Мастер-класс в сенсорной комнате для учителей-логопедов по теме: «Методы нейропсихологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методы нейропсихологии в работе логопеда в сенсорной комнате | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс в сенсорной комнате для учителей-логопедов по теме:
«Методы нейропсихологии в работе логопеда с детьми с ОВЗ»
Задачи:
- Углубление и совершенствование знаний из области нейропсихологии.
- Формирование практических умений в использовании методов нейропсихологии в педагогической работе.
- Определение преимуществ и возможностей интерактивного оборудования в логопедической работе.
- Воспитание активной позиции в использовании нейропсихологических методов в ходе коррекции и развития речи у детей с ОВЗ.
План:
- Мини-лекция с элементами дискуссии.
- Практическая работа с оборудованием сенсорной комнате, используя нейропсихологические методы.
- Заключительная часть, рефлексия.
- Мини-лекция с элементами дискуссии.
Тезисы теоретического материала:
С каждым годом увеличивается количество детей в образовательных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Современные проблемы детей зачастую требуют направлений педагогического воздействия в направлении «снизу вверх», с так называемого уровня причинности нарушения, что значительно сокращает время коррекционного воздействия и повышают эффективность педагогической работы.
На уровне причинности проблемы часто лежат на нейрофизиологической базе развития организма ребёнка, затрагивая нейронную организацию головного мозга. Все психические процессы, включая ВПФ, к которым, безусловно, относится и речь, имеют сложную мозговую организацию. Зоны головного мозга, на основе которых простраивается речевая деятельность, начинают развиваться у ребёнка ещё в утробе матери, но и продолжают развиваться при жизни ребёнка.
Развиваясь как ВФП, речь активно взаимодействует с другими психическими функциями, взаимное влияние которых друг на друга сложно переоценить.
К сожалению, речевые нарушения, существуя как самостоятельные дефекты, часто сочетаются с рядом других не менее сложных дефектов у детей с ОВЗ: нарушениями интеллекта, ДЦП, нарушениями слуха, зрения, ЗПР.
Современному коррекционному педагогу, активно работающему с речевой деятельностью ребёнка с ОВЗ, необходимо знать и активно использовать в практике методы воздействия непосредственно на причинный уровень речевого развития ребёнка с ОВЗ.
Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, о которых сегодня пойдет речь, оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии.
Почему именно нейропсихология?
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. А именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Важным составным элементом занятия является активное использование оборудования сенсорной комнаты как мощного современного реабилитационного воздействия на психическое развитие проблемного ребёнка, которое имеет ряд преимуществ:
1. Наличие основных сенсорных эталонов различной модальности (цвета, формы, фактуры поверхности, кинестетических ощущений и т.д.), с помощью которых человек воспринимает и познает окружающий его мир. Мозг ребенка активизируется через стимуляцию базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибуляторных рецепторов) и развивает процесс саморегулирования.
2. Изолированная подача сенсорных эталонов, возможность регулирования длительности и мощности их воздействия на детские анализаторы в зависимости от структуры и тяжести дефекта конкретного ребенка.
3. Высокие мотивационные возможности оборудования к обучению, обостряющие чувствительность ребенка, активизирующие его мысли. Сенсорная комната обеспечивает почти мгновенное установление теплого контакта между педагогом и ребенком, что повышает уровень доверия между ребенком и педагогом, положительно настраивая друг друга для эффективной и результативной работы.
4. Вариативность взаимодействия разнообразного цветового, осязательного, звукового, музыкального фонов, возможность их изолированного и совместного использования в зависимости от поставленной цели.
5. Наличие силуэтных, абстрактных образов, связанных с основными сенсорными эталонами, создающих возможности для развития и коррекции свойств различных видов психических процессов. Мир сенсорной комнаты в различной комбинации её оборудования легко переносит клиентов в различные природные ландшафты, в мир фантазий и сказки.
6. Мягкое покрытие, цветовой, музыкальный фон, зеркала на стенах, тактильные вибраторы, комбинация оборудования создают благоприятные условия для психо-эмоциональной разгрузки, коррекции психических состояний, развития эмоционально-волевой сферы, самосознания ребенка.
Чем скуднее мир сенсорных ощущений, окружающих ребенка, тем уже мировоззрение и больше стереотипов, что создает предпосылки к девиантному поведению, агрессии и т.д. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения, и тем самым способствует развитию здоровой манеры поведения.
Оборудование сенсорной комнаты позволяет более глубже воздействовать на мозг ребёнка на сенсорном и психо-эмоциональном уровне.
- Практическая работа с оборудованием сенсорной комнате, используя нейропсихологические методы.
Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребёнка через базовые многоуровневые приёмы. Здоровьесберегающие технологии нейропсихологии, основанные на двигательных методах, включают в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, упражнения с правилами. Двигательные упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребёнка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания ребёнка о собственном теле, развивают внимание, интеллект, мышление, память, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику. Общепризнано, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Растяжки. Они нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.
Например, Растяжка «Струночка» (напольная интерактивная панель «Цветные клетки», ковровые покрытия). Упражнение выполняется лежа на спине. Участникам нужно почувствовать пол цветных клеток (клетки зажигаются в виде дорожек, на которых они лежат), коврового покрытия головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения (твердый, жесткий, мягкий, холодный или теплый, гладкий или шершавый, ровный или бугристый и т.д.). Затем выполняются растяжки в парах: один участник берет руку другого и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. После этого педагоги выполняют растяжки рук самостоятельно, стараясь дотянуться до горящих клеток или зажечь их. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее участникам предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, двумя ногами, затем — правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.
Растяжка «Кобра» (напольная интерактивная панель «Цветные клетки»). Исходная позиция — лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Педагогам предлагается представить себя в виде кобры:
- медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;
- приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены;
- вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания.
Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность поведения. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т.д.). Известно, что задержка дыхания и «невесомость» (прыжки на батуте, катание на качелях) активизируют работу стволовых структур мозга, которые, в свою очередь, стимулируют дальнейшее развитие ребенка.
Например, дыхательное упражнение «Певец» проводится следующим образом: глубоко вдохнуть, руки медленно поднять через стороны вверх, задержать дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить. Вдохнуть. Руки медленно поднять до уровня плеч через стороны. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком 0-0-0, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохнуть. Руки поднять до уровня груди. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз, голову на грудь.
Дыхательные упражнения «Светящийся шар», «Светящиеся горки» (напольная интерактивная панель «Водопад»). Исходная позиция — лежа на спине, на животе раскладываются светящиеся светооптические волокна. Вдох. Участникам предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый светящийся шарик (сделать горку), например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Педагогам предлагается втянуть живот как можно сильнее- «шарик сдулся». Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебном процессе чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, экран компьютера и т.д.), что существенно снижает качество обучения.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз. Упражнения, построенные на движениях глаз, языка и челюсти, стимулируют работу лимбической системы, которая соединяется с лобной долей мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
Например. глазодвигательное упражнение «Квадрат» проводится следующим образом. Рисуем глазами квадрат. Длинна каждой стороны-20 см, начинаем рисовать с нижней левой точки. Прорисовывая каждую сторону, параллельно равномерно делаем вдох- выдох (чередуя). При этом слегка прикусываем зубами высунутый язык.
Глазодвигательные упражнения «Звездопад» (зеркальные шары в покое и движении). И. п. — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжать отработку движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем- вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Упражнения выполняются с легко прикушенным языком.
Движение тела и пальцев, или телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы (которых достаточно много не только у детей с различным отклонением в развитии, но и у здоровых детей). Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов и др. В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности, так как миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе. Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела. Именно поэтому современные врачи-неврологи рекомендуют взрослым людям, имеющим ряд неврологических симптомов, (с целью ненаправленной коррекции) ползать, чтобы восполнить организму не приобретённые во время навыки.
Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга, базальным ганглием лимбической системы и мозжечком.
У музыкантов, особенно у виолончелистов и пианистов, благодаря большой подвижности их пальцев, развивается тонкая двигательная координация и, следовательно, мозолистое тело мозга. Известно, что занятия музыкой стимулируют развитие математических способностей.
Занимающиеся музыкой дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои переживания, могут более адекватно их выразить. Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т.е. музыкальное развитие влияет и на общие коммуникативные навыки.
Например, телесные упражнения «Бабаранщики» (сидя на полу) (красный фонарь).
• Отработка сочетающихся движений глаз, языка и рук.
—Руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по правому колену, левая рука — по левому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем в противоположную от руки сторону. Челюсти сильно сжать.
- Скрещенные руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по левому колену, левая рука — по правому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, а затем в противоположную от руки сторону. Рот максимально открыт, язык спрятан.
- Выполняются сочетающиеся движения рук, глаз и языка таким образом, что руки двигаются в последовательности, описанной выше, а глаза — сначала в ту же сторону, что и язык, а затем — в противоположную сторону.
- «Вездеход» (напольная интерактивная панель «Цветные клетки»). Передвижение передом (лицом вперед), а затем задом (спиной вперед) с прямыми ногами при помощи попеременных движений ног и ягодиц (участники перемешаются по цветным дорожкам клеток, зажигая их своим весом).
- «Качалка». Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперед-назад, прокатываясь всеми позвонками по полу.
Упражнения для релаксации (снятие напряжения). Они проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Релаксацию можно проводить в сочетании с музыкотерапией и цветотерапией. Вариантами релаксации является релаксация по представлению (представляется образ берега моря, облака, радуги…), по противопоставлению (напряжение- расслабление).
Например, релаксация «Росток». Исходное положение — сидя на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками. Психолог предлагает: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». В начале освоения этого упражнения на каждый счет называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — разводятся плечи и выпрямляется шея, поднимается голова; «пять» — поднимаются руки вверх, смотрим на них, будто тянемся к солнцу.
- Когнитивное упражнение «Медузы», «Осьминожки» (диапроектор Солар-250, колесо спецэффектов «Море») (формирование пространственных представлений, стимуляция осязательного восприятия). Варианты игры: 1) участники разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.; 2) участники садятся паравозиком, близко друг к другу, руки расставляют в стороны, веером, представляя медузу, осьминога. Один участник с закрытыми глазами пытается определить чьи руки-«щупальца» он нашёл, что они делают (извиваются, напряжены, висят)
- Коммуникативное упражнение «Костер» (диапроектор Солар-250, колесо «Волшебные переливы», проекция на полу). Педагоги садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду психолога. По команде (словесной инструкции) «жарко» они должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками, по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с другим ведущим.
- Заключительная часть, рефлексия.
Таким образом, знание мозговой организации двигательных упражнений позволит специалистам психолого-педагогического профиля использовать данные методы более целенаправленно, сберечь здоровье детей и достичь большей эффективности и более точной коррекционной направленности в своей работе.