Роль цифровой реализации в процессе модернизации. Постановка исследовательских задач.

Голубова Елена Александровна

Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь процессов цифровой социализации и модернизации политической культуры в современной России. Автор предлагает рассматривать цифровую социализацию с нового исследовательского ракурса – как ориентационный фактор модернизации политической культуры. В работе осуществляется постановка научной проблемы и формулируются исследовательские задачи, обусловленные потребностью и актуальностью для политической науки и практики. Ключевые слова: цифровая социализация, политическая культура, открытость власти, гражданское общество, интернетизация политики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_tsifrovoy_realizatsii_v_protsesse_modernizatsii.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Роль цифровой реализации в процессе модернизации. Постановка исследовательских задач.

Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь процессов цифровой социализации и модернизации политической культуры в современной России. Автор предлагает рассматривать цифровую социализацию с нового исследовательского ракурса – как ориентационный фактор модернизации политической культуры. В работе осуществляется постановка научной проблемы и формулируются исследовательские задачи, обусловленные потребностью и актуальностью для политической науки и практики. Ключевые слова: цифровая социализация, политическая культура, открытость власти, гражданское общество, интернетизация политики.

Современными реалиями российской и мировой политической практики является использование новых (модифицированных) принципов, технологий, процедур во взаимодействии власти и общества. Сама природа новой информационно-компьютерной среды позволяет решать множество признанных проблем в развитии гражданского общества Российского государства в условиях демократического транзита. Открытость информации о деятельности органов власти, доступность информационных ресурсов, процедур, неограниченность взаимодействия во времени и пространстве, новые формы общения представителей власти и общества, получение электронных государственных услуг, совершение электронных трансакций, получение образования в режиме онлайн и многие другие современные возможности являются предпосылкой формирования «активного гражданина» современной информационной эпохи (цифрового общества)

Существует много точек зрения по вопросам преимуществ и рисков интернетизации, «оцифровки» общества, развития и внедрения кибертехнологий. Умозаключения экспертов, ученых различны по масштабу и характеру – от глобально негативных (где в будущем видится вероятность победы искусственного интеллекта над разумом человека) до локально позитивных (когда на уровне города представители разных сообществ и классов признают преимущества электронного взаимодействия, участия, повсеместной интернетизации и виртуализации, далее видятся только задачи и возможности совершенствования данного направления). То есть, вопросы так называемой цифровой социализации являются предметом серьезной научной полемики.

В рамках данной работы предполагается рассматривать цифровую социализацию с нового ракурса – как процесс приспособления, адаптации граждан к новым условиям электронного взаимодействия (с органами власти, с организациями, между собой) и электронного участия, процесс усвоения культуры гражданина «цифрового общества». Процесс цифровой социализации имеет важное значение в современном демократическом обществе, в котором права и свободы человека, его включенность в политику являются одним из краеугольных камней политической системы и гражданского общества.

В то же время многие эксперты-политологи и политики разных уровней отмечают, что в России уже проявились предпосылки смены политической культуры, а точнее, ее серьезной модернизации. Это связано с некоторыми факторами: это, во-первых, смена органов власти (выборы в Государственную думу в 2016 г., выборы президента в 2018 г.), во-вторых, ситуация на мировой экономической и политической аренах, позиция России в международных ситуациях и конфликтах, в-третьих, довольно резкие и частые для 2015, 2016 гг. смены в структурах власти (отставки министров, губернаторов), появление новых лиц на внутриполитической арене России.

Целью настоящей статьи является постановка новой научной проблематики и формулирование задач в исследовании процессов цифровой социализации и модернизации политической культуры, особенностей их корреляции в современной России.

Процесс усвоения гражданами всех норм и правил общественно-политического поведения, выработка социально-политических ценностей в новых условиях цифрового общества рассматривается нами как процесс цифровой социализации, интегрированный в процесс политической социализации, благодаря которому обеспечивается воспроизводство политической системы общества, усвоение политических ролей, интеграция индивидов в политику.

Следует отметить, что в существующих исследованиях цифровой социализации раскрыт достаточно узкий круг вопросов. В основном они посвящены тематике формирования нового поколения, чья социализация проходит в условиях информационного общества [Максимова 2013], проблемам обеспечения безопасности нового поколения [Савина 2011; Проект, Богдановская, Богдановская 2013], влиянию виртуальной реальности на развитие и обучение детей [Кадубец 2008] и некоторым другим, т.е. вопросам в рамках предметного поля социологии и педагогики. При этом основной лейтмотив исследовательских работ – это представление цифровой социализации как деградационного процесса, последствия которого небезопасны для нового поколения граждан.

Однако в рамках данной работы подход к феномену цифровой социализации осуществлен с принципиально нового научного ракурса – с признанием большого потенциала цифровой социализации в модернизации политической культуры современной России, т.е. цифровая социализация рассматривается как ориентационный фактор изменений политической культуры.

В то же время в современных исследованиях политической культуры ученые отмечают, что в настоящее время Россия переживает переходный этап, основное содержание которого состоит в трансформации тоталитарного политического режима со всеми его структурами, институтами и отношениями в новую политическую систему. Интенсивные реформы современного общества за последние полтора столетия, российский исторический опыт весьма убедительно показывают прямую зависимость успешности таких преобразований от учета социально-культурных факторов [Лавриков 2015: 60].

 Как отмечает Э. Баталов, «трудности становления демократии в нашей 82 ВЛАСТЬ 2017’07 стране, будь то на структурном или функциональном, федеральном или региональном уровнях, во многом обусловлены именно отсутствием политической культуры демократического типа, ибо и наши политики, и рядовые граждане, и институты нередко действуют – в большинстве случаев неосознанно – в соответствии с императивами политической культуры, корни которой уходят в прошлое» [Баталов 2002: 7]. В российской модернизации, реализующейся без четких идеологических ориентиров, политическая культура должна функционально замещать ослабевающие и деформирующиеся идеологические мотивации. Практика развитых демократий свидетельствует, что именно консолидированная политическая культура является основой их стабильного и динамичного функционирования. Фрагментация политической культуры порождает рост преступности, политические конфликты, что может привести общество к дестабилизации и глубоким социальным потрясениям. Поэтому проблематика политической культуры в контексте модернизации российского общества актуальна не только в теоретическом, но и в практическом аспекте.

Взаимосвязь и взаимообусловленность политической культуры и модернизации общества констатировалась многими исследователями социокультурных оснований трансформационных политических процессов. Так, Г. Алмонд и С. Верба отмечали роль политической культуры в функционировании демократической политической системы. «Государственные деятели, стремящиеся создать политическую демократию, – писали американские политологи, – часто концентрируют свои усилия на учреждении формального набора демократических правительственных институтов и написании конституции. Они могут сосредоточивать усилия и на формировании политической партии, чтобы стимулировать участие масс. Но для развития стабильного и эффективного демократического правления требуется нечто большее, нежели определенные политические и управленческие структуры. Это развитие зависит от политической культуры. Если она не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики»

Ученые также выявляют характерные особенности и ценностные доминанты российской политической культуры в условиях трансформации общества. Политическая культура современного российского общества находится в состоянии становления и испытывает серьезное воздействие со стороны различных факторов (геополитических, исторических и др.) и радикальных преобразований, происходящих в обществе сегодня [Тер-Акопьян 2014: 19]. М.К. Горшков, проводивший многочисленные социологические исследования, выявлявшие отношение россиян к происходящим в стране переменам, их установки по отношению к новым социальным условиям, политическим институтам, выделявшие типы базовых политических ценностей граждан России, отмечал наличие разочарования в демократических идеалах [Горшков 2011: 203]. Справедливо отмечено, что политическая культура граждан России несет в себе как устойчивые черты прошлой авторитарно-тоталитарной политической культуры, так и не оформившиеся, меняющиеся черты новой радикально-демократической политической культуры, что говорит о ее переходном (фрагментированном) состоянии [Тер-Акопьян 2014: 20]. Также ученые высказывают мнение, что политическая культура России будет напрямую зависеть от показателей социально-экономического развития страны. А перспективы формирования новой политической культуры (с традициями индивидуализма, значимости либеральных ценностей, осознанием населением своей субъектности и т.п.) в России определяются возможностью преодолеть последствия экономического кризиса в стране, который препятствует отмиранию авторитарно-патриархальной политической культуры.

На сегодняшний день аспект цифровой социализации в процессе смены политической культуры мало изучен. Более того, имеется значительный пробел в исследовании таких вопросов, как влияние новых, электронных форм взаимодействия в системе «власть – общество» на состояние гражданского общества, степень политической социализации и образование возможных альтернатив политического развития страны.

Согласно рабочей гипотезе, цифровая социализация в современном обществе способствует усвоению новых норм политического поведения, правил взаимодействия как с органами власти, так и с гражданами и организациями, способствует формированию новых политических ценностей, выстраиванию открытого диалога «власть – граждане», повышению доверия и лояльности к власти в связи с открывающимися возможностями участия (в т.ч. и электронного) в государственном управлении. В то же время существуют риски интернетизации политической сферы как для отдельного гражданина, так и для государства в целом, угрозы для российской политической системы [Горшков 2014; Миночкин 2013; Земсков

В связи с изложенным выше исследование цифровой социализации как фактора качественных изменений политической культуры современной России является, на наш взгляд, необходимым для политической науки и практики. В рамках подобных исследований одной из главных целей должно стать построение моделей (модернизационной, регрессивной, стагнационной) состояния политической культуры в России к определенному году. Основой построения сценариев для каждой модели могут стать показатели цифровой социализации, особенности политической социализации в России (исторические аспекты и современный контекст), национально-этнические особенности российского государства, аспекты экономического поведения современных граждан. Необходимо учитывать также факторы формирования национальной идентичности [Каткова, Коротин 2016]. Безусловно, в качестве исследовательской задачи по данной проблематике можно выделить выработку практических рекомендаций для достижения модернизационной модели политической культуры.

Таким образом, сегодня в российском обществе можно наблюдать две современные тенденции: повсеместную интернетизацию и интенсивное развитие гражданского общества. Как соединятся эти современные реалии, какую роль сыграет эта интеграция в процессе модернизации политической культуры? В каком направлении будет изменяться политическая культура России, учитывая степень, качественные характеристики и специфику цифровой социализации? Эти актуальные вопросы требуют, на наш взгляд, исследовательского подхода и научной проработки в рамках политической науки. В новых условиях постиндустриализма именно этот фактор – цифровая социализация – имеет все шансы сыграть определяющую роль в модернизации политической культуры России.