Внеклассное мероприятие: «Я ГОВОРЮ С ТОБОЙ ИЗ ЛЕНИНГРАДА, СТРАНА МОЯ, ПЕЧАЛЬНАЯ СТРАНА…»

Новикова Оксана Анатольевна

Внеклассное мероприятие:

 

 

«Я ГОВОРЮ С ТОБОЙ ИЗ ЛЕНИНГРАДА,

СТРАНА МОЯ, ПЕЧАЛЬНАЯ СТРАНА…»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Советская средняя школа №10»

Внеклассное мероприятие:

«Я ГОВОРЮ С ТОБОЙ ИЗ ЛЕНИНГРАДА,

СТРАНА МОЯ, ПЕЧАЛЬНАЯ СТРАНА…»

 

Подготовил:

преподаватель-организатор ОБЖ

Новикова О.А.

Советск, 2019

Пояснительная записка

Тема патриотизма является наиболее актуальной для нашей страны и русского человека. В современное время главной проблемой становится не только физическое, но и духовное здоровье нации. Необходимо воспитывать любовь к Родине, уважение к её историческому прошлому. Все эти задачи решаются не только на уроках, но и во внеурочное время. Данное мероприятие актуально и необходимо, так как позволяет познакомить учащихся с наиболее трагическими и патриотическими страницами нашей истории. На примерах подвигов героев Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда формируется у обучающихся интерес к истории, лучшие человеческие качества.

Паспорт мероприятия

Цель: Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.

Задачи

Образовательные:

- познакомить с жизнью блокадного города;

- привести примеры мужества и стойкости ленинградцев.

Развивающие:

- развивать интерес к историческому прошлому Родины;

- развивать умение участвовать в дискуссии, выражать и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, своему городу, народу;

- формировать у учащихся патриотические качества;

- формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям;

- формировать активную жизненную позицию.

Участники: учащиеся  9, 1-4-х классов.

Продолжительность: 45 минут.

Тип урока: внеклассное мероприятие.

Наглядные средства: эпиграф к уроку, мультимедийная презентация.

Музыкальный ряд: фрагменты из «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича.

Техническое оборудование:  компьютер, интерактивная доска.

Предварительная подготовка:

В качестве чтецов выступили учащиеся 9 класса, которые готовили сообщения,  стихотворения наизусть; приглашенные гости – учащиеся 1-4-х классов.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1-2.

(Ведущий): 1.Вступительное слово  (под показ слайдов)

Ленинград…Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.

Как вы думаете, почему на сегодняшнем классном часе речь пойдет об этом удивительном городе? (27 января исполняется __ года со дня освобождения от блокады города Ленинграда).

На доске!

Июль 1941 года – начало битвы за Ленинград

8 сентября 1941 года – начало блокады Ленинграда

Что вы слышали и знаете о великой Отечественной войне? О блокадном Ленинграде?

Видеоролик: «Ленинград».

СЛАЙД 3.

(Ученик): 2. О блокаде

 Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.

- Какие еще названия носил этот город? (ответы учащихся).

В плане "Барбаросса" - плане ведения войны против Советского Союза - немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач. Враг рвался к Ленинграду. Жители города, так же как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. Несмотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады.

- Как вы понимаете слово «блокада»?

СЛАЙД 4.

Блокада - окружение города со всех сторон (термин на доске).

СЛАЙД 5,6.

Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. Руководство не позаботилось вывести из города женщин, детей, стариков. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.

СЛАЙД 7.

(Ученик): 3. Блокадное детство.

Особенно больно война ударила по детству. Детство в блокадном Ленинграде, какое оно?

Мы можем узнать об этом, обратившись к «Блокадной книге» А.Адамовича и Д.Гранина. Эта книга особенная, она написана на основе воспоминаний тех людей, которые жили в блокадном Ленинграде. Одна из глав книги называется «Ленинградские дети». Адамович и Гранин разыскивали по всей стране людей, чье детство прошло блокадные испытания. Расспрашивали их о событиях тех дней, записывали их воспоминании. Таким образом,  воссоздается картина того незабываемого блокадного детства.

Ученик: «Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».

Видеоролик: «Дети и блокада».

СЛАЙД 8.

4. Блокада и дети

(Ученик): Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

На нескольких примерах попробуем представить себе, как жилось детям в блокадном Ленинграде.

 (Ученик): Ксюша: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

(Ученик): Когда они попадали на большую землю, их узнавали сразу – ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.

(Ученик): Таня: «Когда нас вывезли в Вологодскую область, мне было 13 лет. Рядом оказалась деревня, в которой у моей соседки родные жили. А девчушка их приезжала когда-то в Ленинград, к нам заходила в гости. И вот она обратилась ко мне: «Бабушка, а где Галя?». Я была так одета, да и сама, кожа да кости. «Катя, – говорю, – Галя – это я». Она заревела и говорит: «Я тебя не узнала».

СЛАЙД 9.

(Ведущий): Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал и продолжает писать дневники, воспоминания, стихи. И сегодня мы с вами листаем некоторые из этих дневников.

Отрезанный, блокированный город, неслыханные жертвы, немыслимые испытания, о которых рассказывают блокадные дневники, просветлены чувством гордости за себя, за свой город. Ленинград устоял! Мы выстояли! Жизнь продолжается!

В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей, несмотря на увеличение продовольственных норм. 20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла рабочие 250 гр., служащие и дети 125 гр.

СЛАЙД 10.

 (Ученик): Никита: «Нам выдали талончики. На них дадут немного жидкой – жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, – сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер».

СЛАЙД 11.

(Ученик): Таня: Из меню столовой лета 1942 года:

· Щи из подорожника

· Пюре из крапивы и щавеля

· Котлеты из свекольной ботвы

· Шницель из лебеды

· Оладьи из казеина

· Суп из дрожжей

· Соевое молоко

(Ученик): Никита: «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».

(Ученик): Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков. Детей надо было учить.

(Ученик): Ксюша: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».

(Ученик): Таня: «8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».

(Ученик): Никита: «12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».

(Ученик): Ксюша: «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».

(Ведущий.): Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

 СЛАЙД 12.

(Ученик): Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». 

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942».

«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

СЛАЙД 13.

(Ученик): Дух Ленинграда в творчестве писателей, поэтов, композиторов.

Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио,  и даже шли концерты.

Дух Ленинградцев, воля к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. А  сейчас мы прослушаем «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича.

СЛАЙД 14. «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича.

(Ученик): Д.Д. Шостакович - советский композитор, один из крупнейших композиторов 20 века. Назло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д.Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 симфонию. Если быть точнее, то в блокадном городе были созданы первые 3 части. Так как свой родной город Шостакович покинул по приказу штаба об эвакуации, то финал написан в Куйбышеве. Там же состоялось и первое исполнение симфонии. Затем ноты были доставлены на самолете в Ленинград, где ее исполняли полуголодные, замерзшие музыканты. Эта симфония во время войны была исполнена за рубежом, в Нью-Йорке, летом 1942 года. После исполнения «Ленинградской симфонии» один американских журналистов написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»

Так же как и Д.Д. Шостакович, Ольга Федоровна Берггольц остается в блокадном городе и посвящает свои стихи ленинградцам (фоном включается лирический фрагмент из «Ленинградской симфонии»).

СЛАЙД 15.

(Ученик): Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...

Кронштадский злой, неукротимый ветер 
В  мое лицо закинутое бьет. 
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом смертная угроза ...
Бессонные ночи, тяжек день любой. 
Но мы забыли, что такое слезы, 
Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда, 
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, 
Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны принесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце, 
Такое обещание даю, 
Я горожанка, мать красноармейца.
Погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия, 
От имени российских матерей.

СЛАЙД 16.

(Ученик): 5. Трагедия блокадного Ленинграда.

С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.

СЛАЙД 17.

За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек.

СЛАЙД 18.

(Ученик): Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своей они защищали тебя,

Ленинград - колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита,

но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт, и ничто не забыто.

(Ученик): «Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те, кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.»

СЛАЙД 19.

6. «Дорога жизни».

(Ведущий): Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?

Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистски бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано1мл. 376тыс. человек. По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть. Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни - смертью во имя жизни. Целый год наша армия пыталась разорвать кольцо блокады, которая была  прорвана только в январе 1944 года. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».

СЛАЙД 20,21,22.

(Новикова О.А.)7. Заключение.

Девятисотдневная защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Ленинградцы до конца остались верными Родине. Город-герой – вот имя, которое благодарно присвоил Ленинграду советский народ.

Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев, с Таней Савичевой, ее прощальными словами «Умерли все. Осталась одна Таня». Войну вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям. 

8.Рефлексия.

Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты.

Тест Люшера.

9. Подведение итогов.

Список использованной литературы:

  1. Бергольц О. Избранные сочинения в 3-х т. – Л.: Худ. литература, 1972.
  2. Ходза Н.А. Дорога жизни/ Н.А. Ходза. – Л.: Дет. Лит.,1984.- 72с.
  3. Юрьева Е. Нецелованный полк. - /Читаем, учимся, играем. – 2010. – №1.
  4. https://nsportal.ru/shkola/literatura/.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

  1. Кто проводил презентацию(ии)?______________________________________________________
  2. О чем презентация (ии)?______________________________________________________________
  3. Что  нового узнал(а) из презентации(ий)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Что было особенно интересно, что меня удивило? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Что напугало, вызвало тревогу?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какой вывод ты сделал(а) для себя, просмотрев эту презентацию?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Дайте оценку проделанной работе по пятибалльной шкале?_____________________________________________________________________________

АНКЕТА

  1. Кто проводил презентацию(ии)?______________________________________________________
  2. О чем презентация (ии)?______________________________________________________________
  3. Что  нового узнал(а) из презентации(ий)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Что было особенно интересно, что меня удивило? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Что напугало, вызвало тревогу?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какой вывод ты сделал(а) для себя, просмотрев эту презентацию?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Дайте оценку проделанной работе по пятибалльной шкале?_____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Я узнал  (а) много нового, интересного

Я узнал  а) много нового, интересного

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Я узнал (а) много нового, интересного

Я узнал (а) много нового, интересного

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Я узнал (а) много нового, интересного

Я узнал (а) много нового, интересного

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Я узнал (а) много нового, интересного

Я узнал (а) много нового, интересного

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Я узнал (а) много нового, интересного

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Я узнал (а) много нового, интересного

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Я узнал (а) много нового, интересного

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Я узнал (а) много нового, интересного

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Я могу рассказать о том, что я узнал (а) другим

Многое не понял (а)

Многое не понял (а)

Многое не понял (а)

Многое не понял (а)

Многое не понял (а)

Многое не понял (а)

Многое не понял (а)

Многое не понял (а)

Многое не понял (а)

Занятие мне не понравилось

Занятие мне не понравилось

Занятие мне не понравилось

Занятие мне не понравилось

Занятие мне не понравилось

Занятие мне не понравилось

Занятие мне не понравилось

Занятие мне не понравилось

Занятие мне не понравилось