В.А. Сухомлинский "Как воспитать настоящего человека"

Карпова Александра Андреевна

В.А. Сухомлинский "Как воспитать настоящего человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon v.a._suhomlinskiy_kak_vospitat_nastoyashchego_cheloveka.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по книге В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» Подготовила Карпова А.А. Учитель истории и обществознания

Слайд 2

Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) - украинский педагог, кандидат педагогических наук (1955), - заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), - Герой Социалистического Труда (1968), - член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968)

Слайд 3

Содержание книги: Книга написана в форме этических поучений, каждое последующее из которых органически вытекает из предыдущего. Поучение состоит из двух частей: - Вторая – размышления автора (о путях формирования нравственного сознания сквозь призму идей добра или долженствования). - Первая – этическое поучение – обращена к ребёнку, подростку. Она раскрывает содержание той или иной нравственной или иной категории. Все поучения расположены в книге в соответствии с возрастным подходом, учитывающим процесс постепенного формирования человеческих и духовных потребностей личности – от осознания ребёнком своего места в жизни до самосовершенствования и самовоспитания .

Слайд 4

Основные идеи: 1. Главенство принципа гуманизма Воспитание любви, уважения и преданности родным и близким. Воспитание потребности человека в человеке. Воспитание чувств сострадания, сопереживания, сочувствия, уважения к горю. Воспитание чуткости, отзывчивости . « Ты рождён человеком; но Человеком надо стать. Настоящий человек – это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него ».

Слайд 5

2. Необходимость воспитания чувства прекрасного Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. «Красота – это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете открывается истина, правда, добро… Красота учит распознавать зло и бороться с ним… Красота – это зеркало, в котором ты видишь сам себя и в соответствии с этим относишься сам к себе». Последовательность. В.А. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и, наконец, подводит к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Значение. Обращение к красоте утончает чувства ребёнка, он становится восприимчивым к слову, а значит, воспитуемым.

Слайд 6

3.Воспитание любви, уважения и преданности родным и близким Мир прекрасного для ребёнка начинается в семье. Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – всё это постигается прежде всего в семье. « Человеческий долг детей – платить родителям за их заботы о тебе, за их безграничную любовь и преданность – платить тем же: заботами, любовью, преданностью…» « Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни »… Для ребёнка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мама. И от того, каким предстанет мир, созданный ею, зависит, каким вырастет ребёнок. « Биение ваших сердец, радость вашего бытия, возвышенная мечта об идеале, благородный порыв к выражению себя в творчестве, ваша любовь, счастье человеческой преданности, творение нового человека, вера в собственную несгибаемость и неодолимость в самые трудные минуты жизни. Радость преодоления трудностей и сознание собственного мужества – всё это от матери… »

Слайд 7

4 . Воспитание трудом: - Воспитание умственным трудом « Умей думать, читая и читать думая. Будь искателем и пытливым добывателем знаний. Мышление - самый сложный труд»… « Чтение – это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли»… « Никогда не откладывай работу на завтра. Заставь себя сделать сегодня часть того, что надо сделать завтра»… «Познание, постижение этой красоты – самый сильный стимул, пробуждающий желание учиться, стремление быть умным, образованным, культурным, духовно богатым, идейно несгибаемым. Только тогда, когда эта красота становится личным достоянием воспитанника, знания становятся силой, ум – силой духа.»

Слайд 8

- Воспитание физическим трудом С первых дней пребывания в школе реб ё нок должен воспринимать уважительное отношение к труду. “ Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для реб ё нка оста ё тся недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений” . « Подлинное воспитание немыслимо без жизни в мире труда. Труд лежит в основе нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания… Без труда немыслима жизнь»…

Слайд 9

5. Красота – важное средство воспитания Красивое возвышает, одухотворяет, облагораживает человека. Красота и труд едины. «Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворённость великим человеческим счастьем – счастьем творчества»…