Сценарий проведения торжественной линейки, посвященной памяти Х.Б. Андрухаева
Данный сценарий подходит для проведения реквиема, посвященного памяти героя Советского Союза, выпускника Адыгейского педагогического училища, чье имя сегодня носит образовательное учебное заведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_97_andr.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
«Я песню свою до конца допою»
(к 97-летию со дня рождения Х. Андрухаева)
Звучит«Священная война»
1 вед.Тема Великой Отечественной войны 1941–1945 годов всегда актуальна и неисчерпаема по своей глубине, героике и политической значимости. Но находятся политики заново переписывающие историю, принижающие в ней роль нашего государства в победе над фашизмом, инициирующие перенос или разрушение памятников воинам-освободителям.
2 вед.В таких условиях недопустимо забывать историческое прошлое нашей страны, героические подвиги дедов, отцов, матерей. На примерах их героических поступков необходимо воспитывать детей такими же мужественными, преданными защитниками своей Родины.
1 вед. (под затихающие звуки музыки) Музыка создает особое настроение, она переносит наше воображение на начало войны, когда на Белорусском вокзале в Москве перед отправкой эшелонов на фронт впервые прозвучала эта волнующая душу музыка песни «Священная война». Своей одухотворенной чеканной мелодией она так захватила всех присутствующих, что Краснознаменному ансамблю песни и пляски пришлось исполнять ее пять раз подряд.
2 вед. Миллионы встали на смертный бой с завоевателями и среди них – наш земляк, славный сын Адыгеи, Герой Советского Союза ХусенАндрухаев.
1 вед. Сегодня – 2 марта 2015 года ХусенуАндрухаеву исполнилось бы 97 лет.
2 вед. Х. Андрухаев родился 2 марта 1920г. в ауле Хакуринохабль, типичном адыгейском селении с разноцветными черепичными и соломенными крышами, с обильной зеленью и задиристыми петухами.
1 вед. Адыгея — крохотный уголок нашей необъятной страны. Полторы сотни аулов, селений и станиц. Один не очень большой город Майкоп.
2 вед. Нет в Адыгее и сколько-нибудь солидной реки. Ну и что ж! Для адыгейца протекающие по его родному селу речушки Афипс или Пшиш, Фарс или Шехурадж то же, что для украинцев Днепр, а для русских Волга или Енисей.
1 вед.Когда Киримизе Жане рассказывал Хусену о своей речке Афипс, то не жалел красок: и какая она полноводная и живописная, и какие огромные рыбы водятся в ней, и как во время разлива она подходит чуть ли не к Майкопу!
2 вед. — Славная твоя река Афипс,— соглашался Хусен,— Но если бы ты увидел Шехурадж! В ней есть такое, что тебе и не снилось!
1 вед. Четырнадцатилетний Хусен написал свои первые стихи не об Афипсе и не о какой-либо другой реке, а про свой родной Шехурадж, на берегах которого прошло его детство, откуда началась для него Родина.
Шнахова Д.
Ей-ей, Щэхъурадж,
Щэхъураджэу псы шхъуахь,
«Хьэ-хьаер» уимафэу
ШуфэфыкIэуЛабэ о уечъ!
Огумудэплъыезэ, гъэрэуегъукIы,
Зэуитщымыхъухэу тэ тыобакъо,
Ау гъэтхапэмуипссыджхэр
гъэкIыгъэу,
ОзечъэшъукъекIы, умэкъэшху.
УникъибгъэкIэу, ппшъизэшIопщызэ,
УитеплъигукIодэу, уичъэщыогъакIэ,
О ош1э — Лэбэжънэе-псые
Рэхьатшъыпкъэу о къыожэ.
ДжырищэIумухэтэузыуушъэфызэ,
МыжъокIэжъгъэибэмуакъырэпшэ.
Ей-ей, Щэхъураджэу псы чъагъу, —
ПсыхъоIасэупсыхъощэнджцIыкIу.
2 вед.К Хакуринохаблю примыкает аул Мамхег. Разделяет их Фарс, быстрый, говорливый ручей. В Мамхеге выстроили большую светлую школу, и все ребята из Хакуринохабля учились там. Отсюда Хусен Андрухаев уехал в педучилище, оставив дома отца своего Борежа, магь Кутас, младших братьев и сестер.
1 вед.Каким был в детстве Хусен? Лучше всех знала об этом, конечно же, его мать – Кутас. Однажды, глядя в окно на играющих ребятишек, она сказала:
- Хусена мне напоминают самые озорные. Что уж там скрывать, он никогда не был тихим ребёнком. Не проходило дня, чтобы он не начудил чего-нибудь. Фантазии ему было не занимать!
2 вед.Детство Хусена проходило так же, как и у всех мальчишек. Новая жизнь наступала неудержимо, и это наступление проходило через наши аулы, взламывая вековые устои. Будущее сражалось против прошлого. Молодёжь с восторгом впитывала в себя идеи революции и, несмотря на юные годы, отлично понимала: именно им предстоит не только достроить начатое отцами и дедами, но и отстоять революционные завоевания от врагов. Угроза неотвратимой войны уже тогда, в 1935—1936 годах, была настолько реальной, что ее ощущал каждый. А о таких впечатлительных натурах, как ХусенАндрухаев, и говорить нечего.
1 вед.Детство его сменилось отрочеством, которому суждено было стать очень коротким. Озорство уступило место раздумьям о своем месте в жизни. Зрелость пришла не по годам рано.
2 вед.Уже на первом курсе педагогического училища Хусен отличался от многих сверстников необычайной серьезностью суждений, убежденностью мыслей и зрелостью поступков. И это проявлялось в его стихах.
1 вед.Первой узнала о его увлечении стихами мать, Кутас. От нее у Хусена никогда не было тайн. Когда он стал очень много писать, она обо всем догадалась. Да он и не скрывал. Она сказала мужу:
— Он выдумывает стихи сам! О, аллах, наш сын станет ашугом!
2 вед. Всякий раз, приезжая на каникулы, Хусен очень много работал, используя любую свободную от помощи родителям минуту. Рано утром он сидел под раскидистым деревом, которое стояло у них посреди двора, а ночами— в доме за столом. Матушка Кутас нет-нет да и подойдет к своему любимому сыну, которого она оберегала от излишних забот и от хлопот по хозяйству:
— Отдохнул бы ты, Хусен! Успеешь написать и после!
— А я и не устаю,нан! — улыбнется Хусен.—Ты лучше сама отдохни, ведь целыми днями на ногах!
1 вед.Она усаживалась рядом, и он читал ей на память свои стихи, написанные под влиянием ее устных рассказов о тяжкой судьбе древних адыгейцев. Слушая стихотворения, Кутас утирала слезы. Однажды она сказала:
— Хорошо ты описываешь горе адыгейцев! Когда ты читаешь об этом, мое сердце сжимается от боли. Но ведь прежних тягот нет и в помине! Ты только взгляни, как хорошо мы теперь живем! Вот и попробуй рассказать об этом, о сегодняшнем счастье нашего народа.
2 вед.Этому совету ХусенАндрухаев следовал до конца своей жизни.
1 вед.Особенно серьезно готовился он к предстоящей службе в Красной Армии. Проявлялось это буквально во всем.
2 вед. А еще его кумиром был Мос Шовгенов. Признанный вождь адыгейских трудящихся, он стал коммунистом задолго до Великой Октябрьской социалистической революции. Он был первым комиссаром Кубани по делам национальностей. Во время наступления деникинских полчищ Кубанский крайком партии оставил Моса и его жену Гошевнай на подпольной работе. Заболевшего и укрывшегося в ауле Хакуринохабле Шовгенова выдал предатель. Моса схватили и зарубили саблями. Родной аул Хусена, аул Хакуринохабль, назывался раньше Шовгеновским.
1 вед.Для Хусена имя Шовгенова было таким же святым, как имя Хатита,— он записывал по аулам легенды и о нем.
2 вед. Возвращаясь из музея или тира или просто гуляя после занятий, Хусен с друзьями часто останавливались у уличных громкоговорителей, слушали последние известия. Дикторы передавали сообщения о трудных боях в Испании.
1 вед. Именно в эти дни Хусен написал стихи «Окутал Испанию дым»
Максимова А
Вы слышите — пушки грохочут.
Окутал Испанию дым.
Вы слышите голос рабочих:
«Товарищи, мы победим!»
Вперед выступают отряды,
Земля под ногами горит.
Сражаются интербригады,
Собой заслоняя Мадрид.
Мы тоже в октябрьские бури
Шагали, оружие сжав.
В нас слали проклятьяи пули
Четырнадцать злобныхдержав.
Но мы победили.
И знайте —
Мы с вами сегодня в бою.
Сюда, под испанскоезнамя,
Я вместе с друзьямивстаю.
Не зря в адыгейском ауле
Нам снится далекий
Мадрид.
И слово твое, Ибаррури,
Над всею землею звенит.
Мы в ваших бригадахборолись,
Шагали сквозь пулии дым.
Мы слышим твой голос,Долорес:
«Товарищи, мы победим!»
2 вед.Тогда был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза летчикам и танкистам за мужество, проявленное при выполнении специальных заданий. Все догадывались, что некоторые из них совершили свои подвиги в Испании.
1 вед. Хусен сказал:
— Какое это великое счастье — стать Героем Советского Союза! Удастся ли нам когда-нибудь прославить свою Родину?
2 вед. Возможно, именно тогда родилась у него мысль стать военным. И именно тогда написал он стихотворение «Честь».
Дидичева К.
- Честь не урони,не осрами нас! —
Мать мне на прощанье говорит.—
Славою и счастьем полной мерой
Родина джигита наградит.
- Будь всегда во всем,
Мой сын, примером! —
Так отец, прощаясь, мне велит.—
Трусить адыгейцу не пристало!
- Я клянусь вам, мой отец и мать,—
Научусь во что бы то ни стало
Я по-ворошиловски стрелять.
И еще клянусь своею жизнью
Защищать народ свой и любить,
1 вед. Хусен организовал в педучилище кружок любителей художественной литературы. К каждому начинающему автору относился с равным вниманием.
2 вед.Один из первых переводов — «Что такое хорошо и что такое плохо» Владимира Маяковского — был восторженно принят читателями. Удача окрылила Андрухаева. За несколько месяцев он перевел более десяти стихотворений великого поэта. Местное издательство подготовило сборник переводов ХусенаАндрухаева.
1 вед.Владимир Маяковский, как и Пушкин, был любимейшим поэтом Андрухаева. Хусен мог часами читать на память его стихи. Не раз он пытался написать о Маяковском, но то ли получалось неудачно, то ли он был слишком требовательным к стихам о великом поэте, но написать о нем он долго не мог. И вот в 1938 году в училище на вечере, посвященном Маяковскому, Хусен поднялся на сцену и стал читать стихи. Обычно он делал это негромко, но тут его голос был подобен раскатам грома.
2 вед.Хусен объявил:
— Стихотворение «У портрета Маяковского!»
Расторгуева И.
Такой большой,
плечистый и простой,
Ты, Маяковский, смотришьсо стены.
Одни мы в этой комнатепустой,
О многом мы поговоритьдолжны.
Твоя строка — как бомбадля врага,
Всех недругов разиттвоя строка.
Как самый острый
штык, она грозна,
Нас научила мужествуона,
Нас научила гордостии силе.
Итак, хочу я бытьтаким, как ты,
Чтоб и мои стихиврага разили,
А другу не жалелидоброты.
Как ты и Нетте —так я жить хочу,
Чтоб жизнь была борьбою и гореньем.
И пусть мои стихи плечом к плечу
Стоят в строю с твоим стихотвореньем.
1 вед.«Как ты и Нетте — так я жить хочу, чтоб жизнь была борьбою и гореньем» — это уже была декларация, которой он следовал до последней минуты жизни.
2 вед.Из воспоминаний Киримизе Жане, однокурсника ХусенаАндрухаева, известного адыгского поэта, общественного деятеля
Помню осень 1936 года. После занятий собирались все, как обычно, в общежитии. О чем-то, конечно, спорили. Вдруг Хусен набрасывает на голову кепку и убегает на улицу — в ненастье. Это значит, что ему пришли в голову первые образы и строчки. Он не берет с собой даже карандаша для записи. У него сохранилась привычка, наследованная от ашугов,— все слагать поначалу в уме. Адыгский народ до Великого Октября не имел своей письменности, народное творчество было устным.
Талантливые ашуги хранили в своей памяти всю сокровищницу народного эпоса. Хусен всегда восторгался этой способностью народных сказителей. Так вот, в тот вечер он возвратился в общежитие совершенно промокший, но словно бы и не замечал этого, сразу присел к столу. Лишь исписав несколько страничек, он успокоился. Обычно ему всегда не терпелось прочесть новое стихотворение, чтобы немедленно увидеть реакцию слушателей.
Но в тот раз он почему-то не стал читать новых стихов вслух. Ни слова не говоря, он протянул исписанные листки и вышел из комнаты. Это означало, что он не хотел мешать: дескать, сначала прочти сам, а потом обменяемся мнениями. Это одновременно означало, что он написал что-то очень важное для него.
Стихотворение называлось «Я буду петь».
Карданова М. (на адыг.яз.)
Обктябрэмсыришгьаоу
сынасыпышIу
Тхъэгъошхомсыгу шIуагъэм
фегъэпсэушъ,
ЧэфыныгьэщыIакIэм иорэд
зезгъэIэтэу,
СэкъэсIощтзэпысымыгъаоу.
ТиIщыIэкIэ чэфы
дыригьаштэу,
Къызэхэзыхырэмикъыхидзэу, къежъыоу,
ЛIыжъэужэкIэфми кIалэукъыздиIоу,
IофымкIи кIэщакIоу
орэдкъэсIощт.
Пыимзызэхихырэмштыкэупхырилэу,
ГушIогъошхоусыгуилъырIупкIэукъыщысIонэу,
Шъхьафитныгъэбанэм
сикъошхэр фиIэтэу,
БэнэкIо орэд
къэсIозэпытыщт.
ЫмакъэкIэ чанэу — инэузиIэтэу,
ЩыIэныгъэмгурфигъэблэу,
IупкIэу,
ШIу зэрэлъэгъуитIум
псалъэу яIэнэу,
КIочIэ лъэшэу
орэдкъэсIощт.
ЛъэускIэтырнахьпсынкIэу
зэрифэу,
Самолетырстратосферэм
фэбыбэу,
Мы ошъогурзэуищымыхъоу
къышыныр
Иморадэурихъухьэми,
фэшIэнэу
Сэ къэс1ощт орэд
зэпысымыгъаоу.
Зэкъошньигъэутикъэрал
щэпэтэм,
ТиРодинэ
инэбзыйдышъэхэм,
Щылычыгъэ кIуачIэу
тикъэралы иIэм
АфэшIыкъэсIощт,
КъэсIощторэд
зэпысымыгъаоу!
1 вед.Хусен рассказывал, что однажды отец пригласил его на колхозное собрание. Там они услышали сообщение председателя о значительном повышении выплаты на трудодень. Выступали многие рядовые колхозники — они говорили о своих обязательствах, благодарили Коммунистическую партию и Советское правительство за огромную заботу о тружениках деревни. И вдруг на трибуну поднялся древний старик.
— Дети мои! — сказал старый адыгеец.— Радуйтесь, восторгайтесь новой жизнью, но никогда не забывайте, как жили мы, ваши отцы и деды. Если забудете, если уйдет из вашей памяти и из ваших сердец глубочайшая ненависть к проклятому прошлому нашего народа, вы никогда не сможете найти своего настоящей счастья.
Старик взволнованно, со слезами на глазах поведал о прежней своей жизни при царе. Потрясенный Хусен, возвратившись домой, записал этот рассказ по памяти, а затем придал ему поэтическую форму.
Стихотворение «Как я жил при царе» впервые прозвучало в исполнении автора на Первом съезде адыгейских писателей в 1936 году. Во время перерыва ашуг Цуг Теучеж сам подошел к нему, обнял и поблагодарил за стихи. Прославленный сказитель советовал начинающему поэту больше писать о предстоящей защите социалистической Родины, об армии.
— Пусть каждый адыгеец,— говорил Цуг Теучеж,— даже самый маленький, знает, что враги наши не дремлют, что фашисты не дадут нам жить спокойно. Надо, чтобы все были готовы отстоять нашу новую жизнь.
И когда коварный враг нагрянет,
Как один, на зов страны
Станем мы со всем народом,
Закаленные, как сталь, его сыны.
2 вед. Да, немного прожил Хусен Андрухаев, так и не успев в полной мере раскрыть свой поэтический талант. Снова и снова всплывает в благодарной памяти лучшее стихотворение Хусена Андрухаева «Я буду петь».
Я песню свою
До конца допою,
Мне с нею
И смерть не страшна!
1 вед.Он допел свою песню в бою, написав последнюю строчку геройским подвигом.
2 вед. Подвиг ХусенаАндрухаева ярко отражен в посвященной ему поэме Аскера Гадагатля “Невеста друга”:
Сомкнулся круг
Как изо дна колодца,
Еще синеет небо вдалеке.
– Берите, гады! Русский не сдается!
Мой друг влетает в этот круг незримый
И, яркой вспышкой местность ослепя,
Уходит в небо горьким едким дымом,
И немцев подрывая, и себя...
1 вед. Объявляется минута молчания, посвященная памяти ХусенаАндрухаева и всем погибшим в Великой Отечественной войне.
2 вед. Право возложить цветы в уголок Героев предоставляется именным стипендиатам колледжа
Лагажан Юлии, Лучшевой Ольге, Шнаховой Дарине, Никкеровой Варваре, Шумаковой Наталье, Рыжковой Маргарите
1 вед. Мероприятие, посвящённое 97-летию со дня рождения Хусена Андрухаева, мы завершим чтением отрывка из большой посвященной ему поэмы «Память», которую написал выдающийся писатель Адыгеи Исхак Машбаш, также выпускник нашего колледжа.
Память Герою Советского Союза ХусенуАндрухаеву
А недавно я был у твоих земляков, Как мальчишка, стеснялся своих стихов,– ...Эй, Шехурадж, веселая река, |
|