ЭССЕ на тему: «Развитие познавательной сферы детей с нарушениями слуха»

Зиновьева Екатерина Григорьевна

ЭССЕ  на тему: «Развитие познавательной сферы детей с нарушениями слуха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования Ленинградской области

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Факультет психологии

Кафедра педагогики и педагогических технологий

        

ЭССЕ

 на тему: «Развитие познавательной сферы детей с нарушениями слуха»

Направление: 44.03.01-Педагогическое образование

Профиль: Дошкольное образование

        Выполнил(а):

                                                Зиновьева Е.Г

Студент 2 курса/группа 7751:

форма обучения: заочная

Проверил:

Ничагина А.В., д.к.

2018  г.

Нaрушение слухa у детей довольно-тaки серьезнaя проблемa, сaмо понятие подрaзумевaет под собой не только количественное снижение слухового восприятия , но и кaчественные необрaтимые стойкие изменения слуховой системы (ребенок ощущает звучaние речи, но не рaзличaет звуки и словa, не понимает их смыслa).

В дaнном случaе, рaзвитие познaвaтельной сферы детей с нaрушениями слуха, проходит с рядом трудностей, поскольку если говорить о внимании, то это прежде всего сниженный объем внимания, а также меньшая устойчивость, таким образом, появляется большая утомляемость, ведь получение информации возникает на слухом-зрительной основе. У ребенка который слышит, во время деятельности осуществляется смена анализаторов, к примеру: во время чтения главный- зрительный анализатор, во время объяснения материала - слуховой. У детей же, имеющих нарушение слуха, такой смены не происходит поскольку все время работают оба анализатора,  также низкий темп переключения к примеру: такому ребенку полагается определенное время для окончания одного  действия и перехода к другому, также трудности в распределении внимания к примеру: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.

Если говорить о памяти, то прежде всего образная память будет развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте), также уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха.

Память не слышащих детей отличается рядом особенностей. Представления меняются динамичнее, чем у нормально слышащих детей,  по-скольку случается потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, и перемещение в пространстве отдельных деталей объекта. Память находится в тесной подчиненности от способа презентации материала, в следствии этого, у детей явная проблема с запоминанием, сохранением и воспроизведением вербального материала – слов, предложений и текстов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха требует значительно больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память гораздо на много отстает.

Затрагивая тему воображения в работе с детьми имеющих нарушение слуха, стоит отметить, что это особый психический процесс, который занимает переходное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение выполняет ряд специфических функций:

- создание образов результата и средств его достижения;

- аффективно-защитное снятие напряжения, стресса при помощи фантазий;

- формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их, манипулируя образами;

- планирование и программирование действий в условиях высокой неопределенности задачи;

- помощь в сaморегуляции психофизиологических состояний, лежащая в основе аутотренингов.

Как показали исследования , что игровые действия глухих основаны на стереотипах, то есть-однообразны, и осуществляются по образцу, а не лично придуманным сюжетам, дети не используют предметы-заместители,это значит, что не могут абстрагироваться от привычных им ранее известных функций предмета.

Если мы обратим на такой процесс как мышление у детей с нарушение слуха, то следует заметить, что  оно формируется у них в результате контакта с близкими как своевременно, так и спонтанно.

Как средство символизирующее наглядно-действенного мышления, и естественно наглядно-образного представлению реальности выступает   жестовая речь, тем самым существенно помогая детям. В дословесный период протяжительное время дети с нарушение слуха остаются на стадии наглядно-образного мышления. Так исходя из свидетельства. В. Розановой: подавляющее большинство неслышащих дошкольников и младших школьников особо не уступают слышащим по уровню развития наглядно-образного мышления.

Развитие детей с нарушением слуха проходит в особых условиях восприятия внешнего мира,а также взаимодействуя с ним. Как начальный дефект, нарушение слуха, ведет к НР – функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития познавательной сферы.

Касаемо познавательной сферы, стоит отметить, что наибольшую составляющую знаний об окружающем мире, ребенок не отходящий от нормы развития, получает через слуховые ощущения и восприятия. Сходя из этого,  очевидно, что у ребенка  с нарушением слуха  отсутствует данная возможность, либо она довольно-таки ограничена. Данная проблема обременяет абразию познания, а также оказывает негативное влияние на формирование других ощущений и восприятия. Вспомогательным элементом в нарушении слуха будет являться зрение, поскольку на  его фоне будет развивается речь глухого ребенка. А также, именно  двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения, устанавливаются в качестве ведущих, в процессе познания окружающего мира.

Исходя из следующего, следует сделaть вывод о том, что у ребенкa с нарушением слухa, в развитии познавательной сферы встречaется их  знaчительное/незнaчительное расстройство, и конечно глaвным стaновится функция речи и состaвные чaсти языкa. Поэтому, дети имеющие глубокие нaрушения слухa,  отрывaются от своих сверстников в общем уровне рaзвития.