Процесс общения, как важный аспект психологического и педагогического обеспечения интеграции в дополнительном образовании детей
Статья «Процесс общения, как важный аспект психологического и педагогического обеспечения интеграции в дополнительном образовании детей». Сборник материалов Российского гуманитарного научного фонда Министерства образования и науки РФ (Курский государственный университет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 12.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение, как важный аспект психологического и педагогического обеспечения интеграции в дополнительном образовании детей.
В настоящее время дополнительное образование является неотъемлемой частью образовательной системы. Полноту образования традиционная общеобразовательная школа не может обеспечить самостоятельно. Дополнительное образование обладает ресурсами, обеспечивающими полноценное развитие базовых способностей растущего человека. Интеграция общего и дополнительного образования должна позволить более эффективно решать ряд серьёзных социальных, педагогических и психологических задач. В этой связи особое внимание должно уделяться гармоничному развитию ребёнка. Основным направлением деятельности педагога дополнительного образования является развитие склонностей, способностей, разнообразие творческой деятельности, воспитание полноценной личности.
Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребенка, для становления его как личности, развития самооценки. Умение продуктивно общаться является одним из критериев, определяющих готовность ребенка к жизни. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.
Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Для детей младшего школьного возраста общение включает в себя знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание всего, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника, знание невербальных способов общения: мимики, жестов. Эмоции, отражающиеся на лице, понятны иногда лучше, чем речь. С помощью слов передаются в основном разные блоки информации, а с помощью жестов - различное отношение к этой информации, а иногда жест может заменить и слова. Пантомимика – это осанка и поза, которые играют важную роль в облике ребёнка. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии чётко выразить своё эмоциональное состояние. Это затрудняет процесс коммуникации.
Образ себя – это то, как каждый ребёнок относится к себе, сумма его мыслей, чувств. Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения – собственного достоинства, успешной реализации процесса общения.
Задачей педагога является – учить детей оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении. Подлинное человеческое общение начинается с осознания собственного «я». Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращённых к другим людям. Развитие внимания к окружающим людям позволяет поставить себя на место партнёра по общению, помогает лучше понять его.
Умение общаться и понимать окружающих ребенка взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим, любви к родителям. Настроение взрослых, их поступки, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребёнка. Задача - более тесное общение с родителями, чтобы вместе с ними показать ребёнку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу. Важно учить понимать хорошие и плохие поступки и самому ребёнку активно вступать в контакт с окружающими людьми.
Умение определить личностные черты своего партнёра по общению помогает правильно сориентироваться в человеческом взаимодействии, определить линию своего поведения, и, значит, быть принятым и приятным в общении, добиваться при этом успехов.
Познание самого себя, умение видеть и передавать эмоциональное состояние партнёров по общению, первое проникновение в причины и суть поведения других людей через изучение наиболее знакомых черт характера позволяют взглянуть на человека со стороны. Это прямой путь к полноценному общению.
Важную роль в процессе общения играет умение владеть собой, управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника.
Содержание образования должно вводить в мир культуры и прежде всего – культуры общения. Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомиться.)
Немаловажную роль в процессе общения играет хорошо развитая речь- средство человеческого общения. Младшие школьники чаще всего в процессе общения используют краткий ответ на вопрос. Максимальную сложность для них представляет связная речь (в частности рассказ). Основная роль в процессе работы над речью отводится игре-драматизации, поскольку именно через неё ребёнок усваивает богатство родного языка, овладевает выразительными средствами, использует разнообразные интонации, отражающие характер и поступки героев, старается говорить чётко и «красиво». Использование определённых ролей требует воспроизведения ребёнком необходимого текста, заучивания определённых литературных выражений, что эффективно влияет на развитие связной речи. Моделирование и совместное проигрывание (педагог и ребёнок) речевого и неречевого поведения в определённой ситуации общения (педагог даёт речевой образец, сопровождает его соответствующими жестами, мимикой, следит за точным воспроизведением). В отрабатываемой ситуации каждый ребенок должен вступить в речевое общение.
Различия в темпераменте и характере мальчиков и девочек сказываются на специфике их общения. Формирование нормальных взаимоотношений мальчиков и девочек – одна из важнейших задач воспитания культуры общения, будущего счастья наших детей. В совместных играх, в общем труде, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся быть собой, общаться между собой.
Конечная цель воспитания и обучения двуедина – это приобщение детей к социальным и культурным ценностям общества и личностное развитие детей, их самоактуализация.
Задачи, которые должны реализовать педагоги дополнительного образования: первая группа – направлены на формирование гуманистического мировоззрения. В процессе их решения происходит присвоение ребенком общечеловеческих ценностей, формируются гуманистические взгляды и убеждения.
Далее задачи, направленные на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения; выработки положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения; развития чувства понимания и сопереживания другим людям, повышения уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника, развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
И последняя группа задач — задачи, направленные на развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения; развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности; развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребёнка.
Создание условий для реализации этих задач и стимулирования нравственного поведения детей должно осуществляться во взаимодействии всеми участниками воспитательного процесса: родителями, педагогами основного и дополнительных образовательных учреждений. Искать и находить средства, доступные воспитателю, с помощью которых можно успешно развивать в растущем человеке чисто человеческие богатые проявления.