Дополнительная программа "Лоскутные фантазии" (Модифицированная, адаптированная) направленность:художественная
программа по декоративно-прикладному творчеству для детей 11-14 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_loskutnye_fantazii.docx | 48.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
_____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
РЕКОМЕНДОВАНО Заместитель директора Директор школы-интерна педагогическим школы-интерната по ВР
советом _________Т.Р.Исманов
Протокол №1 ________ Сафонова Н.В. Приказ №_216_ 31.08. 2019 г. от 31.08.2019г. от 02.09.2019г.
Рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(МОДИФИЦИРОВАННАЯ/АДАПТИРОВАННАЯ)
«Лоскутные фантазии»
Направленность: художественная Возраст детей: 11-14 лет
Срок реализации: 2 года
Программа составлена на основе: В. Д. Симоненко, Ю.П. Хотунцева «Технология», Просняковой Т. Н. «Художественный труд», «Творческая мастерская»
Составитель: воспитатель, педагог
дополнительного образования Фоменко Регина Николаевна
с.Мыс Каменный
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
В наше время интерес к рукодельному творчеству находиться на подъеме. Многое, почти забытое, из народного рукоделия находит применение в сегодняшней жизни. Современная жизнь и технический прогресс также внесли вклад в копилку рукоделия, создав для него новые возможности. Вещи, созданные своими руками, хранят тепло, создают уют в доме, помогают сохранить старые традиции и ввести новые, способствуют самовыражению в процессе работы, приносят не только материальное, но и духовное удовлетворение, что порой главнее.
В связи с этим актуальность и целесообразность программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративноприкладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – меж лекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды. Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
Новизна программы заключается в интеграции следующих дисциплин:
декоративно-прикладное искусство (основы народного и современного декоративноприкладного искусства), рисунок, композиция, устройство бытовой швейной машины, основы дизайна, вязание спицами и крючком.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в выборе способов приготовления поделок.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Уставом МКОУ МШИ;
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14).
Примерных требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844);
В. Д. Симоненко, Ю.П. Хотунцева «Технология», Просняковой Т. Н. «Художественный труд», «Творческая мастерская»
Цель программы:
- создание условий для развития творческих способностей и склонностей детей средствами рукодельного искусства
Задачи программы: Обучающие:
- знакомить с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства, композиции, формообразования, цветоведения;
- совершенствовать умения и формировать навыки безопасной работы с инструментами и приспособлениями при обработке ткани и других материалов;
- получать общетехнологические знания в области технологии обработки текстильных и изделий, изготовлении и оформлении швейных изделий. Воспитательные:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям; Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- развивать техническое и художественное мышление, творческие способности детей, пространственного воображения;
Программа «Лоскутные фантазии» предназначена для детей 11-14 лет, рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Основная форма организации деятельности – учебное занятие. Программа «Лоскутные фантазии» опирается на принцип систематичности, последовательности, доступности, на принципе от простого к сложному. Работа с инструментами и материалами в различных видах рукоделия в течении курса совершенствуется и усложняется. Первые несложные работы ориентированы на выработку практических умений и навыков, получение базовых знаний для дальнейшей деятельности. Заинтересованные на первом году обучающиеся поверив в свои силы, готовы совершенствовать свои навыки. Затем практическая деятельность усложняется и обогащается за счет заданий творческого характера. Широко используется принцип наглядности, что повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к новому материалу.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программного материала обучающиеся знают:
- историю происхождения и основные направления изучаемых рукоделий
- виды и свойства тканей, ниток, текстильных материалов
- название и назначение инструментов и приспособлений для шитья, вязания
- названия используемых ручных швов и машинных швов
- начальные основы композиции и цветоведения
- понятия и термины, связанные с рукоделием
- приемы разметки и операции обработки материалов • способы соединения деталей умеют:
- организовать рабочее место в соответствии с практическим заданием
- соблюдать правила техники безопасности при ручных работах и работе на швейной машине
- выполнять несложные изделия в изучаемых видах рукоделия (лоскутная аппликации, вязание спицами и крючком)
- самостоятельно работать со схемами по вязанию выполнять изделия в изучаемых видах рукоделия (лоскутная пластика, вязание)
- оформлять изделия вы соответствии с назначением
Результативность программы «Лоскутные фантазии» определяется участием обучающихся в выставках, конкурсах; формирование интереса к определенному виду или видам рукоделия: переход учащихся на более высокую ступень обучения рукодельному искусству.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | всего | ||
1. | Вводное занятие
| 2 |
| 2 |
2. | Инструменты и материалы
| 6 | 20 | 26 |
3. | Декоративно-прикладное творчество
| 9 | 33 | 42 |
Календарно – тематическое планирование
№
|
Дата |
Тема занятия | Количество часов | |||
Теори я | Практ ика | По програ мме | Примечание | |||
1 раздел Вводное занятие |
|
|
|
| ||
1-2 |
| Содержание программы кружка. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. | 2 |
| 2 |
|
2 раздел Инструменты и материалы |
|
|
|
| ||
3-6 |
| Основы материаловедения. Виды волокон. Понятие о ткани и ткачестве. | 1 | 3 | 4 |
|
7-8 |
| Свойства ткани. | 1 | 1 | 2 |
|
9-12 |
| Инструменты для ручных работ. Правила ТБ при ручных работах. | 1 | 3 | 4 |
|
13-18 |
| Виды простейших швов. Выполнение ручных швов. | 1 | 5 | 6 |
|
19-21 |
| Инструменты для вязания. Правила т/б при вязании. Нитки и пряжа для вязания, правильный подбор инструментов. | 1 | 2 | 3 |
|
22-23 |
| Виды швейных машин. Бытовая швейная машина ее устройство. Организация рабочего места для машинных работ. ТБ при работе на швейной машине. | 1 | 1 | 2 |
|
24-28 |
| Подготовка швейной машины к работе. Выполнение машинных строчек по линиям. |
| 5 | 5 |
|
2 раздел Декоративно-прикладное творчество | ||||||
29-30 |
| Виды декоративноприкладного творчества. | 1 | 1 | 2 |
|
31-36 |
| История вязания крючком. Основные элементы вязания крючком. Вязаные цветы из остатков пряжи. Изготовление букета с вазой. | 1 | 5 | 6 |
|
37-38 |
| Лоскутное шитьё. Виды лоскутного шитья. История лоскутного шитья. | 1 | 1 | 2 |
|
39-43 |
| Использование вторичного сырья в лоскутном шитье. Лоскутная аппликация. Изготовление панно, лоскутной картины. Подбор материала. | 1 | 4 | 5 |
|
44-48 |
| Эскиз лоскутной аппликации. Подготовка выкроек деталей аппликации | 1 | 4 | 5 |
|
49-57 |
| Пришивание деталей аппликации к основе. Правила ТБ. | 2 | 7 | 9 |
|
58-70 |
| Изготовление кукол для театра из лоскутов и мягких игрушек. | 2 | 11 | 13 |
|
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарногигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивает люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет должен быть оборудован необходимыми инструментами и приспособлениями. В работе огромное значение имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов готового изделия, а также раздачей индивидуальных комплектов дидактического материала, трафаретов. При знакомстве с теоретическим материалом используются иллюстрации, пособия.
Материалы: бумага,картон, нитки катушечные, мулине, шерстяная пряжа, веревки, шнуры, тесьма, сутаж, цветные ленты, поролон, вата, ветошь для набивки, ткани, различные по цвету, фактуре и видам
Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, ластик, линейки; иголки, крючки, спицы, пяльцы, ножницы, канцелярский нож, сантиметровая лента, прозрачная калька для перевода рисунков на ткань, схемы.
Список литературы Для педагога:
- Баранов, С. П. Педагогика : учебное пособие для пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразов. шк.» / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. – 2-е изд., перераб. – М. Изд-во Просвещение, 1987. – 368 с.
- Деревянко, Н. С. Мягкая игрушка: Волшебный сад [Текст] Н. С. Деревянко. – М. : Изд-во Рипол классик; СПб. : Изд-во Валерии СПД, 2001. – 112 с.
- Заготова, С. Н. Валеология : учеб.пособие / С. Н. Заготова. – Ростов-на-Дону : Издательство Баро-пресс, 2002. – 448 с.
- Катханова, Ю. Ф. Дизайн : учебное пособие для учащихся младших классов / Ю. Ф. Катханова. – М. : Изд. центр Владос,совместно с изд-вом Аким, 1994. – 48 с.
- Кононова, Г. Кукольный дом [Текст] / Г. Кононова. – СПб. : Изд-во Кристалл, 1998. – 192 с.
- Литвинец, Э. Н. Низание бисером и ручное вышивание [Текст] / Э. Н. Литвинец. – Минск :Хэлтон, Харвест, ООО Изд-во АСТ, 2001. – 144 с.
- Максимова, М. Лоскутная мозаика [Текст] / М. Максимова, М. Кузьмина, Н. Кузьмина. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
- Марьина, Ю. Школа флористики. Коллажи и панно [Текст] / Ю. Марьина. – Изд. дом Ниола 21 век, 2006. – 96 с.
- Митителло, К. Чудо-аппликация [Текст] / К. Митителло. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
- Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками : популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. – Ярославль : Академия развития, 1998. 208 с.
- Пономарев, С. Я познаю мир. История ремесел :энцикл. / Е. Пономарев, Т. Пономарева. – М. : ООО Изд-во АТС : ООО Изд-во Астрель, 2004. – 413 с.
- Сандерсон. Д. Вышивка крестом. Цветочные узоры. Большая коллекция для рукодельниц [Текст] / Д. Сандерсон. Пер. с англ. Н. В. Микелишвили. – М. : ООО ТД Изд-во Мир книги, 2005. – 128 с.
- Смирнов, В. И. Общая педагогика : учебное пособие. / В. И. Смирнов. – Изд. 2-е, перераб., испр. и доп. - М. : Изд-во Логос, 2002. – 304 с.
Для обучающихся:
1. Митителло, К. Чудо-аппликация [Текст] / К. Митителло. – М. : Изд-во Эксмо, 2006.
– 64 с. 2. Кононова, Г. Кукольный дом [Текст] / Г. Кононова. – СПб. : Изд-во Кристалл, 1998. – 192 с.
- Левина, М. 365 веселых уроков труда [Текст] / М. Левина. – М. : Изд-во Рольф, 1990. – 256 с.
- Леонова, О. В. Рисуем нитью. Ажурные картинки [Текст] / О. В. Леонова. – СПб. : Изд. дом Литера, 2005. – 128 с.
- Максимова, М. Лоскутная мозаика [Текст] / М. Максимова, М. Кузьмина, Н. Кузьмина. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.
- Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками : популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. – Ярославль : Академия развития, 1998. 208 с.
- Сандерсон. Д. Вышивка крестом. Цветочные узоры. Большая коллекция для рукодельниц [Текст] / Д. Сандерсон. Пер. с англ. Н. В. Микелишвили. – М. : ООО ТД Изд-во Мир книги, 2005. – 128 с.
- Черныш, И. В. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла [Текст] / И. В. Черныш. – М. : Изд-во АСТ-пресс, 2000. – 160 с.