Современные коррекционно-развивающие технологии
Технологии оптимизации обучения и развития школьников, здоровьесберегающие, информационные, интерактивные, игровые, метод арттерапии, кинезеотерапии, музыкотерапии, технологии «тестопластики», обучение альтернативной коммуникации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс:
«Использование арт-терапии в работе учителя»
Цель: повышение профессионального мастерства учителей – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике.
2. Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, танцетерапию и др.) как одну из форм организации мастер – класса.
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.
Оборудование: бумага, восковые свечи, цветные мелки, музыка.
Вступительное слово:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу Вам предложить поприветствовать друг друга по-особенному.
Упражнение «Приветствие»:
- Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю участникам мастер-класса поздороваться с соседом слева по-европейски, с соседом справа как эфиопы. Молодцы!
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Технологии арт-терапии в арсенале учителя школы» для восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и поддержки у участников образовательного процесса, я рассматриваю один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами-психологами это - арт-терапия.
Термин «арт-терапия» появился в нашей стран не так давно и дословно означает – терапия искусством. Впервые метод арт - терапии увидел свет благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу в 1938 году. В результате своих наблюдений Хилл обнаружил, что его пациентам легче справляться с болезнью, когда они полностью отдают себя творческому процессу. И если изначально арт - терапию применяли только в психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями, то в настоящее время рамки ее применения значительно расширились. Арт-терапия не имеет ограничений и широко используется в педагогике и психологии для снижения утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Применение технологий арт-терапии в работе педагога-психолога в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, саморефлексии и самопринятию, а также принятию и пониманию других людей.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми - это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности.
Современная арт-терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми, и взрослыми я успешно применяю такие арт-терапевтические методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия.
Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Библиотерапия. Из всего многообразия художественных материалов для чтения - рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, я использую сказки и притчи.
Сказки и притчи - примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
Рисование "волшебными красками".
Рецепт:
2 столовые ложки муки, смешать с 1,5 столовой ложки соли, добавить треть чайной ложки подсолнечного масла и немного воды. Замесить. Постепенно тесто нужно разбавлять водой, чтобы оно стало жидковатым, как густое тесто для блинов. После этого добавить 2 столовые ложки клея ПВА. Далее в тесто добавить гуашь того цвета, который нужно создать. Рисуют на картоне, краски не размазываются, а выливаются на картон.
Монотипия – придумывание образа из причудливых изображений, полученных в результате отпечатка краски на листе или создание цветового отпечатка согласно образу. Термин монотипия произошел от греческого слова один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаге ставим несколько довольно больших капель жидко разведенной краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные причудливые изображения. Далее придумать рассказ о рисунке.
Арт-коллажирование – один из видов работы с бумагой. Тематика обширная. Создание коллажа способствует развитию представления о чём-то, отработке негативных чувств и ресурсов. Работа в команде способствует развитию сплочения. Рассказ о своем коллаже развивает рефлексию.
Практическая часть.
- А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии, которые, я применяю для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса. Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество, провести упражнение «Радостная встреча»
Инструкция: (тихо звучит музыка, все встают в круг)
- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рада видеть тебя! ». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга. Умницы!
Упражнение «Волшебный рисунок»
- Теперь Вашему вниманию предлагаю упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам овладеть художественно-символическими средствами выражения своего эмоционального состояния, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров. Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.
Игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)
Инструкция:
- Встаньте, пожалуйста, по кругу друг за другом. Вы - в деревья в лесу, слушайте текст и выполняйте действия.
- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).
- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).
- Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди).
- Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине).
- Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди).
- Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
Упражнение «Танец огня»
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени.
«Костер» ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках, то ниже (приседают и покачиваются).
Дует сильный ветер, и «костер» распадается на мелкие искорки. Они свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руку) по две, три, четыре вместе. «Искорки» светятся радостью и добром.
Упражнение «Подари движение»
Участники мастер-класса встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняется какое- то однотипное движение в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют это движение. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения, в такт музыке, и так продолжается по кругу.
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Участники встают в круг.
Ведущий: - Мысленно положите на левую руку все то, с чем Вы пришли сегодня - свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получили нового на этом занятии. Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись мне и друг другу, поаплодировали себе за прекрасную работу. Спасибо! До новых встреч и творческих успехов!
Предварительный просмотр:
«Арт-терапия в работе учителя - дефектолога»
Педагогическая работа похожа на работу садовода. «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом» (Владимир Солоухин). И именно от нашей заботы, любви, внимания, терпения, безусловного принятия каждого ребенка, во многом зависит красота его души.
Школьное образование в России на современном этапе ориентировано не только на обеспечение познавательного развития ребёнка, но и на становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Поэтому смысл моей работы педагога-психолога я вижу в оказании поддержки в развитие личности ребенка, развитии его индивидуальных способностей, самовыражения и самопознания.
Открыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности мне помогают арт-терапевтические техники, используемые в работе с детьми. Арт-терапия - это метод оказания поддержки посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале моей работы.
ЧТО ТАКОЕ АРТ-ТЕРАПИЯ?
Арт-терапия – « терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства.
Для детей же арт-терапия особо важна. В этом случае терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребенка, помогает малышу познать свое предназначение. Через арт-терапию ребенок может бережно исследовать себя, переделывать то, что скрыто в его подсознании.
Арт-терапия обычно используется как в качестве основного механизма, позволяющего в символической форме реконструировать травмирующую ситуацию, так и в виде одного из вспомогательных методов, который изменяет, например, действие аффекта от мучительного к приносящему радость.
Несмотря на мнимую простоту арт-терапии для детей, это на самом деле весьма серьезная форма психотерапии, имеющая свои показания. К ним относятся - конфликты в семье, школе; повышенная тревожность, страхи; низкая самооценка; неврозы.
Разновидностями арт-терапии для детей являются изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия, фототерапия.
Арт-терапевтическая изобразительная работа предполагает разнообразие материалов. Наравне с карандашами и красками используется цветная бумага разных форматов, фольга, текстиль, нитки, скотч, глина, пластилин и др.
Чаще всего арт-терапия рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне..
Основная цель арт-терапии - гармонизация внутреннего состояния человека, то есть восстановление его способности находить оптимальное, спосбствующее продолжению жизни равновесие.
Основная техника арт-терапевтического воздействия - это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».
Терапия искусством является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Практически каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе (независимо от возраста, культурного опыта, социального положения, уровня интеллекта). Арт-терапия дает возможность выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере.
Терапия искусством позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.
Терапия искусством развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними.Усиливает ощущение собственной личностной ценности и целостности. Терапия искусством помогает установить контакт с психологом, укрепить терапевтические взаимоотношения. Искусство помогает развить эмпатию и положительные чувства в групповом взаимодействии.
Терапия искусством основана на мобилизации творческого потенциала человека. Она помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию, а также отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия-в-мире.
«Один рисунок стоит тысячи слов». Это восточная мудрость наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Именно на языке изобразительного творчества происходит динамическое взаимодействие участников арт-терапевтического процесса в атмосфере эмоциональной заботы и поддержки.
Так реализуется богатый исцеляющий потенциал спонтанной художественой деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально личностном развитии человека.
Один из методов арт-терапии – это песочная арт-терапия. История песочной терапии берет начало в 1929 г. , когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Она придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами.
Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира».
Этот метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее.
На современном этапе данный метод приобрел особую актуальность, и педагогическую целесообразность, которая заключается в том, что арт-терапия:
-позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти силы для ее решения;
-мягко и безболезненно помогает решать такие проблемы, которые невозможно решить через прямые указания, повторения, внушения и тому подобное;
-позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой;
-ориентирована на эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие уверенности в себе, создание чувства защищённости;
-решает широкий спектр межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся как психологического, так и физического здоровья;
-является эмоционально – развивающей;
-использует художественное творчество как способ психологической работы и психологической поддержки детей.
Этот метод является поистине уникальным, продуктивным и незаменимым способом психологической работы с детьми.
Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.
Цель использования арт-терапии:
- формирование психологического здоровья детей;
- психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
- привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех психических процессов.
Основные задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей;
- развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;
- учить ребенка выражать свою любовь;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Методы арт-терапии.
- Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализуется при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной использовании дети получают возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивном – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
- Цветотерапия – метод психологической коррекции и поддержки при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния каждого в ходе занятий цветотерапией.
- Игротерапия — Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети — а затем и взрослые.
Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь — игра! Игра самоценна. Она, вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», — часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра — самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
Игра для ребенка — естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. «Очевидно, что игрушки для детей — слова, а игра — речь.
Детям бывает очень непросто поделиться со взрослым, да и друг с другом, своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним определенным образом, разыгрывая и тем самым вновь и вновь проживая определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души». Игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преображать свой опыт, свой личный мир.
- Сказкотерапия. Волшебный сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, будоражит воображение детей и взрослых. Это проживание и осмысление какой-либо жизненно важной ситуации, в заданной игровой форме. Это процесс сотворчества, содействия, сопереживания, в котором ребенок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед. Войти в этот мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и создателем – значит внести реальные изменения и в реальную физическую жизнь.(Приложение:«Я – король своих чувств»)
- Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; развивающая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях. Щадящая методика такой практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе и с маленькими детьми.
-Я использую в своей работе «волшебные краски», которые создаются при рассказывании сказки и в них вкладывается особый смысл. Состав красок имеет символическое значение. Мир, который мы творим, не может быть только черно-белым. В дальнейшем то, что со-творяют дети служит темами для сочинения историй. (Приложение.Волшебные краски»)
- - Еще один прием в творчестве – это «Создание вселенной» из пластилина. Дети учатся создавать «мир», лепить его, быть творцами, через осознание, что все в этом мире связано друг с другом. Дарить друг другу «символические» подарки и принимать их с благодарностью.
- Песочная терапия— подробнее хочется рассказать о работе в психологической песочнице. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.Работа в песочнице ориентирована на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.
Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Игры с песком развивают мелкую моторику,улучшается память, воображение, координация.
Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», помогаетрассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.Как только дети видят песок, у них сразу же возникает естественное желание – погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные ощущения охватывают детей: солнце, река, лето и ожидание Чуда.
Игры с песком - одна из форм естественной активности ребенка, но традиционно песок используется для игр в короткий летний период. Чтобы песочная терапия решала важные задачи развития круглый год, необходимо изготовить комнатную, или как ее правильно называют, психологическую песочницу (требования к изготовлению песочницы есть в приложении, фото).
Песочная терапия используется многими современными образовательными технологиями:
- Технология исследовательской деятельности: экспериментирование с песком, поиск спрятанных предметов, наблюдение и опытническая работа с песком.
- Технология Монессори: работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками).
- Игровая технология: игра «Синоптики», «Зоопарк», «Страна дружбы», «Животные пустыни», «Поиск воды», «Загадочное место» и др.), пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.
- Технологии проблемного обучения: (игра «данетки»: животные в зоопарке - это хорошо или плохо?Мокрый песок – это полезно или вредно?)
5.Технология развивающего обучения: (как вы думаете почему в пустыне ничего не растет? Как можно попасть на другой берег реки? Моря?…какие свойства мокрого песка? . . . )
- самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации.
- анализа, сравнение, обобщение, классификации, рассуждения по аналогии.
- ориентации в окружающем мире.
- развитие различных видов памяти (механической, тактильной, словесно-логической и т.д.).
- развитие логического мышления.
- формирование и развитие всех видов восприятия: восприятиепредметов, пространства, времени, цвета.
- развитие связной речи, обогащение словаря, слуха.
- развитие коммуникативных навыков
- Здоровьесберегающие технологии: Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.
- Технология личностно-ориентированного обучения: в центре внимания педагога-уникальная целостная личность ребенка, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Одной из форм работы с песком является рисование картин. Горсть песка превращается в романтический пейзаж, диковинного зверя или звездное небо. Рисование песком рекомендовано всем возрастам как медитативная, расслабляющая техника, а также способ заземления негативных эмоций.
В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает изображение и передачи формы предмета.
Для общей активизации и развития сенсорно-моторной сферы детей я использую следующие упражнения:
- свободные движения по песку сверху вниз, слева направо,
- правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
- «Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
- «Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).
- «Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
- «Чудовище на острове». Надо обойти чудовище и не коснуться его – оно может проснуться (поставить или закопать в песок игрушку).
- «Следы на песке». Сухой и мокрый песок, оставляем следы, делаем выводы.
- «Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
- «Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву.
- «Легкий ветерок». Потихоньку дуем через трубочки для сока. Наблюдаем за песчинками.
Задания и упражнения на развитие эмоциональной сферы:
1. рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и др., позволяющие изучать проблемы ипереживания детей;
2. рисование портретов (друга, себя, родителей и т.д.) – позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения;
3. моделирование бытовых сцен, позволяющих изучать отношения в семье;
4. работ группой, в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей;
5. создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения;
Песочная терапия играет важную роль в коррекционной работе с детьми,имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у дошкольников, следствием которого является нарушение социальной адаптации. Игры с песком помогают снимать у таких детей негативную самооценку, неврозы, помогают выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, развивают у них внимание, память, мелкую моторику. Именно песок помогает найти, то пространство, где ребенок может выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу. А ведь именно не выраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Через работу с символическим материалом (песком, красками, пластелином), т.е. через арт-техники развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арттерапияресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок, а в последствии взрослый человек, умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.
Встречи с детьми, совместная работа с воспитателями постепенно приносят свои плоды и дают ожидаемые результаты:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие самосознания;
- осознание внутренних ресурсов
- улучшение детско-родительских отношений;
- закрепление положительных поведенческих реакций
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, и образе Я.
Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений.
А проводник на этой дороге чуткий и понимающий взрослый.
Предварительный просмотр:
Волшебное занятие
(открытое занятие)
Цель: развитие познавательной деятельности с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
• профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
• создание положительного эмоционального состояния;
• формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
• облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
• формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
• развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей);
• развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей).
Метод работы: релаксация.
Методики работы:
- цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
- звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
- элементы сказкотерапии.
Занятие имеет три основные части:
вводная (ритуал приветствия, разминка);
основная (релаксация, игра - сказка);
завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).
Используемое оборудование:
1. Настенное интерактивное панно «Бесконечность».
2. Напольный фибероптический ковер «Звездное небо».
3. Подвесной фибероптический модуль «Грозовое облако».
4. Свето-звуковые элементы (светодиодные ленты («Волшебная нить»), проектор «Цветовые пятна», «Лавовый светильник», звуковой ароматизатор с подсветкой).
5. Интерактивная песочница.
6. Сенсорная доска.
Ход занятия
Ребята, как я рада снова видеть всех вас. Давайте поздороваемся (ритуал приветствия, упражнение «Поделись улыбкой своей и передай комплименты»). Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по – очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, говоря комплимент. Важно при этом смотреть в глаза друг другу.
Сегодня эта комната превратится в необычное место, в сказочный лес, где есть много удивительных вещей. Мы с вами отправимся в путешествие. Вы согласны отправится со мной? Тогда давайте подойдем к волшебному коридору (интерактивное панно «Бесконечность») и скажем волшебные слова: «Трибли, трабли, бум!». Ой! Смотрите в нашем коридоре загорелись лампочки. Смотрите внимательно на первый квадрат, на последний, на первый, на последний. Вот и прошли мы по волшебному коридору, который перенес нас в волшебный лес. Послушайте, какие маленькие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (звуковой ароматизатор).
Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. А вот зажглась наша волшебная тропинка (светодиодная лента). Идти будем друг за другом, по этим красивым цветочкам, чтобы не сбиться с пути (ходьба по сенсорным цветочкам). Что чувствуют ваши ножки? (Дети говорят о своих ощущениях).
Посмотрите ребята, солнышко зашло за тучку и начался дождик. Лес у нас сказочный и дождик тоже сказочный, теплый, разноцветный. Обратите внимание, как изменяется цвет дождика. Скажи, пожалуйста, Саша, какого цвета сказочный дождик? Какой цвет вам нравиться больше? Давайте сядем под дождик, расслабимся, почувствуем теплые струи воды. Давайте помечтаем. О чем мечтаешь ты... А вот и капельки дождя появились на траве. Посмотрите, как они переливаются. Возьмите дождик в ручки. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях).
Дождь стал затихать и мы отправились дальше.
Теперь переходите на эту полянку. РАССЛАБЛЕНИЕ ПО КОНТРАСТУ С НАПРЯЖЕНИЕМ
Контрастными парами могут быть слова:
Твердый — мягкий.
Сильный — слабый.
Холод — тепло.
Сосулька — водичка.
Движение — сон.
Страх — доверие.
Злой — добрый.
Детям в положении стоя предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Педагог проверяет, насколько напряглись мышцы тела, дотрагиваясь до каждого ребенка. Затем ведущий ласково гладит каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Ведущий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.
А вот на полянке появились кузнечики. Упражнение «Кузнечики»:
Поднимите плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок! Прыг-скок!
Стоп! Сели!
Травушку покушали.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгать очень нам легко.
Мы продолжаем путешествие и идем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его (психолог изображает холод, человека идущего с зонтиком, жару, дети повторяют и называют время года).
Куда же мы попали, это пустыня? Сколько песка, невозможно пройти. Но пустыня у нас непростая, здесь стоит волшебный вулкан. Ребята, посмотрите, как извергается лава, эти постоянно меняющиеся формы завораживают, можно смотреть на него бесконечно... Нам нужно сделать высокие горы на песке, проложить между ними тропинку, чтобы мы могли увидеть, как нам пройти дальше (дети насыпают несколько горок, включаю интерактивную песочницу). На вершине горы из вулкана идет лава, а нам нужно быть внимательными и проложить тропинку среди гор, обходить лаву, чтобы не обжечься. Смотрите, как извергается лава. Аккуратно, аккуратно идем среди гор, обходим, чтобы не обжечся.
Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне, которая раскинулась среди леса. Располагайтесь на ней (овал из светодиодной ленты на ковре, звучит релаксационная музыка – звуковой ароматизатор). Ложитесь поудобнее, расслабьтесь (включаю проектор «Цветовые пятна»). Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу, где много различных трав и цветов. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав.
Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах цветов.
Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из
путешествия. Пусть они будут с вами целый день.
Дышится легко и свободно,
Легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
Ритуал окончания занятия. Ребята, давайте улыбнемся и попрощаемся «До свидания!» Вспоминайте наше занятие и улыбайтесь, и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсорная комната фибероптическое оборудование сенсорное оборудование интерактивное оборудование
Основными методами работы в сенсорной комнате являются: этюды на тренировку отдельных групп мышц; упражнения (на дыхание, мышечная релаксация, стимулирование воображения); аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки); беседы; наблюдения; свето-, цвето-, звуко-, сказко-, музыкотерапия
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВА
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Современный этап развития специального образования в России можно назвать переходным от традиционного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе специального образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией.
Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых образовательных технологий. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного ФГОС, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.
В соответствии с образовательной программой коррекционной школы – интерната г. Нефтеюганска на период 2012 - 2015 г. нами была разработана и апробирована рабочая программа по предмету «География». Данная программа ориентирована на формирование познавательного мотива у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством применения проектного метода обучения на уроках географии.
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике, что особенно необходимо детям с интеллектуальной недостаточностью.
Использование проектного метода обучения на уроках географии способствует формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью познавательного мотива. География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор обучающихся об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся. Более того, географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Проектная деятельность учащихся сориентирована на решение географических задач. Такая деятельность предусматривает процесс планирования, решения и моделирования географической ситуации на определенной территории на основе разнообразных источников информации, общих и специальных умений обучающихся.
В результате изучения предмета, предусмотренного учебным планом, у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной обстановке.
В процессе работы, на уроках географии обучающиеся выполняют все виды проектов (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий). Так как, наиболее простыми в исполнении являются информационные и творческие проекты, то именно с них мы и начинаем знакомство в 6 классе. В начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, этапы работы, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, «Сезонные изменения в природе». Обучающиеся должны уяснить что, сезонное изменение - это действие, которое соответствует определенному времени года. Вместе составляем план исследования (приметы осени; изучить как в древности предсказывали погоду; собрать приметы по темам: здоровье, человек, природа; составить «Народный календарь»; смоделировать схему причинно – следственных связей). Готовый проект ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Когда проекты готовы, назначается день защиты и ребята представляют их, и мы вспоминаем пройденный материал. Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения.
Конечно, проект, выполненный шестиклассником не претендует на звание исследовательского, но в процессе работы ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Данный процесс способствует формированию познавательного мотива. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект научно-исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
В старших классах выполняем проекты, которые выбирают школьники по своим интересам: «Происхождение человека», «Стихийные природные явления» и др. Данное научно-практическое направление дополняет и углубляет знания по предмету и происходит приобщение к исследовательской деятельности. Особенно школьников привлекают проекты, связанные с изучением родного края. Старшеклассники с большим желанием оформляют стенды с презентацией проекта «Нефтеюганск – наш город», «Наш край самый красивый», знакомят учащихся младших классов с результатами своей деятельности.
Таким образом, проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
Нами были разработаны критерии оценивания проектной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Уровень общей успеваемости, по результатам внутриучережденческого контроля составил 100%. Качество обученности школьников с интеллектуальной недостаточностью составляет на протяжении трех лет обучения 45% - 46%- 47% (на примере 8 класса за 2015-2016гг). Использование метода проекта стимулирует познавательную активность, все школьники с интеллектуальной недостаточностью проявляют старательность, заинтересованность при планировании и выполнения заданий.
Таким образом, мы видим, что ожидаемые результаты и результаты промежуточной диагностики показывают повышение уровня развития познавательного мотива у школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии посредством применения проектного метода обучения.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для старших дошкольников: «А мы многое умеем!»
Описание: Развивающее занятие «А мы многое умеем!», предназначено для детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Проводится педагогом-психологом для подготовки детей к школе. Разработка занятия может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования.
Цель занятия: Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста на этапе подготовки к школе средствами игровой деятельности.
Задачи:
1. Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.
2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.
3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.
Возраст детей: дети 5-6 лет.
Вид занятия: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический (упражнения, игра).
Предварительная работа: подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия:
- вырезанные из бумаги рукавички с разными орнаментами
- газета
- рисунки велосипеда, письма, сапог, шляпы, книги, зонтика, молотка и гвоздя
- мягкая игрушка
Оборудование:
- доска, карандаши для детей
Ход занятия:
I. Вводная часть
I.1. Приветствие «Привет, всем, у кого косички»
У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).
II. Основная часть
II.1. Упражнение «Назови одним словом»
Цель: развитие когнитивной сферы
Проведение: проверим, настроены ли вы на работу. Сейчас я буду называть вам слова, ваша задача назвать их одним словом (дети отвечают по очереди)
- Вера, Надежда, Елена, Любовь
- Январь, март, июль, сентябрь
- А, Б, С, В, Н
- Понедельник, воскресенье, четверг
- Стол, диван, кресло, кровать
- Шлёпки, сапоги, туфли, ботинки
- Вол, медведь, ёж, лиса
- Курица, цапля, голубь, ласточка
- Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер
- Молоток, шуруп, пила, отвёртка
II.2. Упражнение-игра «Рукавички»
Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Установление эмоциональных контактов в группе
Проведение: для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, непохожий на другие рукавички. Ведущий раскладывает их по помещению. По команде дети разбредаются по комнате, находят свою пару, берут карандаши (три цвета), и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.
II.3. Физкультминутка «Кузнечики»
Поднимите плечики, дети поднимают плечи
Прыгайте, кузнечики! прыгают на месте
Прыг-скок, прыг-скок!
Стоп! Сели! останавливаются, садятся
Травушку покушали. накланяются вниз
Тишину послушали. показывают знак «тише»
Выше, выше, высоко встают
Прыгать очень нам легко. прыгают.
II.4. Упражнение «Как можно использовать …».
Цель: развитие воображения, творческого мышления.
Проведение: ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример: газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на пол, использовать как игрушку, для кошки порвать, сделать шляпу на голову, просто порвать и т.д.
II.5. Упражнение «Что означает это слово?»
Цель: развитие мышления, речи
Проведение: перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей). Постарайся объяснить ему значение каждого слова, например, «Сапоги» – непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.
III. Заключительный этап
III.1. Рефлексия занятия: какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось.
Результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с ребенком ОВЗ (интеллектуальная недостаточность) младшего школьного возраста педагога – психолога «Путешествие в сказочный лес»
Цель: развитие познавательной активности, развитие психических функций (памяти)
Задачи:
- увеличивать объём зрительной, слуховой памяти;
- развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности;
- развивать уверенность в себе, в своих возможностях;
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- создать положительное эмоциональное состояние;
- формировать восприятие цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
- облегчать состояния тревожности, переключать энергию тревоги в конструктивное русло.
Возраст ребенка: 7 – 9 лет
Вид занятия: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, практический
Методики работы:
- цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
- звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
- элементы сказкотерапии.
Оборудование:
1. Настенное интерактивное панно «Бесконечность».
2. Напольный фибероптический ковер «Звездное небо».
3. Подвесной фибероптический модуль «Грозовое облако».
4. Свето - звуковые элементы (светодиодные ленты («Волшебная нить»), проектор «Цветовые пятна», звуковой ароматизатор с подсветкой).
5. Интерактивная песочница.
6. Картинки с изображением животных.
7. Сенсорные цветы.
8. Палочки.
9. Ноутбук (запись релаксационной музыки).
Занятие имеет три основные части:
вводная (психологический настрой, создание игровой ситуации);
основная (релаксация, игра - сказка);
заключительная (релаксация, подведение итогов, ритуал прощания).
Продолжительность занятия: 20 мин.
Ход занятия.
- Вводная часть.
- Психологический настрой "Подари улыбку".
Здравствуй, Настя, давай возьмемся за руки. А теперь посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение. Ты готова общаться? Тогда улыбнись и нашим гостям.
Сегодня эта комната превратится в необычное место, в сказочный лес, где есть много удивительных вещей. Мы с тобой отправимся в путешествие. Ты согласна отправиться со мной?
Тогда давай подойдем к волшебному коридору (интерактивное панно «Бесконечность») и скажем волшебные слова: «Трибли, трабли, бум!».
Ой! Смотри, в нашем коридоре загорелись лампочки. Смотри внимательно, на первый квадрат…, на последний…, на первый…, на последний. Вот и прошли мы по волшебному коридору, который перенес нас в волшебный лес. Послушай, какие маленькие птички живут в сказочном лесу, как звонко они щебечут! (звуковой ароматизатор).
- У-у, у-у.
- Настя, кто это сидит и на нас с тобой глядит? Да – это сова. Давай с ней поздороваемся.
- Здравствуй, мудрая Сова! Сова сидит, скучает. Она по секрету рассказала мне, что приготовила для тебя много интересных заданий.
Основная часть
2.1. Упражнение «Угадай по описанию»
Цель: развитие памяти (узнавание предмета по его описанию).
- Настя ты любишь загадки? Тогда слушай внимательно!
- Это дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
- Это фрукт, желтый, овальный, кислый.
- Это дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
- Это насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
- Это дикое животное, пушистый, длинноухий, белый или серый.
- Это дерево, зеленая, кудрявая, белоствольная.
- Молодец, Настя! Все отгадала.
- У-у! Молодец Настенька!
Релаксация.
- Пригревает солнышко, стало жарко. Давай снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. А вот зажглась наша волшебная тропинка (светодиодная лента). Идти будем друг за другом, по этим красивым цветочкам, чтобы не сбиться с пути (ходьба по сенсорным цветочкам). Что чувствуют твои ножки? (Настя говорит о своих ощущениях).
- Упражнение «10 картинок».
Цель: развитие кратковременной зрительной памяти.
- У-у! А вот второе задание, посмотрите на стол.
- Смотри, Настенька, перед тобой картинки с изображением животных, которые живут в лесу. Внимательно посмотри на все картинки (раскладываю картинки, Настя называет каждое животное).
- Сейчас я уберу одну картинку, а ты должна будешь сказать, картинку с каким животным я убрала (упражнение проводится 5 раз). Молодец Настя! Ты справилась с этим заданием.
- У-у, молодец!
- Смотри – солнышко зашло за тучку, и начался дождик. Лес у нас сказочный и дождик тоже сказочный, теплый, разноцветный.
Релаксация.
- Настя, обрати внимание, как изменяется цвет дождика. Скажи, пожалуйста, какого цвета сказочный дождик? Какой цвет тебе нравиться больше? Давай сядем под дождик, расслабимся, почувствуем теплые струи воды. А вот и капельки дождя появились на траве. Посмотри, как они переливаются. Возьми дождик в ручки. Что чувствуют твои ладошки? (Ребенок говорит о своих ощущениях).
- У-у! Дождь стал затихать, отправляйтесь дальше.
2.3. Упражнение «Запомни и повтори»
Цель: развитие кратковременной слуховой памяти.
- Настя, слышишь, дятел стучит своим клювом. Послушай и ответь, сколько раз простучал дятел (упражнение проводится 3 раза).
- Умница, Настя!
- А вот на полянке появились кузнечики.
2.4. Упражнение «Кузнечики» (физ.минутка)
Подними плечики,
Прыгай как, кузнечики!
Прыг-скок! Прыг-скок!
Стоп! Сели!
Травушку покушали.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгать очень нам легко (2 раза).
- Устали кузнечики, сели отдохнуть.
2.5. Упражнение «Разложи правильно»
Цель: развитие зрительной памяти.
- Настенька, посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же. Молодец, ты хорошо справилась с заданием!
- У-у! Умница!
- Теперь переходим в ту часть полянки, где много песка.
2.6. Упражнение «Сравни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
- Посмотри, здесь играют животные. Поле разделено на две части. Чем отличаются животные одной половины от другой. Молодец, ты хорошо справилась с заданием.
3. Заключительная часть.
Релаксация.
- У-у! Как Настя хорошо выполнила мои задания! Целый день вы путешествовали по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть.
- Отдыхать мы будем на этой большой поляне, которая раскинулась среди леса. Располагайся на ней (овал из светодиодной ленты на ковре, звучит релаксационная музыка). Ложись поудобнее, расслабься (включаю проектор «Цветовые пятна»).
- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Ты чувствуешь себя абсолютно спокойной и счастливой. Закрой глаза и слушай мой голос. Дыши медленно и легко. Представь, что ты находишься на летнем лугу, где много различных трав и цветов. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все твое тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Ты чувствуешь, как тело становиться легким, теплым, послушным.
Прислушайся к звукам. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав.
Почувствуй запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах цветов.
Ветерок обдувает твое тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянись, улыбнись, открой глаза и вставай! Ты полна сил и энергии.
- Как хорошо нам было с Совой в волшебном лесу! Но пора возвращаться в детский сад. Спасибо тебе мудрая Сова за задания.
- Пожалуйста, Настя! За то, что ты выполняла хорошо задания, я хочу подарить тебе вот эту волшебную монетку. Приходи ко мне в гости, я придумаю новые задания.
- До свидания!
-У-у, до свидания!
- Настя, вокруг себя ты повернись и в детском саду очутись.
- Вот мы и в детском саду. Где мы с тобой были? Кого видели? Тебе понравилось? Что тебе больше всего понравилось? Настя, ты все задания выполнила?
Ритуал окончания занятия.
- Настя, давай улыбнемся и попрощаемся: «До свидания!» Вспоминай наше занятие и улыбайся, и тогда у тебя всегда будет хорошее настроение. Попрощайся с гостями.
Предварительный просмотр:
Ямщикова Татьяна Александровна
Конспект занятия учителя - дефектолога
Цель: развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста возраста средствами игровой деятельности.
Задачи:
• Развитие познавательной сферы (внимания, мышления, памяти);
• Развитие произвольного поведения;
• Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
• Развитие групповой сплочённости и положительного эмоционального отношения участников друг к другу.
Ход занятия:
- Приветствие: "Здравствуй, друг!"
Дети стоят в кругу, психолог достает коробочку и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках карточка с животным (либо мама, либо детеныш). Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.
Здравствуй друг! (рукопожатие)
Как ты тут? (похлопывание по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимают друг друга). - Игра «Хлопни - топни»
Цель: развитие внимания
Узнаем, кто из вас самый внимательный. Я называю слова. Когда вы услышите слово, обозначающее животное – хлопаете, любое другое слово – топаете.
Заяц, дерево, пчела, стул, пирог, машина, кот, сапоги, волк, доска, медведь, попугай, коза, пальма, страус, корова, слон, трава, лягушка, яблоко, лось, цветок, обезьяна.
В конце игры, самым внимательным детям все аплодируют.
3. . Упражнение «Назови одним словом»
Цель: развитие когнитивной сферы
Сейчас я буду называть вам слова, ваша задача назвать их одним словом (дети отвечают по очереди)
- Вера, Надежда, Елена, Любовь
- Январь, март, июль, сентябрь
- А, Б, С, В, Н
- Понедельник, воскресенье, четверг
- Стол, диван, кресло, кровать
- Шлёпки, сапоги, туфли, ботинки
- Вол, медведь, ёж, лиса
- Курица, цапля, голубь, ласточка
- Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер
- Молоток, шуруп, пила, отвёртка
4. Загадки для разминки
• Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
• Сели птицы на страницы, Знают быль и небылицы (буквы)
• Весной вырастают, а осенью опадают (листья)
• Конь стальной, хвост льняной (иголка и нитка)
5. Пальчиковая гимнастика
• Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
• Напряжение – расслабление пальцев.
Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмем.
• Потягивание.
Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
6. Упражнение-игра «Рукавички»
Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Установление эмоциональных контактов в группе.
Проведение: для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, непохожий на другие рукавички. Ведущий раскладывает их по помещению. По команде дети разбредаются по комнате, находят свою пару, берут карандаши (три цвета), и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.
7. Игра «Воздух-земля-огонь-вода»
Психолог:
-Узнаем, кто из вас самый внимательный. Вы передвигаетесь по залу (кабинету). Когда я скажу, «Воздух»- машите руками, как птицы -крыльями, «Земля»- приседаете, «огонь»- вращаете руками вперёд-назад, «Вода» - изображаете, что вы плывёте. Кто ошибается, садится на стульчик. В конце игры, самым внимательным детям все аплодируют.
8. «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце (включается музыка «стук сердца»). Стук – шаг вперед, стук –шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
9. Заключительная часть.
Стоя в кругу, взявшись за руки рефлексия занятия. Дети отвечают на вопросы:
Что вам на занятии больше всего понравилось?
Какое у вас на данный момент настроение?
Чему вы научились сегодня?
Что узнали нового о своих товарищах?
(мы научились понимать чувства других, научились взаимодействовать друг с другом, договариваться друг с другом по поводу общего дела).
Прощание "До свидания, милый друг!"
Ребята снова встают в пары с тем, с кем они здоровались вначале занятия и прощаются:
До свиданья, милый друг!
Очень рады встрече!
Может встретимся еще?
Давай же как-то вечером!
В конце все ребята вместе с психологом складывают друг на друга ладошки и говорят "Мы друг друга любим!!!"