Портфолио педагога как средство оценки результатов деятельности
Портфолио учителя — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.
В материале "Портфолио педагога" представлено выступление на методическом объединении, в котором описывается значимость создания портфолио учителя, требования к оформлению портфолио и структура портфолио. В структуре работы раскрывается деятельность педагога по обобщению и распространению собственного
педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 86»
Портфолио педагога как средство оценки результатов деятельности
Выполнила: Соловьева Г.В.
Нижний Новгород,
2019 год
Содержание
№ | Название | Стр. |
1 | Актуальность создания портфолио педагога | 3 |
2 | Значимость создания портфолио педагога | 5 |
3 | Требования к оформлению портфолио и принцип работы | 7 |
4 | Структура портфолио | 8 |
Список литературы | 10 |
- Актуальность создания портфолио педагога
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.
С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога». Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьных и районных методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.
Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов)
Портфолио учителя — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
- Значимость создания портфолио педагога
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Среди учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность, и становится необходимым для педагогов, повышающих свой профессиональный уровень.
Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио – форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. В процессе подготовки к аттестации педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо сделать самоанализ за последние пять лет. Еще одним «за» портфолио является возможность накопить удачные учительские работы, а затем доработав их, предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику
Практическая значимость портфолио:
- Аттестация
- Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ
- Систематизация деятельности учителя
- Стимулирующий фактор
Портфолио – это накопитель, в котором должны храниться все важные для учителя документы:
- Набор теоретических документов:
- фиксированные достижения учителя;
- грамоты и сертификаты;
- документы, подтверждающие повышение квалификации;
- банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;
- классификаторы и другие материалы.
- Набор рабочих материалов:
- рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов
- авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;
- конспекты уроков;
- конспекты открытых уроков и мастер – классов;
- тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;
- дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и другое.
- В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:
- динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно– коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;
- результаты проверочных (контрольных, «срезовых») работ учащихся;
- отзывы и рецензии коллег, сотрудников органов управления образованием
- отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
- проекты и творческие работы учащихся;
- аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д.
Прикладное значение портфолио очень велико. Согласно действующему Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня из квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности.
Диагностика профессиональной деятельности позволяет:
Учителю:
- реально представить результаты своего труда
- увидеть свои резервы
- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию
Администрации:
- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя
- Требования к оформлению портфолио и принцип работы
- Системность и регулярность самомониторинга
- Достоверность
- Объективность
- Нацеленность автора на самосовершенствование.
- Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений
- Аккуратность и эстетичность оформления
- Целостность, тематическая завершенность представленных материалов
- Наглядность результатов работы
- Технологичность
Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. «Портфель» обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность педагогов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.
Портфолио позволяет
- учителю:
- реально представить результаты своего труда;
- увидеть свои резервы;
- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
- администрации:
- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.
- Структура портфолио
Структура портфолио
· Портфолио документов
· Портфолио работ
· Портфолио отзывов
Портфолио документов
Портфель сертифицированных (документированных) достижений
- Предоставить информацию об авторе
- Дать представление о результатах деятельности
- Отображение особенностей личности автора портфолио
Портфолио работ
Материалы, отражающие основные направления и виды деятельности
- Описание основных форм и направлений творческой активности
- Разработки педагога
Портфолио отзывов
Характеристики отношения учителя к различным видам деятельности
- Заключения
- Рецензии
- Рекомендательные письма
- Резюме
- Отзыв о работе в творческом коллективе
- Рефлексия
Обязательные части портфолио:
1. Общие сведения об учителе (анкеты, документы об образовании, повышении квалификации, о предыдущей присвоенной квалификации, награды, грамоты и т. д.)
2. Результаты учебно-методической работы (результаты аттестации учащихся и мониторингов знаний, методические разработки, участие учителя на окружных и городских мероприятиях, печатные работы и выступления и т. д.)
В связи с изменениями в образовании, его открытостью и доступностью, с учетом желаний общества и родителей наблюдать за работой школы и учителей, оценивать ее с точки зрения видов и качества предоставления образовательных услуг, к учителю предъявляются новые требования. Это нашло свое отражение в официальных документах: в законе «Об образовании в Российской Федерации» -ФЗ, новых ФГОС, в проекте профессионального стандарта педагога и других.
Наличие у педагога портфолио в электронном виде не вызывает сомнений в высоком уровне его профессионализма и ИКТ-компетентности, а это обязательное требование ФГОС второго поколения к учителю.
Примерная структура портфолио учителя
1. Общие сведения
· Дата рождения
· Образование
· Квалификация
· Специальность
· Стаж работы
· Сведения о повышении квалификации
· Награды
2. Методическая деятельность
· Модели уроков
· Планы уроков
· Методические разработки
· Анализ уроков
· Публикации
3. Работа с учащимися
· Описание творческих работ учащихся
· Научно-исследовательские работы учащихся
· Результаты участия в олимпиадах, конкурсах
· Участие в школьных мероприятиях
· Сценарии внеклассных мероприятий
4. Творческая деятельность
· Самообразование
· Участие в семинарах, конкурсах
· Участие в методическом объединении
· Участие в экспериментальной работе
· Внеклассные мероприятия
· Творческие работы учителя
Список источников
http://chelpro.ru/category/make-portfolio – блог “Человек и профессионал” (10.02.2009)
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=390/– педагогический альманах “Школа День за днем” (2.0.2009)
http://festival.1september.ru/articles/417596/– Бугаец В.И.- Портфолио учителя – Фестиваль педагогических идей 1 сентября “Открытый урок 2008”
http://festival.1september.ru/articles/572492/