РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Предварительный просмотр:
НИКИШОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»
Преподаватель
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образованные, грамотные люди - это основная движущая сила развития человечества в XXI веке
/Н.А. Назарбаев/
Успешное развитие животноводства во многом зависит от кадрового потенциала специалистов, способных квалифицированно решать современные задачи по обеспечению его высококачественными кормами, благоприятными условиями содержания, эпизоотического благополучия по инфекционным и инвазионным болезням, созданию благоприятных условий воспроизводства стада животных, производство доброкачественных продуктов питания населения. Для реализации таких глобальных задач созданы все условия в Краснослободском аграрном техникуме.
На протяжении многих лет сложилось доброе имя и слава Краснослободского аграрного техникума - кузнецы кадров среднего звена для агропромышленного комплекса Республики Мордовии и других субъектов Российской Федерации. Многие поколения преподавателей техникума внесли большой вклад в развитие животноводства и других отраслей агропромышленного комплекса.
Педагог нового образования должен видеть и понимать требования общества данного времени и готовить студентов к ориентации в информации на протяжении всей жизни. Он учит, как счастливо и удовлетворенно жить. Быстротекущая жизнь побуждает нас обновлять и совершенствовать свой труд. Мы сегодня живем в цифровом мире и не можем себе позволить отставать от своих студентов, сегодня назрела потребность нового формата воспитания в нашем обществе, т.к. в другой режим духовной ориентации надо войти сегодня. Свою задачу педагог видит в том, чтобы научить студентов оставаться людьми в любой жизненной ситуации. А главное стать человеком в этом мире людей. Педагог должен овладеть новыми стратегиями своего поведения и студентов, создать современную среду и современное пространство образования.
Наступило время технологии общества в образовании. Образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для еѐ самореализации, на развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства.
Преподаватель - самая массовая и в то же время самая уникальная по своему характеру специальность. Каждый выстраивает на этом благородном и трудном поприще свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его вызовы. У каждого времени свои приметы. Приоритетом нашего времени является потребность в педагоге, свободном, с гибким мышлением, не боящемся экспериментировать, но уважающим и продолжающим лучшие традиции российского образования.
У педагогов нашего техникума особая миссия и особые задачи. Ведь именно здесь происходит профессиональное становление и воспитание будущих специалистов со средним образованием, которым предстоит пройти все этапы модернизации и инноваций в обучении.
Наши успехи в достижениях наших студентов. Нам, преподавателям Краснослободского аграрного техникума, есть чем гордиться. Наши студенты и выпускники своими делами, активной жизненной позицией, профессиональными достижениями прославляют техникум.
Наш педагогический коллектив считает, что в сложных условиях социально-экономических перемен особенно актуальным стало формирование воспитательного пространства, обусловленного социальными условиями жизни студентов и условиями их дальнейшей профессиональной деятельности.
Исследовательская деятельность – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
С этой целью, наш педагогический коллектив техникума использует технологию исследовательской деятельности на уроке и внеурочное время. Задачей, которой является дать студенту возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает студенту возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Все эти вопросы отрабатываются со студентами на первом и втором году обучения. После того, как студенты разберутся со всеми проблемами организации исследования, увидят их ценность и эффективность, можно давать им более сложные задания по исследованию проблем. Это планируется на третьем году обучения во время изучения дисциплин по специальности. Исследования, которые проводят студенты, могут быть и узкими, и широкими, в зависимости от того, какие проблемы перед ними поставлены.
Большое внимание преподавателями уделяется внеаудиторной работе студентов, которая является логическим продолжением аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, которой инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения работы, затраты времени на её выполнение регламентируются рабочим учебным планом. Она служит: закреплению, углублению, расширению и систематизации знаний, полученных во время аудиторных занятий; овладению учебным материалом, формированию общетрудовых, профессиональных умений, развитию творческого мышления, овладению технологическим инструментом.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс исследовательскую деятельность позволяет: повысить интерес студентов к учебной деятельности, овладение ими различными способами работы, развитие личностно-профессиональных качеств, таких как: профессиональное становление, умение работать в команде, принимать нестандартные решения, использовать инновационные идеи, проявлять индивидуальность и творчество, способность к саморазвитию в течение всей жизни.
Коллектив техникума считает, необходимость подготовки самостоятельно мыслящих специалистов выдвигает на первый план проблему: учить студентов не знанием и дисциплинам, а мыслительной деятельности.
Наш педагогический коллектив техникума считает, организация исследовательской деятельности является одним из приоритетов современного образования. Студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, более коммуникабельны и компетентны, активно участвуют в деятельности районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки, как студента, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Обществу требуется специалист новой формации – интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке, главной целью является получение новых знаний. То в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. Таким образом, наш педагогический коллектив считает, исследовательская работа является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в научных конференциях разного уровня. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях он ни работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.
Наше учебное заведение в условиях модернизации российского образования старается формировать новую систему универсальных знаний, навыков и умений будущей работы. Обучение в техникуме задает направление развития, создаст для этого все необходимые условия, при этом не предлагает общую, единую и обязательную для всех линию развития, а помогает каждому студенту с учетом его индивидуальных способностей развиваться как личности и специалисту. Данный подход наших преподавателей обеспечивает максимальное эмоциональное и умственное развитие студентов, способствует эффективному усвоению знаний и их практическому использованию на предприятиях Республики Мордовия.
Считаю, что исследовательская деятельность - это процесс постоянного творчества. Творчески работающий преподаватель создает свою педагогическую систему, которую постоянно обновляет и совершенствует, добиваясь получения наилучшего результата в обучении и воспитании.
Качество исследовательской деятельности зависит от личностных качеств каждого из нас; умения совершенствовать свои достижения в профессиональном мастерстве, сфере творчества и образовательного процесса; от того, как мы сами можем вести здоровый образ жизни, подавая этим самым пример своим воспитанникам.
В настоящее время в России во всех сферах общества: экономике, политике, науке и образовании происходит инновационное развитие. Главную роль в развитии современного общества играют новые идеи и инновации, приносящие социально-экономический эффект.
Воспитать у студентов потребность к непрерывному образованию, мыслительной деятельности помогают занятия исследовательской деятельностью, являющейся одним из способов активизации творческого потенциала личности. Такая деятельность направлена на создание качественно новых ценностей, на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Этот вид деятельности даёт свободу выбора, предполагает осознание студентами цели и подчинения ей других интересов.
Считаю, что исследовательская деятельность студентов тесно связана с применением информационных технологий, как в образовательном, так и в воспитательном процессе. Эффективность их применения зависит от четкого преставления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимоотношений, возникающих в результате взаимодействия «Преподаватель – студент».
Таким образом, проводимая в техникуме исследовательская работа, основанная на современных принципах и с учетом интересов студентов, способствует качественной подготовке конкурентоспособных специалистов.
Поэтому, основной целью своей деятельности считаю подготовку конкурентоспособных специалистов, которые должны быть всесторонне развитыми, обладать высокими нравственными качествами, иметь творческий потенциал, высокий профессионализм, социальную мобильность и стремление к саморазвитию.
Привлечение студентов к исследовательской деятельности служит повышению интереса к знаниям, стимулированию творческой активности, ознакомлению с методикой и техникой научных исследований, формирования навыков описания и обслуживания результатов исследований, публичных выступлений и участия в дискуссиях, формированию гражданской компетенции, созданию условий для социального и профессионального роста. Процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но в первую очередь, он предлагает личностное общение со студентом, основанное на чувствах, переживаниях, эмоциях.
Исследовательская деятельность, организуемая преподавателями на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы студентов, выполненные ими как самостоятельные исследования.
Преподавателями техникума на уроках используются познавательные задания творческого характера, исследовательские задания. Во внеурочное же время это подготовка исследовательских работ, содержание которых интересно и окружающим. Тогда участие в учебно-исследовательских конференциях, фестивалях и интеллектуальных конкурсах, где свою работу необходимо защитить, способствует формированию важнейших свойств личности. Опыт побед и поражений, приобретаемый в этих мероприятиях, чрезвычайно важен для самостоятельной жизни, без него невозможно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей.
Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности студента, способствуют формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Методы проектный и поисковый не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
В качестве конечных продуктов деятельности могут выступать рефераты, доклады, иллюстрированные средствами наглядности (видеофильмами, коллажами, альбомами рисунков, фотографий). Результатом совместной деятельности студентов, организация и проведение различных конференций, выставок, вечеров. Различные достижения по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки.
Подводя итоги обсуждения проблемы, изложенной в данной статье, мы приходим к выводу, что исследовательская деятельность возможна как закономерная и специально организованная форма обучения для студентов. В таком обучении могут реализоваться познавательная активность студентов и поисковая направленность их сознания.
Web-адрес сайта: http://nsportal.ru Nikishov-vladimir-nikolaevich
Список литературы.
Кудаков Н.А., Никишов В.Н., Тельцов Л.П. Рост массы, длины тела и тонкой кишки у телят на молочном и переходном этапах // Гигиена, ветсанитария и экология животноводства / Матер. Всероссийской науч. произв. конфер. Чебоксары, 1998 г.
Никишов В.Н. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных 6 18-месячного возраста / В.Н. Никишов, Л.П. Тельцов // Матер, науч. конф. Мордов. госуниверситета. - Саранск, 1998. Ч. 4. - С. 118 - 120.
Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания: Тез. докл. 4 Конгресса международной ассоциации морфологов //Морфология, 1998. №3.-С. 85.
Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок черно-пестрой породы на этапе полового созревания: Автореф. дис. . канд. вет. наук. Саранск, 1999. - 17 с.
Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Автореф. Дис. … канд. Вет. Наук. Саранск, 1999.
Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Диссертация на соискание учёной степени кандидата ветеринарных наук. МГУ им. Н.П. Огарёва. Саранск, 1999.
Никишов В.Н. Методическая разработка: Изучение пищеварительных свойств слюны. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева». Педагогическая мастерская. Сборник материалов заочной II Всероссийской научно-практической конференции, Часть I, 26 ноября 2018 года. Саранск, 2018. – С. 235.
Никишов В.Н. Опытническая работа студентов аграрного техникума – фактор качественной подготовки высококвалифицированных специалистов. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Сетевое взаимодействие образовательных организаций как мощный ресурс обновления и инновационного развития образования. Сборник материалов XII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н.В. Горюнова. Саранск, 30 ноября 2018. – С. 36
Никишов В.Н. Опытническая работа как фактор профессионального становления СПО. Министерство здравоохранения Республики Мордовия РМ ГБПОУ РМ «Саранский медицинский колледж». Актуальные вопросы обучения и воспитания, обучающихся профессиональных образовательных учреждениях: Материалы заочной всероссийской научно-практической конференции октябрь - ноябрь 2018 год. Саранск, 2018 – С. 7-9.
Никишов В.Н. Социальное партнёрство залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Современное профессиональное образование: Опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов Всероссийской интернет – семинар ноябрь 2018 год. Торбеево, 2018.
Никишов В.Н. Формирование профессиональной компетенции выпускников через организацию опытнической работы. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж». Кадры нового поколения – будущее развитие региона. Сборник материалов заочной Всероссийской научно-педагогической конференции, 15 мая 2018 года. Саранск, 2018.
Никишов В.Н. В современных условиях рыночной экономики, готовить высококвалифицированных ветфельдшеров. Министерство здравоохранения Республики Мордовия РМ ГБПОУ РМ «Саранский медицинский колледж». Современная педагогическая мастерская как средство повышения качества образования. Сборник материалов заочной Всероссийской научно-педагогической конференции, апрель - май 2018 года. Саранск, 2018 – С. 193-195.
Никишов В.Н. Организация образовательного процесса на основе исследовательской деятельности при подготовке современного специалиста. Министерство образования Республики Мордовия Совет директоров средних профессиональных образовательных учреждений РМ ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум». Обновление содержания системы среднего профессионального образования и внедрение современных педагогических технологий. Сборник материалов IV Межрегиональной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича 17 февраля 2018 года. Саранск, 2018. – С. 74-78.
Никишов В.Н. Опытническая работа залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Социальное партнерство в образовании: тенденции, практики. Сборник материалов XI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н.В. Горюнова. Саранск, 2018. – С. 225-226.
Никишов В.Н. Расширение пространства организации опытнической работы в повышении конкурентоспособности выпускников на рынки труда. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность России: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 7 Всероссийской интернет – конференции. Торбеево, 2017. – С. 110-112.
Никишов В.Н. Технология исследовательской деятельности при подготовке профессиональных кадров. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 4 Всероссийской интернет – конференции 15.11.2015г. – 25.01.2016г. Торбеево, 2016. – С. 144-148.
Никишов В.Н. Организация опытнической работы как основа формирования профессиональной компетенции выпускников. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Социальное партнёрство в образовании – залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Сборник материалов 10 Горюновские чтения. Межрегиональная научно – практическая конференция. Саранск, 2016.
Никишов В.Н. Исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетенции. Министерство образования РМ. ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский промышленный техникум». Опыт внедрения ФГОС СПО. Сборник материалов. Заочная республиканская научно – практическая конференция. Краснослободск, 2015.
Никишов В.Н., Тельцов Л.П. Рост массы и длины тела, тонкой кишки у тёлочек на этапе полового созревания: Тез. науч. конф. посвящ. 40-летию Аграрного ин-та МГУ им. Н.П. Огарёва //24-Огарёвские чтения//. Изд-во Рузаевский печатник, Саранск, 1997. – С 53-55.
Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных 6-18 – месячного возраста //Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета им Н.П. Огарёва. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 118-120.
Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок этапа полового созревания. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. 1998. №3. – С 85.
Никишов В.Н. Цитология и гистохимия, эпитероцитов слизистой оболочки тонкой кишки животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.
Никишов В.Н. Развитие кишечной стенки двенадцатиперстной, тощей, подвздошной кишок животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.
Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. Н-Новгород. 1998.
Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Автореф. Дис. … канд. Вет. Наук. Саранск, 1999.
Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания: Тез. докл. 4 Конгресса Международной ассоциации морфологов // Морфология , 1998. № 3. - С.85.
Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Гистохимия энтероцитов тонкой кишки животных на этапе полового созревания //Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета им. Н.П. Огарёва. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 115-117.
Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных 6 - 18-месячного возраста // Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 118 - 120.
Никишов В. Н. , Тельцов Л. П. ,Кудаков Н. А. Матер. Науч. Конф. Мордов. Госуниверситета им. Н. П. Огарёва. Саранск, 1997 г.
Никишов В. Н. Тез. Докл. 4 Конгресса международной ассоциации морфологов АГЭ. Морфология,1996 г.
Никишов В. Н.. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания. г. Саранск, Мордовский университет. 1996 г.
Никишов В. Н.. Гистохимия эпителия тонкой кишки животных 12 месецев на этапа полового созревания. г. Саранск, Мордовский университет. 1996 г.
Никишов В.Н. Динамика роста массы и длины тела животных на этапе полового созревания. Журнал «Ветеринария» №3 1999.
Никишов В.Н. Учёба заочно. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.
Никишов В.Н. Приходи в зооветеринарный. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.
Никишов В.Н. Ветврач – профессия гуманная. «Голос примокшанья. 30 мая 2003 год.
Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.
Никишов В.Н. Немного истории //История ветеринарии//. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.
Никишов В.Н. Основная деятельность зоотехнии. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.
Никишов В.Н. Специальность древняя и гуманная. Газета «Присурские новости» №11. 1999.
Никишов В.Н. Учится никому не поздно. Газета «Присурские новости» №96. 2000.
Никишов В.Н. Наука вечная и современная. Газета «Присурские новости» №97. 2000.
Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Присурские новости» №99. 2000.
Никишов В.Н. Ветеринар – профессия необходимая. Газета «Присурские новости» №6. 2001.
Никишов В.Н. Объекты деятельности и специализация. Газета «Присурские новости» №8. 2001.
Никишов В.Н. Присурские вести. Ветеринар профессия необходимая. 18 января 2001 год.
Никишов В.Н. Присурские вести. Зову в профессию. 30 ноября 2000 год.
Никишов В.Н. Профессия зоотехния. Газета «Новая жизнь» №57. 2000.
Никишов В.Н. Новая жизнь. Зоотехник. № 57 2000 год.
Никишов В.Н. Время и жизнь. Кузнеца кадров для села. № 17 2002 год.
Никишов В.Н. Время и жизнь. Специальность древняя и гуманная. 1 февраля 2003 год.
Никишов В.Н. Помогает фитотерапия. Журнал «Ветеринария» №5. 1999.
Никишов В.Н. Нужная профессия. Газета «Красная слобода» №49. 2001.
Никишов В.Н. Эхо студенческой жизни. Газета «Красная слобода» №54. 2000.
Никишов В.Н. Слагаемые роста. Газета «Красная слобода» №60. 2001.
Никишов В.Н. Техникуму 70 лет. Газета «Красная слобода» №60. 2001.
Никишов В.Н. Красная слобода. Эхо студенческой сессии. № 54 2001 год.
Никишов В.Н. Красная слобода. Техникуму 70 лет. № 60 2001 год.
Никишов В.Н. Красная слобода. Кузнеца кадров для села.2001 год.
Никишов В.Н. Красная слобода. Вечная наука. № 42 2002 год.
Никишов В.Н. Красная слобода. Что мы знаем о томате. № 48 2002 год.
Никишов В.Н. Красная слобода. Вас приглашает Зооветтехникум. № 8 2003 год.
Никишов В.Н. Трудовая правда. Объекты деятельности и специализации. № 3 2004 год.
Никишов В.Н. Рузаевская газета. Специальность древняя и гуманная. № 34 2003 год.
Тельцов Л.П., Никишов В.Н., Кудаков Н.А. Характеристика критических фаз развития крупного рогатого скота // Вестник Ветеринарии, 1998. № 9. – С.45 - 52.
Тельцов Л. П. , Никишов В. Н. , Кудаков Н. А. Матер. Науч. Конф. Мордов. Госуниверситета им. Н. П. Огарёва, 1998 г. 114.
Тельцов Л.П. , Никишов В.Н., Кудаков Н.А. Гистохимия энтероцитов тонкой кишки животных на этапе полового созревания // Матер. науч. конф. Мордов. Госуниверситета. Саранск, 1998. Ч. 4. - С. 115 - 117.
Тельцов Л.П. Биоритмы, критические фазы динамики роста и практика //Морфологические науки - практической медицины и биологии. – Омск, 1996.
Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. - М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 2010.