План и отчет самообразования

Торошина Рената Равильевна

"Развитие творческих способностей средствами театрально-игровой деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

      

Перспективный план по самообразованию

 на тему

 «Развитие творческих способностей средствами

театрально-игровой деятельности»

на 2024-2025 г.

Подготовила: воспитатель  группы № 12

 Торошина Р.Р.

Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих

способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Продолжать обогащение содержания предметно-развивающей среды атрибутами для театрализованной деятельности с участием воспитанников.
  2. Привлекать родителей к участию в театральных постановках.
  3. Материал программы «Театр – творчество – дети», под редакцией Н.Д. Сорокиной, адаптировать под речевые возможности детей, которые были определены с помощью диагностического обследования.
  4. Организовывать индивидуально-групповые беседы для родителей, в ходе которых информировать родителей об особенностях театрально-игровой деятельности. Указанную информацию излагать не только устно, но и размещать в папках-передвижках в информационных уголках группы.
  5. Развивать связную речь, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
  6. Совершенствовать умение детей выполнять упражнения под музыку; содействовать развитию пластичности, выразительности, плавности, ритмичности движений; продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы.

Литература:

1. А. В. Щёткин " Театральная деятельность в детском саду".

2. С. В. Сигуткина " Рекомендации к организации театрализованных игр".

3. Н. Ф. Губанова " Игровая деятельность в детском саду".

4. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева " Театрализованная игры в детском саду".

5. В. И. Селевёрстов " Речевые игры с детьми".

6. Т. Н. Доронова " Играем в театр".

7. Н. Ф. Губанова " Театральная деятельность дошкольников".

8. Н. Алексеевская " Домашний театр".

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

Сентябрь

1 неделя: Летние зарисовки. Беседа «Летние впечатления».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

Музыкально-ритмическая композиция «В гостях у лета». Подвижные игры.

2 неделя: Веселые «сочинялки».

Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу». Музыкально – ритмическая композиция «Танцуем сидя».

3 неделя: Играем в профессии. Игра «Театральная разминка»,

Загадки о театральных профессиях,

Подвижные игры.

Творческие задания по теме занятия.

4 неделя: Сказки осени.

Чтение сценария спектакля по произведению Дж. Родари «Приключение Чиполлино». Беседа по содержанию. Отгадывание загадок по спектаклю. Музыкальные зарисовки к сказке.

Конкурс рисунков «Любимые сказки нашей семьи».

Октябрь

1 неделя: Волшебная музыка. Разучивание музыкальных номеров: «Танец дружбы»,

Этюд: «Сеньор Помидор»

2 неделя: Неожиданное происшествие. Работа с детьми над передачей образа главных героев.

 3 неделя: Этюдная импровизация: «Чиполлино и принц Лимон».

4 неделя: Танцевальная композиция «Подружки Вишенки».

Консультация для родителей «Развитие артистизма и творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Сообщение на родительском собрании «Развитие речи старших дошкольников».

Ноябрь

1 неделя: Подготовить декорации, костюмы и атрибуты к спектаклю по произведению Дж. Родари «Приключение Чиполлино»..

2 неделя: Драматизация спектакля по произведению Дж. Родари «Приключение Чиполлино».

3 неделя: Культура и техника речи. Творческие игры «Сочини сказку»; «Ручной мяч». Игры со скороговорками.

4 неделя: Культура и техника речи. Упражнение на дыхание «Спать хочется». Упражнение на гласные и согласные «Шутка». Работа над пословицами и поговорками.

Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Имитационные упражнения, этюды как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста», «Картинно-графические схемы для составления описательных, повествовательных рассказов, а также для разучивания стихов».

Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей.

Консультация для родителей «Роль книги в развитии ребёнка».

Декабрь

1 неделя: Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции: «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок» и т.д

2 неделя: Игра «Угадай!», Настольный театр «Хвостатый хвастунишка». Альбом «Мир Театра»

3 неделя: Ритмопластика.

Упражнение «Ритмический этюд». Игра «Считалка».

4 неделя: Культура и техника речи. Упражнение на опору дыхания «Эхо». Игра «Птичий двор». Упражнение «Гудок». «Поиграем в театр». Этюд «Котята». Беседа «Маски». ПСХГ «Маски».

Консультация для родителей «Игры для обучения раннему чтению. Игры со слогами».

Январь

2 неделя: Упражнения по ритмопластике. Постановка сценического танца «Зимняя колыбельная»

3 неделя: Повторение и закрепление танцевальных элементов и комбинаций (упражнения выполняются точно под музыку с эмоциональным и выразительным исполнением) сценического танца «Зимняя колыбельная».

4 неделя: Показ постановки сценического танца «Зимняя колыбельная».

Консультация для педагогов «Организация театрализованной деятельности в ДО».

Памятка для родителей «Почитай мне сказку, мама».

Консультация для родителей «Процесс чтения и письма у детей».

Февраль

1 неделя: Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих развитию памяти, внимания, воображения. «Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».

2 неделя: Упражнения на развитие творчества, воображения и фантазии. Игра «Снежинки», Музыкальная композиция Сен-Санс «Карнавал животных». Игра «Передай позу».

3 неделя: Упражнения по ритмопластике. Постановка сценического танца «Встреча весны»

4 неделя: Повторение и закрепление танцевальных элементов и комбинаций (упражнения выполняются точно под музыку с эмоциональным и выразительным исполнением) сценического танца «Встреча весны».

Памятка для воспитателей «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников».

Оформление информационного стенда для родителей, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми «Основы театральной культуры»; «Виды театрализованных игр и их значение в развитии детей дошкольного возраста».

Март

1 неделя: Показ постановки сценического танца «Встреча весны».

2 неделя: Сказка «У страха глаза велики». Беседа по сказке.

3 неделя: Изображение эмоций по сказке «У страха глаза велики». Рассказы детей из личного опыта.

4 неделя: Веселые диалоги. Упражнения на развитие выразительной интонации.

Консультация для воспитателей «Лабиринт души. Терапевтические сказки»

Практикум с элементами тренинга «Сказкотерапия». Драматизация сказки «Репка» (родители-дети).

Апрель

1 неделя: Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Слушание сказки. Обсуждение характерных особенностей героев. Рассматривание иллюстраций к сказке.

2 неделя: Упражнения по ритмопластике. Постановка сценического танца «Пробуждение весны» к сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

3 неделя: Повторение и закрепление танцевальных элементов и комбинаций (упражнения выполняются точно под музыку с эмоциональным и выразительным исполнением) сценического танца «Пробуждение весны» к сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

4 неделя: Рассказывание детьми сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» по ролям. Индивидуальная работа над ролью «Дюймовочки».

Консультация «Театрализованные игры-этюды в работе с детьми, имеющими проблемы эмоционального плана».

Памятка для родителей «Слово про слово», «Как сказка помогла», «Что делать, если ребёнка не привлекает чтение книг».

Консультация для родителей «Театрализованные игры-этюды в работе с детьми, имеющими проблемы эмоционального плана».

Май

1 неделя: Пантомимические и интонационные упражнения «Голоса героев». Заключительная сцена сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

2 неделя: Подготовить декорацию, костюмы и атрибуты к сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»: «Тюльпан», «Лесная полянка», «Пруд».

3 неделя: Драматизация музыкальной сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

4 неделя: Итоговое занятие «Мой любимый театр». Викторина по знакомым сказкам. Драматизация любимой сказки (по желанию детей).

Оформление информационного стенда для родителей, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми «Культура и техника речи»; «Ритмопластика».

Памятка для родителей «Как организовать детскую библиотеку», «Как читать детям».

Литература:

  1. Бизикова О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»; Издательство «Скрипторий 2003», Москва 2008.
  2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»; Гуманитарное  изд. центр ВЛАДОС, Москва 2004.
  3. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». Москва: Мозаика-Синтез 2008.
  4. Н.Д. Сорокина «Театр – творчество – дети»; Творческий центр «Сфера» Москва 2007г.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования Торошиной Ренаты Равильевны

Тема: Развитие творческих способностей средствами театрально-игровой деятельности.

Дата реализации: 2023-2027 гг.

Актуальность темы: Сегодня, когда широко и фундаментально решается

проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены

Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются

задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается

задача приобщения детей к театрализованной деятельности.

 Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность

раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой

направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире

интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ

персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное

мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие

ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса,

совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй,

артикуляционный аппарат.

Дата начала работы над темой: 2023 г.

Предполагаемая дата окончания работы: 2027 г.

Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей

посредством театрально-игровой деятельности.

Задачи:

1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми

материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей

становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи

дошкольников.

2. Осуществить взаимодействие родителями с целью обогащения игрового

опыта, речевой активности ребенка.

3. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать

диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

Сроки

Содержания работы

Формы работы (с детьми, с педагогами, с родителями)

Практические выходы

(рефераты, доклады,

открытый просмотр,

выставка работ и т.д.)

  1. Теоретический этап

2023-2027 гг.

1.Изучение литературы по данной проблеме. Изучение опыта педагогов ДОУ. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. 2.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

 4. Создание личной психолого – педагогической копилки.

Анкетирование по теме

«Театрализованная

деятельность в

развитии детей раннего

возраста".

Формы представления

результатов работы:

консультации,

доклады, наглядно –

иллюстративный

материал,

перспективные планы,

конспекты занятий,

программы.

Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта. Формулировка цели и задач работы над темой. Наличие методической копилки по теме. Планирование. Конспекты занятий. Мастер-класс «Театрализованные игры дома». Семинар-практикум для педагогов. Изготовление папки передвижки для родителей "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности". Картотека игр. Демонстрационный и раздаточный материал для занятий. Подведение итогов работы за год.

II Практический этап

2023-2027 гг.

Проведение

диагностики.

Проведение

развивающих

занятий.

Посещение

театров города.

Выступление на

педагогическом

совете.

Работа с детьми:

проведение

диагностики.

Использование

методики на занятиях,

в свободной

деятельности, в игре, в

индивидуальной работе

с детьми.

Пополнение оснащения

в центр

художественно-эстетического развития

.

Оформление

различных

видов театров из

бросового материала.

Театральное представл

ение по сказкам на

утренниках в детском

саду.

Оформление выставки.

Подготовка открытого

мероприятия для

отчета.

Работа с родителями.

Развитие предметно-пространственной сред

ы в группе.

Оформление папки -

передвижки для

родителей.

Родительское собрание.

Консультации по теме:

"Речь и пальчиковый

театр",

"Пальчиковый театр

дома".

Оформление

тематических стендов

Организация в группе

театрального центра.

Выставка работ по теме.

Проведение

театрализованных игр,

инсценировка сказок,

потешек. Помещение

разработок на сайтах

интернета. Участие в

городских конкурсах

                                         III Заключительный (аналитический) этап

Апрель-Май 2027 г

1.Подготовка план

а работы на год.

Анализ созданных

педагогических

условий

для развития.

Подведение итогов

работы за

отчетный период

1.Открытое

мероприятие. Мастер- класс «Театрализованные игры дома».

2.Семинар-практикум

для педагогов: Театрализованная деятельность

как средство развития

творческих

способностей детей.

4. Открытое занятие по

теме, самоанализ

занятия.

5. Фотоотчет.

1.Семенар-практикум для

педагогов: “Театрализованн ая деятельность как

средство развития

творческих способностей

детей».

3. Открытое занятие по

теме, самоанализ занятия.

4.Размещение материалов

проекта в сети Интернета,

на сайт детского сада.

Публикация статей и пр.

5.Презентация по итогам

работы за отчетный период.

Предполагаемый результат: Дети научатся пользоваться разными

видами театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение

передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи,

мимикой, жестами. Театральный уголок, при активном участии родителей,

пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр

детей. Театрализованная деятельность поможет развить интересы и

способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость

и неуверенность в себе. Будет способствовать общему развитию, проявлению

любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного

мышления, эмоций при проигрывании ролей

Форма отчётности: открытое занятие, мастер класс.

Литература:

1. Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников. Берѐзкин В. И.

Искусство оформления спектакля-М-1986г.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М.

1991г.

3. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной

деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.

4. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика

приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в

детском саду: пособие для воспитателя. -М: издательство «Гном и Д»,

2001-96.

6. Олифирова Л. А. Солнышко смеѐтся: сценарии

праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.:

издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.

7. Щѐткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с

детьми 3-4 лет».

8. В. Н. Волчкова, Н. З. Степанова «Система воспитания

индивидуальности дошкольников».

Дата: 17.08.2017г.



Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию в подготовительной группе группе за 2023-2024 учебный год по теме: «Развитие творческих способностей средствами театрально-игровой деятельности»

Воспитателя группы № 12

Торошиной Ренаты Равильевны.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Цель

Работа с детьми и родителями

Сентябрь

1.Организация работы. Изготовление картотеки театрализованных игр.

2.Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»  

3.Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Познакомить с волшебным миром театра.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.

.

Работа с детьми и родителями

Октябрь

1. Театрализованная игра «Эмоции».

2.    Показ и театрализация сказки «Три поросёнка».

3. Подготовка и проведение праздника Золотая осень».

4.. Пантомимика – игра «Походка».

Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью  языка выразительных движений показывать своё настроение.

Ноябрь

1.Театрализованная игра «Прятки».

2. Театрализация сказки «гуси-лебеди».  

 3. Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров. 

4. Беседа «Разнообразие театров»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Познакомить с многообразием кукольных театров.

Декабрь

1. Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…».

2. Организация праздника к Новому году.    

3. Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.  

 Помощь в организации новогодних утренников.

4.Республиканский конкурс детских мультипликационных фильмов, диплом 2 место, Детский коллектив “Фантазеры”.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада.

Январь

1.Народная театрализованная игра «Король».

2. Театрализация сказки «Теремок»  

3. Анкетирование» Ваше отношение к театрализованной деятельности» с родителями.

4. Диплом 3 степени «Театральная палитра» в номинации «Моноспектакль».

5. Диплом 1 степени «Театральная палитра» в номинации «Театр мультфильмов».

Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Показ сказки

, «Теремок»,

Детям младших групп.

Изучение мнения родителей и улучшения педагогической работы, связанной с организацией театрализованной деятельности.

Февраль

1.Театрализованные этюды «Зимушка, зима!»

2.Моделирование сказки «Три медведя»

3. «У страха глаза велики» - театр на лопатках.

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

5.Республиканский творческий конкурс ко Дню защитника Отечества. Диплом 1 степени, Шайхиева Самира

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать зимние явления природы (кружение снежинок, вьюги, метели).

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Март

1. Игра-пантомима «Медвежата».

2.Показ детям сказки «Рукавичка»    

3.Консультация для родителей; «Театрализованные игры - путь к детскому творчеству».  

4.Зональный фестиваль-конкурс детских театров “Театральная палитра”, в номинации стендовый театр. Диплом лауреата 1 степени.

Развивать пантомимические навыки.

 

Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.

.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Апрель

1.Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка итд).

 2.Памятки для родителей по обучению связной речи 

3.Чтение стихов о весне.

4. Диплом в номинации «Поэзия», соло. Лауреат 1 степени.

5. Сертификат, регионального фестиваля «Атр-малыш», в проведении мастер класса.

6. Муниципальный этап регионального чемпионата Юный мастер по компетенции “Воспитатель детей дошкольного возраста”. Диплом 3 степени. Альметов Ратмир

Развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

Развитие связной речи у детей.

 

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно

Май

1.. Консультация для родителей

«Развитие творческих способностей средствами театрально-игровой деятельности».

2. Полонение уголка ряженья.

4. IV Региональный TED-конференции “Дети в теме. Мысли вслух”. Диплом 2 степени. Сибгатуллина Аделина.

Опрос родителей «Ваше мнение о проделанной работе».

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребёнка – детский сад №90 «Подсолнушек»           Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Отчёт по теме самообразования

«Развитие творческих способностей средствами

театрально-игровой деятельности»

Воспитатель: Торошина Р.Р.

Республика Татарстан

Г. Нижнекамск, 2024 год