Стратегические приемы разработки индивидуального образовательного маршрута в инклюзивном музыкальном образовании (ДОО, НОО, ООО, СПО).

Слинкина Александра Андреевна

В статье рассмотрены стратегии разработки индивидуального образовательного маршрута в инклюзивном музыкальном образовании. На сегодняшний день инклюзивное образование имеет активный статус. Профессиональное образование, школьное образование разрабатывают рабочие программы по инклюзивному обучению, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты. Данная статья помогает в разработке и в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slinkina_a._a._statya._doc.docx24.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Стратегические приемы разработки индивидуального образовательного маршрута в инклюзивном музыкальном образовании (ДОО, НОО, ООО, СПО).

Слинкина Александра Андреевна преподаватель БУ «Нижневартовский социально – гуманитарный колледж» г. Нижневартовск, al.georgish@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены стратегии разработки индивидуального образовательного маршрута в инклюзивном музыкальном образовании. На сегодняшний день инклюзивное образование имеет активный статус. Профессиональное образование, школьное образование разрабатывают рабочие программы по инклюзивному обучению, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты. Данная статья помогает в разработке и в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Ключевые слова: Инклюзивное музыкальное образование, дети с ОВЗ, индивидуальный образовательный маршрут.

В настоящее время инклюзивное музыкальное образование, представляет собой продуктивную форму обучения каждого ребенка с ОВЗ, вне зависимости от проявления у него индивидуальных свойств. Термин «инклюзивное образование» недавно вошел в тезаурус  отечественной педагогической науки. Инклюзивный (от франц. Inclusive–включающий в себя, т.е. «включенное образование»), процесс совместного  обучения детей – инвалидов, имеющих образовательные проблемы с основным контингентом обучающихся, а так же общеобразовательный процесс, который не зависит от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других значений в учебном заведении общего вида. В музыкальном образовательном процессе с детьми ОВЗ существенным толчком является наличие любых форм музыкальности (слушание, восприятие, исполнительство и т.д.)

В настоящее время идет осознание того, что всестороннее развитие детей с ОВЗ, развивает их личностные качества. Очень много среди таких детей, способных и даже талантливых, так как они с большим воодушевлением и усердием относятся к обучению, открыты для всего нового, радуются каждому полученному умению. Примером талантливых людей с ОВЗ является: незрячий баянист И. Паницкий (1906-1967); певица М. Владимирова (1879-1965) и т.д.[2] Инклюзивное музыкальное образование помогает детям с ОВЗ почувствовать себя полноценными.

Инклюзивное музыкальное образование – это совместное обучение всех детей музыке, включая детей с ОВЗ, которое с помощью разработки индивидуальных образовательных маршрутов позволяет выравнивать  различные условия получения музыкального образования каждого ребенка, для его успешной социальной жизнедеятельности. Индивидуальные образовательные маршруты позволяют найти подход к детям с ОВЗ, выстроить их обучение так, чтоб им было комфортно наравне с обычным ребенком, также выделить и развить их сильные стороны именно в музыкальном образовании.

Создание таких индивидуальных образовательных маршрутов для детей, имеющих определенные виды отклонений, представляют собой продукт комбинированного влияния средовых, индивидуально-личностных и профессионально-ориентированных факторов развития инклюзивной музыкальной среды.

Для развития детей с ОВЗ необходимо выделить совокупность конкретных стратегических приемов, способствующих более детальной и качественной разработке музыкально-образовательных маршрутов для каждого, при этом учитывая его индивидуальные музыкальные способности и возможности.

  1. Опора на ведущие каналы музыкального учебного материала.

Выделить основные ведущие музыкальные способности у детей с ОВЗ (слушание, исполнительство, и т.д.), и использовать их в составлении индивидуальных образовательных маршрутов. При составлении таких маршрутов педагогу становится ясно, как вести далее ребенка, как развить его музыкальные способности, как сделать так, чтоб дети с ОВЗ не чувствовали себя ущербными. И на этой основе совершенствовать  свой педагогический стиль ведения таких музыкальных занятий, создающий равные условия для внешней активности всех детей с ОВЗ инклюзивного музыкального обучения и воспитания.

  1. Далее следует применение педагогом этих индивидуальных образовательных маршрутов и разработанных им действий. Что в итоге заинтересовывает, вовлекает и  увеличивает способность детей с ОВЗ к потребностям усваивать максимум знаний и умений.
  2. Необходимо также ориентироваться на ближайшее местное сообщество инвалида, включенного в инклюзивное обучение и воспитание. Это способствует выстраиванию образовательных маршрутов. После чего педагог помогает детям с ОВЗ адаптироваться в классе (группе), нормализует  устойчивость восприятия учебного музыкального материала. Такая практика служит необходимым условием для создания всесторонних перспектив реального участия детей с ОВЗ в музыкальной деятельности школьного, студенческого коллектива и местного сообщества в целом.
  3. Обязательным и необходимым пунктом служит выстраивание не только индивидуальных образовательных маршрутов, но и отношения между инвалидами и обычными детьми. Педагог должен следить за тем, чтоб дети с ОВЗ не чувствовали себя обделенными, не полноценными и т.д. Его задача состоит в том, чтобы объединить всех детей в одно целое, показать что каждый из них индивидуален, каждый из них способен обучаться музыке.

В свою очередь, первичное создание и возможные изменения в индивидуальных образовательных  маршрутах при взаимодействии с детьми ОВЗ в инклюзивном классе, выступает результатом одновременного действия, как обозначенных планов, так и совместных элементов.

Целесообразно выделить подходы  с детьми ОВЗ в инклюзивном классе, и раскрыть их воздействие на достижение поставленных педагогом задач:

  1. Организовать равную систему диалога в инклюзивном классе. Что способствует своевременному устранению возможных конфликтов и помогает выработать такую систему договоренности на начальном этапе, которая поможет в дальнейшем при разработке существующих образовательных маршрутов.
  2. Создать характеристики на детей с ОВЗ инклюзивного обучения, что дает педагогу оптимальную линию для достижения необходимого уровня соответствия между содержанием учебной программы и нуждами конкретного обучающегося.

Таким образом, системность, личностная ориентация и целостность индивидуальных образовательных маршрутах служат базой для педагога и толчком успешности детей с ОВЗ в условиях инклюзивного  класса. При создании и изменении в работе таких индивидуальных образовательных маршрутах педагог, помогает детям с ОВЗ обучаться музыке в инклюзивном классе, именно такой подход преподавателя служит для успехов, дальнейшего, всестороннего развития  детей с ОВЗ на уроках музыки.

Список источников/литературы:

  1. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Текст] Н.М. Назарова // Социальная педагогика  №1 2010. с.77-87.
  2. Смирнов А.А. Инклюзивное музыкальное обучение как путь к профессии: из опыта практической работы // Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика: монография. Новосибирск, 2013. (Электронный ресурс) URL: http://www.csrni.ru/mon/20130331001.php (дата обращения 10.10.17).
  3. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Электронный ресурс) URL: http://tempus2013-16.novsu.ru/pluginfile.php/21/mod_page/content/103/Инклюзивное%20образование_Москва.pdf –  (дата обращения – 16.10.17).
  4. Сборник методических материалов // Обучение музыке детей с ограниченными возможностями здоровья. Составитель: преподаватель теоретических дисциплин Васильева Т.В. (Электронный ресурс) URL http://kdmsh.ru/content/uploads/kdmsh_education_children_disabilities.pdf  – (дата обращения – 22.10.17).