Поектная деят-ть на уроках окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_obuchenii_okr.pptx | 338.65 КБ |
proektnaya_deyatenost_na_urokah_okr_mir.docx | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния). Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Соотношение проектирования и исследования
Наиболее популярные формы проектов среди обучающихся: Учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр.
Действия ученика и учителя в проектной деятельности»
Главной особенностью уроков-проектов является обучение на активной основе, через деятельность ученика, возможностью свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе и способность применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.
Цель проектной деятельности по курсу окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Отличительные особенности: · во-первых, она имеет краеведческую направленность; · во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения; · в-третьих, проектная деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий)
Формы и режим занятий ведущей формой организации занятий является групповая . Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Занятие Теоретическая часть Практическая часть
«Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы» Анализ учебников «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой (система «Школа России») для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов:
Ожидаемые личностные результаты осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.
С учетом этапов работы над проектом учителю необходимо решить следующие методические задачи: 1. Подготовить детей к выполнению проекта (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы). 2. Оказывать помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа , составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации). 3. Провести презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).
В учебнике «Окружающий мир» для 2 класса представлены 6 проектов, по три в каждой части учебника: «Профессии», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных»
Учебник «Окружающий мир» для 3 класса включает шесть проектов, по три в каждой части учебника: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
Преподавание курса «Проектная деятельность» осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.
Содержание программы курса «Проектная деятельность» в рамках предмета «Окружающий мир» 1 класс Дикорастущие растения (14 часов) Культурные растения: садовые деревья и кустарники (6 часов) Редкие и исчезающие растения (6 часов) Животные в природе (3) Техника безопасности (2 часа) Проектная деятельность (7часов) (Создание проектов на экологическую тему по выбору. Защита индивидуальных и групповых проектов)
2 класс Дикорастущие растения (15 часов) Свойства воздуха (3 часа) Условия, необходимые для развития растений (6 часов) Проектная деятельность (6 часов)
3 класс Свойства воды (6 часа) Свойства воздуха (6 часов) Почва и её состав (6 часов) Дневник наблюдений за погодой (6 часов)
4 класс История возникновения названия населенного пункта. (7 часов) Поверхность земли родного края и ее охрана. (10 часов) Достопримечательности родного края и России (12 часов)
Предварительный просмотр:
Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.
К сожалению, зачастую наблюдается путаница в поминании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.
Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Общая схема научного исследования такова:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Выдвижение гипотезы. Гипотеза – предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
3. Постановка цели и задач исследования.
4. Определение объекта и предмета исследования.
5. Выбор методов (методик) проведения исследования.
6. Описание процесса исследования.
7. Обобщение результатов исследования.
8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Соотношение проектирования и исследования следующее:
Проектирование | Исследование |
1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния | 1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта |
2. Решение практической проблемы | 2. Создание нового интеллектуального продукта |
3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды | 3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания |
Наиболее популярные формы проектов среди обучающихся:
Учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр.
По профилю знаний проекты делятся на монопроекты и межпредметные проекты:
Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одной области знаний. Могут быть, например, экологическими, спортивными, историческими, музыкальными.
Межпредметные проекты могут одновременно требовать знаний из нескольких областей. Например, проект для старшеклассников по теме «Проблема исторического достоинства в российском обществе в XIX веке» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными:
Минипроекты могут укладываться в одно занятие.
Краткосрочные проекты выполняются обычно за четыре — шесть занятий. Могут проводиться в виде заключения, обобщения знаний по какому-либо разделу программы. На 1-ом занятии выдается задание по сбору необходимой информации и даются рекомендации к подготовке готового продукта (проекта). На 2-ом занятии обучающиеся отчитываются по собранной информации, идет выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. На 3-ем и 4-ом занятии идет презентация готовых проектов обучающихся и их обсуждение.
Долгосрочные проекты рассчитаны обычно на год.
По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми.
Преимущества персональных проектов в том, что:
— план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
— у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
— обучающийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итогового результата;
— у ребенка формируются исследовательские, презентационные, оценочные умения и навыки.
Преимущества групповых проектов:
— в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
— в группе проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне:
— на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентаций. Т.е. каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
— в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения. Элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.