«Организация системы работы по внедрению метода проектов в воспитательный процесс»

Фоменко Регина Николаевна

использование метода проектов в системе воспитательной работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_2016-2017.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация системы работы по внедрению метода проектов в воспитательный процесс»

 

Использование метода проектов в воспитательном процессе и образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, познавательный интерес, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Организация системы работы по внедрению проектного метода должна реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

 В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс открытым.

Но, внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма.

Освоив новую технологию - метод проекта, педагог изменит стиль работы с детьми, повысит детскую самостоятельность, активность, любознательность.

Противоречие между большим опытом работы, высокой профессиональной компетентностью большинства педагогов и невысоким уровнем восприимчивости к нововведениям.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Сама суть понятия "проект" заключается в его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Реализация метода проектов в воспитательной работе с группой

Педагогический смысл внедрения проектов заключается в следующем:

Это, во-первых, воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например, как чувство патриотизма, потребность в труде, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т.д.

Во-вторых, проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.

А также, проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Я придаю успеху большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что ребенок вырастет успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например, первый выход на публику, или первое самостоятельное создание презентации, а может быть и общепризнанным, когда в результате совместного труда побеждает коллектив класса.

Ожидаемые результаты проектной деятельности в воспитательном процессе

Предполагается что применение метода проектов будет способствовать формированию у воспитанников следующих компетентностей:

 Коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);

 Информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);

 Личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).

Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. Таким образом, внутренний результат проектной деятельности накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

Таким образом, представляется интересным использование метода проектов в системе воспитательной работы с учащимися.

При распределении ролей в проектах, необходимо я руководствоваться известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Результатом работы над проектом может быть: проведение совместного мероприятия, представление результатов исследований на классных часах, во внеурочной деятельности, участие в конкурсе и др.

Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.

Где бы вы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с воспитанниками, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией.

Какова роль воспитателя в проектной деятельности?

Авторитет воспитателя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность воспитанников, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

В определенном смысле воспитатель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» воспитателю в ходе руководства проектом:

  • Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
  • Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
  • Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
  • Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
  • «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
  • Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
  • Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.