ВКР Тема: "Формирование нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения".
Хочется думать, что мой теоретический и практический опыт работы отраженный в ВКР, будет полезен для многих выпускников высших педагогических вызов, и Уважаемых посетителей учительского сайта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vkr_ivacheva_m.e.pptx | 441.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема исследования : каковы педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения? Объект исследования : процесс формирования нравственных качеств у младших школьников. Предмет исследования : педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения. Цель исследования : выявить педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения и доказать их эффективность в практике образования.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения будет осуществляться более эффективно при условии, если: будет использован воспитательный потенциал фольклорной педагогики; младшие школьники будут вовлечены в проектную деятельность совместно с родителями. Задачи исследования : Проанализировать проблему формирования нравственных качеств у младших школьников ; Обосновать необходимость использования уроков литературного чтения в формировании нравственных качеств у младших школьников; Выявить педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения; Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования : - теоретические (теоретический анализ научной литературы, обобщение, сравнение, классификация); эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент ). Опытно-экспериментальная база исследования : МБОУ СОШ № 12 г.о . Коломна, Московской области.
По мнению ученых, младший школьный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклорИстике , возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящее огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Фольклор делят на малые жанры и большие жанры. Малые жанры 1) Колыбельные песни, их в народе зовут байками. 2) Потешки -песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». 3) Прибаутки. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. 4) Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление.
Детский фольклор — своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях . Для формирования нравственных качеств у детей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны, несут в себе моральные постулаты.
Крупные жанры 1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями детям необходимо знакомиться с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу. 2) СКАЗКИ. Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.
Для подтверждения гипотезы исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. В исследовании приняли участие 50 детей . Учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов
Для выявления уровня сформированности нравственных качеств у младших школников , нами были определены параметры (когнитивный, поведенческий, эмоциональный), показатели и критерии, каждый из которых характеризуется следующим: Когнитивный компонент: знание этических норм поведения, принятых в обществе, умение соотносить нормы с конкретными поступками и качествами. Поведенческий компонент: умение соотносить нравственные нормы с поведением в контексте проявления нравственных качеств. Принятие данных норм, наличие способов выражения сочувствия к другим людям, умение оценивать поступки с позиции нравственных норм, предвидеть последствие того или иного поступка для окружающих, умение выстраивать свое поведение в соответствии с нравственными нормами и правилами, контролировать его, умение оказывать помощь другому человеку. Эмоциональный компонент: наличие эмоционального отношения на проявление тех или иных нравственных качеств: наличие эмоционального отклика ребенка на конкретную ситуацию, выявление нравственных качеств сочувствия и переживания.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 5-10 1-4 0 Уровни сформированности нравственных качеств у младших школьников
Уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников на констатирующем этапе
На наших уроках использовалиﮦсь такие этическиﮦе ситуации: - проблемная – когда шел поток новых знаний для решения проблемы; - конструктивная – предполагала проектирование поведения в заданных условиях; - прогностическая – была направлена на развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого); - оценочная – была направлена на формирование и развития навыков оценки; - аналитическая – давалась для анализа верных и ошибочных действий участниковﮦ ; - репродуктивная – давала возможность детям словесно или практически продемонстрировать опыт поведения. Одним из методов решения этической ситуации, выступал метод сопереживания.
В целом нами были получены следующие результаты оценки уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников на контрольном этапе Уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников на контрольном этапе
Из диаграммы видно, что 30 ребят - 60 % показали высокое осознание нравственных качеств , 15 ребят - 30 % показали среднее осознание нравственных качеств , и лишь маленький процент испытуемых на контрольном этапе 5 ребят - 10 % показал низкий уровень осознания нравственных качеств. Дети правильно дифференцируют нравственные качества, дают им оценку и аргументируют ответ, правильно оценивают события , проявляют помощь, делятся своими переживаниями и дают оценку, делясь, суждениями с товарищами, активно обсуждают персонажей и их поступки. Таким образом , мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных качеств.