Беседа о вежливости

Агеева Елена Николаевна

беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_vezhlivosti_suhomlinsk.docx14.34 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о вежливости

Наши дети хорошо знают правила поведения, всегда могут сказать, как трактует правило то или иное поведение, но не всегда сами этим правилам следуют. Задача воспитателя подвести детей к пониманию того, что поступать надо не только по правилу, но и в духе правила. В ходе беседы дети должны понять, в чем проявляется вежливость, точность и аккуратность школьника.

Правила вежливости

• Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

• Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

• Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

• Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

• Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

• Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

• Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство. Правила вежливой беседы

• Вежливость – это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».

• Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.

• Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять, да и выглядит она смешно.

• Не говори слишком медленно, а то собеседник заснет от скуки.

• Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.

• Прежде чем  что- то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.

Практическая деятельность: упражнения, которые помогают научиться говорить четко и внятно. Чистоговорки и скороговорки: На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Далее дети могут подготовить короткие инсценировки (на основе небольших рассказов и стихотворений), которые помогут более наглядно увидеть проблемы, связанные с вежливостью людей.

Можно инсценировать такие, например, стихотворения, как «Любочка», «В театре» А. Барто, «Песенка о вежливости» С. Маршака, «Одна рифма» С. Михалкова и др. Важно, чтобы дети увидели, что вежливость проявляется не только в умении говорить «волшебные» слова, но и в тоне, каким они сказаны, в жестах и мимике, которыми они сопровождаются, в умении слушать и слушать других. Дети должны усвоить, что в вежливости проявляется отношение человека к другим людям: его доброжелательность, уважение, приветливость. Вежливый человек не причинит другому неприятностей, обид, он всегда готов оказать другому человеку помощь или услугу, и делает это охотно.

Работу можно завершить решением кроссворда «Ежели вы вежливы».

По горизонтали: 3. Забавное упражнение для развития дикции. 4. «Родная…! Родная…! Мы все должны ее беречь!» 5. За все хорошее, что сделали для тебя, нежно говорить… 7. Просьбу нужно сопровождать словом… 10. Синоним слову «учтивость».

По вертикали: 1. Это приветствие означает «желаю здоровья». 2. Оптимистическое утреннее приветствие «…утро». 6. У мальчика тетрадки – в отличнейшем порядке. Он в школе весь – внимание. Вот это…! 8. Синоним слова «разговор». 9. Что приятно и слону, и даже маленькой улитке?

Ответы: По горизонтали: 3. Скороговорка. 4. Речь. 5. Спасибо. 7. Пожалуйста. 10. Вежливость. По вертикали: 1. Здравствуйте. 2.  Доброе. 6. Воспитание. 8. Беседа. 9. Улыбка.