родителей.

Также в 2018/2019 учебном году следует больше уделить внимание мероприятиям по гражданскому и физическому воспитанию.

Подготовка и проведение массовых мероприятий

При подготовке любого мероприятия необходимо, в первую очередь, четко ставить цель и планируемые результаты, которых вы желаете достигнуть. Для этого следует предусмотреть виды активной деятельности учащихся: проектирование, исследование, эксперимент, сочинение, презентация, защита проекта, решение проблемной ситуации и другие.

В вокальных студиях можно провести класс-концерты на заданную тему. Для этого необходимо подготовить теоретический материал, игры, презентации и тематические песни, которые будут сменяться в процессе мероприятия. Аналогичный подход к подготовке сценария эффективен для хореографических и театральных студий.

В творческих объединениях декоративно-прикладной направленности первая половина мероприятия отводится для знакомства с информацией, во второй половине можно организовать творческую деятельность (совместную, индивидуальную или в группах) на заданную тему.

На этапе подготовки мероприятия необходимо продумать:

  1. Тему мероприятия, название.
  2. Целевую аудиторию (для кого будет проводиться, возраст участников).
  3. Цель и задачи.
  4. План мероприятия (из чего будет состоять, формы деятельности, последовательность действий).
  5. Необходимое техническое оснащение и инструментарий.
  6. Ведущих и помощников.
  7. Как встретить и проводить участников мероприятия.

Сценарий пишется по следующей схеме:

  1. Титульный лист (название учреждения, форма и название мероприятия, автор/разработчик, дата и место проведения).
  2. Цель и задачи.

Цель мероприятия должна быть ОДНА, начинаться с СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО: точно должно быть определено, ЧТО должно быть достигнуто.

Задач может быть 3-4, они должны формулироваться с ГЛАГОЛА, отвечающего на вопрос «ЧТО ДЕЛАТЬ?» (способствовать, формировать, воспитывать и так далее) и должны отражать действия, которые необходимо выполнить в рамках данного мероприятия, чтобы достичь поставленной цели.

  1. Целевая аудитория (на кого направлено, возраст).
  2. Оборудование (техническое оснащение и инструментарий).
  3. Ход мероприятия (должны быть полностью прописаны слова ведущего, все действия и игры).
  4. Используемые источники (список литературы, ссылки на Интернет-ресурсы).
  5. Приложения (раздаточный материал, картинки и тому подобное).

Для проведения и участия в мероприятиях следует привлекать широкий круг участников творческого объединения и их родителей, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания и способности. Учащиеся старших групп могут подготовить сценарий, игры и провести их для младших детей.

Важно помнить, что каждый ребёнок имеет определённый стиль восприятия информации и дополнительное образование позволяет применять различные методы и технологии для создания максимально комфортных условий процесса развития и воспитания.

В любом детском объединении можно выделить следующие группы по стилю восприятия информации:

  • визуальный: дети, которые лучше запоминают информацию в виде рисунков, диаграмм, схем, различных символов и других элементов;
  • слуховой: дети запоминают информацию на слух, им подходят такие формы работы как беседы, лекции, прослушивание записей, дискуссии и просто разговоры на тему;
  • чтение: дети, которые учатся по книгам. Эффективна демонстрация таблиц, плакатов. Они могут написать сочинение, эссе, письменная работа способствует запоминанию информацию;
  • кинестетический: такие дети хорошо обучаются в ходе практики, игры, лично пережитого опыта.

В ходе мероприятия необходимо продумать подачу материала в различных видах: театрализация, беседы, игры, викторины, просмотр презентации и видеороликов, дискуссии, мозговой штурм, проблемные задачи и так далее. Кроме того, предоставляемая информация должна быть эмоционально окрашена, чтобы ребёнок смог определить: что плохо, а что хорошо, важно и полезно для него. Материал должен быть новым, свежим, интересно преподноситься, при этом простым, ясным, доходчивым по содержанию.

По итогам мероприятия можно провести анкетирование или опрос участников и зрителей, попросить написать отзывы. С целью повышения качества воспитательной работы необходимо провести анализ мероприятия, подготовить аналитическую справку и прописать следующее:

  • дата, место проведения;
  • форма и название мероприятия;
  • цель;
  • участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители и так далее);
  • кто проводил;
  • оформление, наглядность, использование технических средств и оборудования;
  • использование активных и игровых форм, оригинальность заданий;
  • творческие находки;
  • владение материалом, доступность изложения материала, коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера;
  • степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы;
  • соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
  • достигнут ли результат (поставленная цель).

Уважаемые педагоги! В приложении приведены сценарии массовых мероприятий, которые апробированы в МБУДО ЦДОД. Вы можете использовать их при подготовке массовых мероприятий в Вашем творческом объединении.

Список используемых источников

1. Как оформить сценарий общешкольного мероприятия? [Электронный ресурс] // EduContest.Net: интернет-библиотека учебно-методических материалов. Опубликовано 13.09.2016. URL: https://educontest.net/ru/46120/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F/ (Дата обращения: 03.11.2017).

2. Методическая рекомендация «Сценарный план массового мероприятия» для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // М.В. Жиркова. Москва, 2015. URL: http://crtdu.mskobr.ru/files/metodicheskaya_rekomendaciya_scenarnyj_plan_massovogo_meropriyatiya.pdf (Дата обращения: 03.11.2017).

3. Составление, оформление сценария массового мероприятия. Учет посещений. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Муниципальное учреждение «Буденновская городская централизованная библиотечная система». Буденновск, 2013. URL: http://www.bgcbs.ru/methodists_recommend/sostavlenie-oformlenie-scenariya-massovogo-meropriyatiya-uchet-poseshcheniy (Дата обращения: 03.11.2017).


Приложения

Приложение 1

C:\Users\Андрей\Desktop\Духовное наследие\модель\Юмашевой схема.jpg


Приложение 2

Выписка из плана-графика мероприятий
по реализации комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

на 2017/2018 учебный год

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Гражданско-правовое воспитание

Беседа «Я - гражданин России»

Сентябрь

Боженова Л.И.

Коллективная творческая работа
«Русь изначальная»

Ноябрь

Смолянинова И.С.

Компьютерная игра
«Я ребенок. Я имею право»

Декабрь

Семенова Т.И.

Дискуссионный стол:
«Солидарность молодежи»

Апрель

Простомолотов С.М.

Военно-патриотическое воспитание

День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда.
Посещение виртуального музея

Январь

Караулова Ю.Ю.

Мастерская по изготовлению сувениров для пап к 23 февраля.
Беседа «Мой папа тоже служил»

Февраль

Боженова Л.И.

Концертная программа  
«Ни кто не забыт, ни что не забыто»

Май

Арзамасцева О.В.

Посещение ветерана ВОВ
Васильевой Клавдии Дмитриевны

Май

Ускова Е.А.

Духовно-нравственное воспитание

Беседа «Храмы Тамбова»

Октябрь

Барышникова О.И.

Конкурс на лучший рассказ о маме
«При солнышке – тепло, при матушке – добро»

Ноябрь

Вдовина Ю.Н.

Викторина «В гости к сказке»

Ноябрь

Стяжкина Л.С.

Творческие встречи с тамбовскими композиторами

В течение года

Сергеева Н.Е.

Физическое воспитание

Беседа на тему «Роль двигательной активности в сохранении здоровья. Гигиенический режим двигательной активности»

Сентябрь

Гришина И.Н.

Спортивная игровая программа «Рекордсмены»

Ноябрь

Патрикеева О.А.

Беседа. Выставка творческих работ учащихся на тему «Что такое ЗОЖ?»

Февраль

Белоусова О.Н.

Спортивные соревнования
«В кругу друзей»

Апрель

Сутормин С.М.

Экологическое воспитание

Проблемно-ценностное общение «Мы за чистый город»

Сентябрь

Кудрявцева О.Ю.

Презентация проекта «Сухоцветы - кусочек лета»

Сентябрь

Меньших А.А.

Беседа «Цна – моя река»

Октябрь

Муромец О.В.

Экскурсия в зоопарк города Тамбова

Май

Каширина А.П.

Семейное воспитание

Концерт «День матери»

Ноябрь

Казарцева А.А.

Конкурс стихов о маме
«Подари улыбку маме»

Март

Веселова Т.А.

Музыкально-игровая программа для детей и родителей «Мамочка моя»

Март

Кулаева Т.Н.

Выставка творческих работ учащихся

и родителей «Весенняя капель»

Апрель

Васильева М.Е.