Обеспечение качества образования

Понятие «качество образования» в начале 90-х годов ХХ века впервые в России появилось в Законе «Об образовании» (1992 и 1996 гг.) в статье о государственном контроле за качеством образования, что породило большое количество различных практик такого контроля, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obespechenie_kachestva_obrazovaniya.pptx131.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обеспечение качества образования Подготовил: слушатель ОБП Михайлова Ю.Г.

Слайд 2

Понятие «качество образования» в начале 90-х годов ХХ века впервые в России появилось в Законе «Об образовании» (1992 и 1996 гг.) в статье о государственном контроле за качеством образования, что породило большое количество различных практик такого контроля, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме.

Слайд 3

В энциклопедии профессионального образования под редакцией С. Я. Батышева под качеством образования понимается интегративная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить.

Слайд 4

В работе С. Е. Шишова и В. А. Кальней «Мониторинг качества образования в школе» качество образования рассматривается как социальная категория, определяющая состояние, результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Слайд 5

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержания образования, форм и методов обучения, материально-технической базы, кадрового состава и т. п ., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Слайд 6

Профессор М. М. Поташник предлагает понимать качество образования как соотношение цели и результата, как меры достижения целей, притом что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.

Слайд 7

Многомерность и субъективность понятия «качество образования» требует использования системного подхода при определении качества образования и рассмотрении психолого-педагогических , социально-экономических, организационно-управленческих и нормативно-правовых аспектов при разработке системы качества образования. В последнее время специалистами в области оценки качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».

Слайд 8

Сегодня под стандартизацией (нормированием) образования понимают «закрепление целевых установок государственной образовательной политики, перевод их в соответствующие системы образовательных норм и стандартов, которые по своей функции являются регуляторами воспроизводства качества образования, а внутри образовательного пространства - качества человека и качества общественного интеллекта »

Слайд 9

Распространение стандартизации на систему образования означает признание ее экономических характеристик, образование стало рассматриваться не только как культурный феномен, но и как важная экономическая отрасль, обеспечивающая воспроизводство трудовых ресурсов

Слайд 10

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации“ Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 1 . Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Слайд 11

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся : 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования ; 4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; 5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

Слайд 12

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации ; 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом ; 8) прием обучающихся в образовательную организацию ; 9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями ; 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; 10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; (п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

Слайд 13

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях; (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; 13) проведение самообследования , обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; 14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся; 15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; 15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования; (п. 15.1 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Слайд 14

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом; 17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении"; (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 18) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции) 19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации; 20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров; 21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет"; 22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Слайд 15

До недавнего времени в образовательной практике использовалась лишь внутренняя оценка качества образования. Желание руководителей иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений стало основанием обязательности введения ГИА в виде ОГЭ и ЕГЭ для всех выпускников школ. ГИА является очень важным элементом системы оценки качества образования, однако, он не дает исчерпывающей информации для управления качеством образования. Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности . Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса.

Слайд 16

Действительно, для того, чтобы понять, насколько эффективна работа того или иного образовательного учреждения, важно, с одной стороны, посмотреть уровень образования в этой школе (причем за несколько лет), а с другой стороны – иметь представление о контингенте учащихся, условиях в которых она функционирует, где располагается, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр. Качество образования становится ведущей темой современной образовательной политики .

Слайд 17

качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных правовых документах системе требований к качеству образования.

Слайд 18

В соответствии с государственной программой «Развитие образования на 2013–2020 гг.», утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 (подпрограмма 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования") одной из приоритетных задач в сфере оценки качества образования названо формирование унифицированной системы статистики образования на основе международных стандартов.

Слайд 19

При определении цели реализации государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 гг.» отмечено, что важнейшим институциональным компонентом системы образования Российской Федерации должна стать общероссийская система оценки качества образования, включающая, среди других показателей, участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества результатов образования Среди ожидаемых результатов к 2020 г. указано увеличение числа международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Россия участвует на регулярной основе, – до 7 международных исследований.

Слайд 20

Начиная с 1988 г. Россия принимает активное участие практически во всех международных исследованиях качества общего образования, проводимых Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA ( International Association for the Evaluation of Educational Achievement ) и Организацией экономического сотрудничества и развития OECD ( Organization for Econimic Co-operation and Development ). Основные международные исследования качества образования можно разделить на две группы: исследования, оценивающие уровень образовательных достижений учащихся (PIRLS, TIMSS, PISA, CIVIC, ICILS); исследования, связанные с оценкой педагогического образования, убеждений и практик учителей (TEDS-M, NorBA , TALIS).

Слайд 21

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования 1 . Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования).

Слайд 22

2. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных частью 9 настоящей статьи мер. (часть 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Слайд 23

3. Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Слайд 24

5. Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются: (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности; 2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)

Слайд 25

9. В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.

Слайд 26

Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий , специальностей и направлений подготовки. (часть 9 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Слайд 27

Благодарю за внимание!