Формирование учебно-познавательного интереса на уроках русского языка.
Актуальность данной статьи заключается в тенденции снижения учебно-познавательного интереса на уроках русского языка и в поиске оптимальных путей формирования учебно-познавательного интереса у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uchebno-poznavatelnogo_interesa_na_urokah_ruskogo_yazyka.docx | 14.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Кныш НатальяАлександровна
Учитель начальных классов
СОШ№ 18 г. Нерюнгри
Формирование учебно-познавательного интереса на уроках русского языка.
В результате наблюдений за учащимися, а также исследуя динамику предметной направленности учебно-познавательного интереса младших школьников была обнаружена тенденция снижения интереса к русскому языку как учебному предмету.
Следствием этого стал тот факт, что дети с неохотой, нежеланием идут на урок русского языка, они считают его скучным, неинтересным, “серым” предметом. При этом за «скучной грамматикой» и «однообразной орфографией» для детей теряется наш русский язык. В результате, дети не чувствуют красоту родного языка, не осознают его богатство, его способность выражать самые различные мысли и чувства, «типы и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких». (Н. В. Гоголь)
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенными собственными положительными эмоциями, отношением, не становятся полезными – это мертвый груз.
Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мысли, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не может быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, т.к. учеба не захватывает их.
А ведь словесность по своим научным запасам, по своей значимости для человека неисчерпаема, она обладает способностью соединять яркое, образное, выражать тонкие эмоциональные, интимно-личностные процессы и совершать глубокие обобщения. При всей значимости предметных и практических действий для развития личностей все же слову, формирующему мысль, проникающему во внутренний план действий в процессе интериоризации, принадлежит едва ли не ведущая роль в познании.
Поэтому необходимо искать пути, источники, внутренние и внешние резервы для формирования учебно-познавательного интереса на уроках русского языка. Ведь именно учебно-познавательный интерес, в отличии от других возможных мотивов, может обеспечить протекающие полноценной учебной деятельности младших школьников, т.к. он ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательной учебной задачи.
Результаты исследования учебно-познавательного интереса на уроках русского языка , а также наблюдения учителей начальных классов на протяжении многих лет позволяют констатировать следующее: учебно-познавательный интерес на уроках русского языка занимает незначительное место. Занятия русским языком не всегда вызывает у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным и нудным предметом.
Поэтому перед учителем возникает проблема: как вызвать у детей интерес к учебе, исподволь «заставить» ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения; как зажечь в детях искорки пытливости и любознательности, как сформировать учебно-познавательный интерес?
Изучение процесса формирования учебно-познавательного интереса позволило выделить некоторые источники, факторы формирования учебно-познавательного интереса. Это само содержание материала учебного предмета, в частности русского языка, которое обладает богатейшими возможностями для укрепления и развития учебно-познавательного интереса. Для подкрепления познавательного интереса необходимы все более совершенные способы учения , удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников. Значительное влияние на формирование интереса оказывает совместная работа детей, их общение и сотрудничество. Коллективные, межличностные отношения, которые складываются на уроке в процессе общения между сверстниками, а также между учащимися и учителем, объективно меняют ситуацию учения и соответственно могут побуждать интеллектуальную деятельность, обострять переживания, способствовать волевому усилию, что оказывает стимулирующее действие на учебно-познавательный интерес учащихся.
Личный успех в учении, подкрепляемый общественной оценкой, поощрением, оказывает стимулирующее действие на интерес.
Кроме того, необходимо нейтрализовать «серость» уроков, которая разрушает «живую почву» учебной деятельности бедностью, бесцветностью содержания, стереотипностью, и шаблонностью надоедающих приемов, рассчитанных лишь на заучивание готовых истин, гасящих у детей стремление к самостоятельным действиям и оценкам, творческим проявлениям себя, препятствующих формированию интереса к учению. Этой нейтрализации «серости» уроков русского языка способствует занимательность материала.
Итак , формирование учебно-познавательного интереса на уроках русского языка осуществляется через содержание учебного материала, а также создании ситуации успеха в учебной деятельности и проблемной ситуации; через учебное сотрудничество учащихся; через активизацию познавательной деятельности.