«Проектно-исследовательская деятельность в патриотическом воспитании кадет Кронштадтского морского кадетского военного корпуса»

Kрутов Андрей Владимирович

В статье описывается метод пректов как система учебно-познавательных и воспитательных приёмов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_krutov_.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Крутов Андрей Владимирович,

старший воспитатель 1 учебной роты КМКВК

  «Проектно-исследовательская деятельность в патриотическом воспитании кадет Кронштадтского морского кадетского военного корпуса»

Патриотическое воспитание сегодня требует большой работы.  Ключевая роль в этом принадлежит образованию. В этом смысле задача образования в Кадетском корпусе сегодня состоит не только и не столько в помощи кадету в усвоении знаний (что изучать?), формировании компетенций (как изучать?), сколько в помощи кадету в обретении смысла жизни (для чего изучать?). Ведь именно смыслы (в их числе патриотизм) определяют собственно человеческое деятельное начало.

Это требует осмысления педагогам Корпуса задач и содержания патриотического воспитания обучающегося; усвоения представлений о назначении, принципах, функциях, особенностях данной деятельности и овладения ее педагогическим инструментарием, положительного, мотивированного ценностями патриотизма личностного отношения.

ФГОС II поколения предполагает использовать в образовательном процессе активные формы деятельности обучающихся. Такие формы могут способствовать решению задач, направленных на патриотическое воспитание кадет. Один из них проектная деятельность или метод проектов.

Что мы понимаем под методом проектов?

«Метод» в переводе с греческого «путь исследования, теория, учение». Сегодня метод понимают как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

 «Проект» в переводе с латинского буквально - «брошенный вперёд», или замысел, план.

Метод проектов – это система учебно-познавательных  и воспитательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентацией результатов их работы.

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В рамках патриотического воспитания в кадетском корпусе, могут использоваться следующие виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. Такие проекты направлены на социальные интересы общества. Тематика и содержание практико-ориентированных проектов может быть разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до пакета рекомендаций по патриотическому воспитанию. Важно оценить реальность использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.  Исследовательский проект по структуре и содержанию является настоящим   научным исследованием. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие.  Тематика таких проектов может быть примерно такой: «Наши земляки в годы Великой отечественной войны», «История семьи в истории страны», «Образ Родины в художественных произведениях», «Я и мой город», «Я – гражданин России!», «Загляните в семейный альбом» и многие другие.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, «Мои земляки», «Защитники Отечества живут рядом», «Природа родного края и ее проблемы», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Реликвия моей семьи», «Ветеран живет рядом», «Свет Великой Победы», «Георгиевская ленточка».

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

Применяя идею патриотического воспитания к проектной деятельности, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом и квалификации, и профессионализма педагога в частности.

Педагог кадетского корпуса должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам кадетского корпуса успешно осуществлять педагогическую деятельность. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса патриотического воспитания кадет.