Психологические особенности внутреннего и внешнего взаимодействия членов замещающей семьи и специалистов образовательной организации

Степанова Ирина Ивановна

Приёмный ребёнок в образовательной организации. Основные принципы и задачи психолого-педагогического сопровождения приёмного ребёнка.Основные психологические особенности детей из замещающих семей.Формы взаимодейсвия работы с замещающими семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar2.pptm1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности внутреннего и внешнего взаимодействия членов замещающей семьи и специалистов образовательной организации ГОБУ «Старорусский ЦПМСС»

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО утрата детьми родительской помощи и заботы, семейного окружения, обеспечение безопасности при живых родителях.

Слайд 3

ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА УСТРОЙСТВА Замещающая приёмная семья (опекунские, приемные, усыновительские), воспитывающие детей, оставшихся без попечения родителей, или детей-сирот в возрасте от рождения до 18 лет; приемная семья становится своего рода службой «скорой помощи», основная цель которой – своевременно поддержать и защитить ребенка в кризисной ситуации.

Слайд 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Ряд общих психологических особенностей замещающих семей 1.Замещающие семьи, ранее получавшие универсальные знания об особенностях детей, принимаемых в семьи, включают в свой состав конкретного ребенка, с конкретным и особенностями личной и семейной истории, в связи с чем, у них появляется ряд частных вопросов, относительно стратегии воспитания, собственного поведения. Она нуждается в психолого- педагогической поддержке в их конкретной ситуации, а не в универсальных знаниях о психологии семьи и ребенка. 2.Замещающая семья может сталкиваться со сложностями в реализации собственных ожиданий, относительно появления приемного ребенка, им требуется помощь в поиске новых смыслов прихода ребенка в семью. 3.Замещающая семья проходит период адаптации, перестройки семейной системы. Им требуется помощь в принятии того факта, что ребенок не «добавиться» к их семье при сохранении всех прежних особенностей системы. Приход ребенка связан с созданием новой семьи, потребуется пересмотр правил, ролей, иногда даже ценностей.

Слайд 5

Психологические особенности приёмных детей Нарушения привязанности – неумение любить; «Трудный» характер; Черно-белое мышление; Волевые парадоксы; Познавательные способности;

Слайд 6

Адаптация приёмного ребёнка П роблемы со здоровьем приемного ребенка ; О собенности развития и последствия травматического опыта; Ф ормирование привязанности; Все эти проблемы оказываются стрессором для семьи и повышают уровень тревоги в семейной системе . Привыкание к жизни в семье совпадает с периодом адаптации к образовательному учреждению.

Слайд 7

ПРИЁМНЫЙ РЕБЁНОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТЫВАЕМ ВМЕСТЕ

Слайд 8

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

Слайд 9

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ предполагает организацию , налаживание, укрепление, расширение, гармонизацию контактов ОБРАЗОВАТЕ-ЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ

Слайд 10

ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Слайд 11

Главная задача взаимодействия повышение эффективности воспитания приемных детей через интеграцию и привлечение к помощи семьи всех ее ресурсов и возможностей социальной сети – учителей школы, в которой учится ребенок, специалистов органов и учреждений, имеющих отношение к решению проблем данной семьи и обеспечению прав и интересов ребенка, координация усилий всех заинтересованных сторон.

Слайд 12

Внутреннее взаимодействие психолого-педагогическое сопровождение семьи (основная задача – нормализация детско-родительских отношений и повышение родительской компетентности в вопросах организации ухода и заботы о детях, их воспитания); психолого-педагогическое сопровождение ребенка (содействие в создании условий для успешной социализации ребенка в образовательном пространстве

Слайд 13

Направления внутреннего и внешнего взаимодействия

Слайд 14

Взаимодействие специалистов образовательных организаций с семьёй (образовательная поддержка) для повышения родительской компетентности (обучение родителей бесконфликтным способам преодоления проблемных ситуаций, формирование педагогической компетентности замещающих родителей); оказания помощи в обучении и воспитании ребенка.

Слайд 15

Взаимодействие специалистов образовательных организаций с семьёй (психологическая поддержка) для улучшения взаимопонимания между ребенком (детьми) и замещающим родителем; оказания помощи семье в предотвращении и преодолении кризисов в период адаптации; выработки конструктивных воспитательных стратегий родителей; повышения родительской компетентности и уверенности; снижения эмоционального напряжения у членов семьи;

Слайд 16

для оказания помощи в организации досуговой или клубной деятельности, создания условий для получения семьей позитивного опыта совместной деятельности, развития навыков самостоятельной организации семейного досуга и формирования новых семейных традиций формирования сети внешних позитивных социальных контактов; информирования родителей по медицинским, юридическим вопросам, вопросам социальных льгот и гарантий; координации работы специалистов различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем семьи и ребенка. Взаимодействие специалистов образовательных организаций с семьёй (социальная поддержка )

Слайд 18

Формы работы с замещающими семьями Информирование; Анкетирование ; Беседа ; Интервью ; Диагностика; Консультирование; Социальный патронат ; Наблюдение ; Тестирование; Убеждение; Лекция ; У пражнения и ролевые игры; Тренинги; Р одительские клубы и собрания.

Слайд 19

Взаимодействие замещающих семей и образовательных организаций в воспитании приемного ребенка будет эффективным, если: их сотрудничество базируется на принципах партнёрского общения , а воспитание приемных детей признается и принимается широкой педагогической общественностью и самими родителями как профессиональная деятельность; взаимодействие осуществляется непрерывно и носит личностно-ориентированную направленность при формировании педагогической компетентности как замещающих родителей, так и педагогов образовательных учреждений; активное включение и мотивационная готовность замещающих родителей к обсуждению и выполнению действий по воспитанию приемных детей путем расширения поля позитивного общения с приемными детьми и педагогами образовательного учреждения.

Слайд 20

УСПЕШНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБЩЕСТВЕННЫМ СОВЕТОМ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Праздники, игровые программы; Участие в «Рождественском марафоне»; Увеличение мероприятий патриотической направленности; Реализация волонтёрского проекта; Посещение музеев и выставок; Участие детей в мастер-классах, Участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, спортивных и культурно-досуговых мероприятиях различного уровня

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Процесс воспитания приемного ребенка в замещающей семье, накопление им социального опыта, направленного на адаптацию и интеграцию в социуме, успешен, когда в основе лежит модель взаимодействия замещающей семьи и общеобразовательного учреждения , где обучается приемный ребенок.