Конспект индивидуального логопедического занятия " Дифференциация звуков [С] - [З]"

Конспект индивидуального логопедического занятия

" Дифференциация звуков [С] - [З]"

 

Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков [С] и [З].

Задачи:

  1. Выделение звуков [С] и  [З] из слогов и слов.
  2. Согласование имен  прилагательных с именами существительными мужского и женского родов.
  3. Развитие фонематического слуха.
  4. Закрепление дифференциации звуков [С] и [З]  фразах при произнесении их на одном выдохе.
  5. Воспитывать умение говорить интонационно-выразительно, в умеренном темпе.

Оборудование: Иллюстрации с изображением крана и комара, иллюстрации с изображением: собака, коза, слон, заяц, лиса, зубр, свинья.

 

Ход занятия.

     I. Организационный момент.

Логопед:  Слушай внимательно, повторяй за мной, старайся правильно выполнять все задания.

     II. Основная часть.

    1. Логопед: Будем делать артикуляционную гимнастику:

1. «Улыбка – Трубочка» Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным) Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

3.   «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).

4. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для         правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

5. «Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

 

Логопед: Молодец.

    2. Логопед: Слушай внимательно загадки, назови мне отгадку:

3. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,    

Доят, а не корова. (Коза)

Штучка - одноручка,

Носик стальной,

Хвостик деревянный,

Всё лето на лугу,

А зимой — на крюку. (Коса)

-Слова “коза” и “коса” отличаются по смыслу?

-Какими звуками отличаются эти слова в произношении? (звуками [С] и [З])

-Что будет, если букву [З] заменить буквой [С], и наоборот? (Изменится смысл слова).

- Сегодня мы будем учиться различать буквы и звуки [С] и [З].

    3.Логопед: Посмотри, мне сегодня пришло письмо, давай вместе посмотрим что там? Открывай конверт. Посмотри внимательно на картинки, что на них изображено?

Ребенок: Кран и комар.

Логопед: Верно. Комар издает звук [З], а когда из крана течет вода, то получается звук [С]. Положи руку на горло и произнеси, как течет вода.

Ребенок: Кладет руку на горло, и произносить долго звук [С]

Логопед: Горлышко вибрирует?

Ребенок: Нет

Логопед: А теперь изобрази комара

Ребенок: Кладет руку на горло, и произносить долго звук [З]

Логопед: Что-то изменилось?

Ребенок: Да, горлышко вибрирует.

Логопед: Верно, потому что звук [С] – глухой, а звук [З] – звонкий.

4. Давай поиграем в игру, когда будет звучать звук [С] то ты будешь умывать личико, а когда услышишь звук [З], то будешь отгонять от себя назойливого комара, все понятно?

Ребенок: Да. Выполняет задание.

     5. Игра со слогами.

Логопед: Послушай слоги со звуком [С] , а в ответ назови мне этот же слог заменив звук [C] на звук [З]. Будь внимателен!

СА-ЗА; СУ-ЗУ; АЗ-АС; ОЗ-ОС; ИЗ-ИС; ЯЗ-ЯС; УС-УЗ; СО-ЗО и т.д.

6. «Посели животных в дом»

Логопед: Посмотри, еще одно письмо, открой его. Кто изображен на картинках? (собака, коза, слон, заяц, лиса, зубр, свинья) Они потерялись, их нужно поселить в домики, в круглый домик ты будешь заселять животных у которых в названии есть звук [С], а в квадратный домик со звуком [З].

Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят.

Но не знают - как? куда?

Помогите, детвора!

В какой домик ты заселишь собаку и почему? А Зайца? И т.д.

 

III. Заключительная часть.

Логопед: Молодец! Наше занятие подходит к концу. Давай еще раз произнесем звуки [С] и [З]?

                 Что мы еще делали?

                Что тебе понравилось больше всего?