Лингвистические основы формирования навыков чтения у младших школьников .
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального общего образования. Эта задача чрезвычайно важна и актуальна, ведь чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека.
«Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения».
Успешное овладение навыком чтения – один из главных показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, трудности в процессе обучения чтению говорят об определенных проблемах развития того или иного психического познавательного процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
«Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность»
Вопросами чтения занимались М.П. Воюшина, М. И.Оморокова, Н.Н.Светловская, Т.А. Ладыженская и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskie_osnovy_statya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистические основы формирование навыков чтения у младших школьников
Д.Б. Эльконин полагает, что «чтение на начальном этапе формирования есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели» [37; с. 329] Н.И. Жинкин считал, что на буквенном этапе обучения необходимо учитывать позиционный принцип русской графики, означающий, что при чтении учитывается позиция буквы в слове по отношению к соседней букве. Можно сделать вывод, что важно формировать у ребенка механизм опережающий ориентацию на букву гласного при чтении открытого слога (или слога-слияния). Для этого необходимо:
1) На буквенном этапе в первую очередь вводить буквы гласных;
2) Формировать у детей точное различие гласных и согласных звуков;
3) Отработать чтение слогов-слияний с ориентацией на букву гласного (побуквенное чтение недопустимо).
Учителя, которые работают с младшими школьниками, знают, как трудно научить детей технике чтения, но еще сложнее воспитать интерес к чтению. Ведь уметь складывать из букв слова и освоить технику чтения еще никак не означает, что человек стал хорошим быть, полноценным читателем. Истинное чтение — это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве» [27; с.14]. Нужно развивать интеллект, эмоциональную чуткость, эстетические потребности и способности. Процесс нужно осуществить так, чтобы чтение способствовало развитию личности.
На сегодняшний день чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменить взгляды, усиливать понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, усовершенствовать личность. Дети должны уметь составлять слова из букв разрезной азбуки или написать их, когда учитель даст задание на основе фонемного анализа слов. Но написание слов под диктовку не приведет к чтению. Главным действием, по принципу которого совершается воссоздание звуковой формы слова при упреждающей ориентации на гласную букву и фонему, является преобразование слов путем изменения гласных, именно изменение гласных букв приводит к такому роду ориентации. Анализ процесса чтения позволил узнать основной механизм, при помощи которого воссоздается звуковой образ слова по его графической (буквенной) модели. Основным компонентом данного механизма является упреждающая ориентация, которая состоит из двух звеньев:
а) ориентации на гласную букву, определения твердости или мягкости предшествующей согласной фонемы;
б) ориентации на гласную фонему, определяющей позиционный вариант предшествующей согласной фонемы;
Первоначальное обучение чтению и должно строится, в первую очередь, в формировании такой ориентации, на основе этой ориентации и должно возникать чтение.
В соответствии с этой основной задачей система обучения состоит из трех взаимосвязанных этапов:
1) первый этап (подготовительный) — формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка;
2) второй этап — освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы;
3) третий этап — освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения.
На этих этапах отрабатывается конкретное действие самого ребенка: на первом этапе — последовательное интонационно подчеркнутое произнесение фонем, составляющих целое слово; на втором этапе — трансформация; на третьем этапе — преобразование буквенной модели слова в другую буквенную модель. Каждое действие отрабатывается так, что из развернутого оно постепенно превращается в сокращенное умственное действие. [37; с. 211]
Чтение – сложный психический процесс, и, прежде всего, это процесс смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность данного процесса можно объяснить его неоднородностью: с одной стороны, чтение – это процесс прямого чувственного познания, а с другой – представляет собой опосредованное отражение действительности. Чтение включает высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.
В процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны – техническую, это скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, это понимание содержания прочитанного [28; с.13].
Рассмотрим процесс чтения, отталкиваясь от убеждений когнитивной психологии. Можно сделать предположение, что полноценный процесс чтения ведет совместную работу отдельных когнитивных структур, одни из которых – когнитивно-двигательные, они осуществляют зрительную и слухоречедвигательную регуляцию процесса чтения, другие – вербально-смысловые – обеспечивают понимание читаемого. Согласно акту чтения не маловажное значение приобретает современное понимание ряда психологов о многоуровневой организации когнитивных структур. В соответствии с ним вышеназванные традиционно выделяемые стороны акта чтения (скорость (темп) и понимание) могут рассматриваться как функции вышележащих уровней соответствующих когнитивных структур. На базовых же, нижележащих, уровнях когнитивно-двигательной структуры, участвующих в акте чтения, проходят процессы, связанные с артикуляционной (речедвигательной) его стороной, и когнитивные процессы, образующие непосредственно-чувственную его базу, которые обеспечивают восприятие и распознавание воспринимаемого буквенного материала и как итог − скорость и правильность чтения. В когнитивных структурах, которые обеспечивают понимание прочитанного вербального материала, на нижележащих уровнях протекают не только базовые процессы по различению значений слов, но и выполняются различные мыслительные операции, которые являются инструментом смысловой обработки вербальной информации.
Недостатки процесса чтения могут быть обусловлены дефектностью формирования каждого уровня обеспечивающего психологические когнитивные структуры, но в педагогической практике при объяснении причин низкого качества чтения до сих пор не просто недооценивают вклад нижележащих уровней когнитивных структур в осуществление акта чтения, но и даже не принимают их во внимание при организации педагогических коррекционных воздействий [27; с. 114]. В связи с этим предоставляются рекомендации, которые являются непродуктивными: если ребенок медленно читает и нечетко произносит звуки, рекомендуют читать как можно больше, достигая большей скорости и качества прочтения; в случае если ребенок слабо или совсем не понимает прочитанное содержание, то советуют ученику делать соответствующие умственные усилия.
Из высказываний А.П. Нечаева [30] «ясно, что способность к осмысленному чтению предполагает наличие определенного уровня душевного (психологического) развития ребенка: процессов восприятия, речи, мышления, воображения, понимания, догадливости; преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенку может оказаться для него вредным, вызвав не только отвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веру ребенка в собственные силы» [30; с.316]. А.П. Нечаев [30] считал значимым, прежде чем обучать детей чтению, узнать, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессе чтения психические процессы, если выяснилось, что не достаточно ,то нужно выполнять с детьми занятия по разным предметам, разрабатывать систему упражнений, которое повысит их психологическое развитие.
Для этой цели, он считал важным занятия природоведением, ведь на таких уроках школьники учатся воспринимать окружающий мир, знакомятся с его свойствами, пытаются судить, строить разнообразные предположения. Одновременно с этим у детей развивается речь, потому что им нужно связывать воспринимаемое явление и название, выражать словами возникающие у них при наблюдении мысли, высказывать свою точку зрения по вопросам. Для правильной подготовки к чтению необходимо развитие речи детей, воображения, взглядов и восприятия, детям нужно показывать разные предметы и картины, рассказывать сказки, с детьми нужно приводить факты о реальной жизни, о пережитых явлениях, предлагать выразить и оценить это. Что касается подготовки к овладению не только письмом, но и чтением огромное значение имеют занятия рисованием. Срисовывание с натуры или воспроизведение каких-либо предметов по памяти дают возможность углубить восприятие, суждения, соображение, что и составляет основу процесса чтения. Так же А.П. Нечаев считал, что огромную роль играют подвижные игры и другие физические упражнения, которые заставляют детей преодолевать инертность своего внимания, менять его направление в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с принятыми на себя игровыми функциями, тогда произойдет успешное овладение грамотой и чтением.
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.
Осознавать, видеть, за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и виденьем окружающего мира, с присущими ему красками эмоций, ощущениями жизни и отношением к ней – это и есть непременное свойство умения читать. Понимание автора, чувства автора, принятие или непринятие его позиции – это настоящая культура чтения.
Творческое чтение – это любознательность. Учитель должен поспособствовать, чтобы произошел процесс перерастания любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, нужно оказать помощь читателю, нельзя останавливаться на запоминании фактов, нужно искать их логику, обусловленность, причинность. И только со временем формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.
Учителю важно помнить, если чтение мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, то это педагогически очень ценно, потому что уроки чтения становится для детей занятиями приятными и желанными.
Таким образом, можно сделать вывод, что применительно к акту чтения значительную роль приобретает современное представление ряда специалистов педагогов, психологов о многоуровневой организации когнитивных структур; анализ процесса чтения позволил выяснить основной механизм, с помощью которого воссоздается звуковой образ слова по его графической (буквенной) модели; в ходе процесса чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны − техническую и смысловую. А.П. Нечаев [30] придавал главное значение формированию психологической основы навыка чтения, в качестве которой он рассматривал широкое развитие мыслительных процессов и наглядно-чувственной сферы детей.