Конспект индивидуального логопедического занятия " Дифференциация звуков [С] - [З]"
Конспект индивидуального логопедического занятия
" Дифференциация звуков [С] - [З]"
Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков [С] и [З].
Задачи:
- Выделение звуков [С] и [З] из слогов и слов.
- Согласование имен прилагательных с именами существительными мужского и женского родов.
- Развитие фонематического слуха.
- Закрепление дифференциации звуков [С] и [З] фразах при произнесении их на одном выдохе.
- Воспитывать умение говорить интонационно-выразительно, в умеренном темпе.
Оборудование: Иллюстрации с изображением крана и комара, иллюстрации с изображением: собака, коза, слон, заяц, лиса, зубр, свинья.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Слушай внимательно, повторяй за мной, старайся правильно выполнять все задания.
II. Основная часть.
1. Логопед: Будем делать артикуляционную гимнастику:
1. «Улыбка – Трубочка» Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
2. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным) Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.
3. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).
4. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
5. «Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
Логопед: Молодец.
2. Логопед: Слушай внимательно загадки, назови мне отгадку:
3. С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова. (Коза) | Штучка - одноручка, Носик стальной, Хвостик деревянный, Всё лето на лугу, А зимой — на крюку. (Коса) |
-Слова “коза” и “коса” отличаются по смыслу?
-Какими звуками отличаются эти слова в произношении? (звуками [С] и [З])
-Что будет, если букву [З] заменить буквой [С], и наоборот? (Изменится смысл слова).
- Сегодня мы будем учиться различать буквы и звуки [С] и [З].
3.Логопед: Посмотри, мне сегодня пришло письмо, давай вместе посмотрим что там? Открывай конверт. Посмотри внимательно на картинки, что на них изображено?
Ребенок: Кран и комар.
Логопед: Верно. Комар издает звук [З], а когда из крана течет вода, то получается звук [С]. Положи руку на горло и произнеси, как течет вода.
Ребенок: Кладет руку на горло, и произносить долго звук [С]
Логопед: Горлышко вибрирует?
Ребенок: Нет
Логопед: А теперь изобрази комара
Ребенок: Кладет руку на горло, и произносить долго звук [З]
Логопед: Что-то изменилось?
Ребенок: Да, горлышко вибрирует.
Логопед: Верно, потому что звук [С] – глухой, а звук [З] – звонкий.
4. Давай поиграем в игру, когда будет звучать звук [С] то ты будешь умывать личико, а когда услышишь звук [З], то будешь отгонять от себя назойливого комара, все понятно?
Ребенок: Да. Выполняет задание.
5. Игра со слогами.
Логопед: Послушай слоги со звуком [С] , а в ответ назови мне этот же слог заменив звук [C] на звук [З]. Будь внимателен!
СА-ЗА; СУ-ЗУ; АЗ-АС; ОЗ-ОС; ИЗ-ИС; ЯЗ-ЯС; УС-УЗ; СО-ЗО и т.д.
6. «Посели животных в дом»
Логопед: Посмотри, еще одно письмо, открой его. Кто изображен на картинках? (собака, коза, слон, заяц, лиса, зубр, свинья) Они потерялись, их нужно поселить в домики, в круглый домик ты будешь заселять животных у которых в названии есть звук [С], а в квадратный домик со звуком [З].
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят.
Но не знают - как? куда?
Помогите, детвора!
В какой домик ты заселишь собаку и почему? А Зайца? И т.д.
III. Заключительная часть.
Логопед: Молодец! Наше занятие подходит к концу. Давай еще раз произнесем звуки [С] и [З]?
Что мы еще делали?
Что тебе понравилось больше всего?