Конспект урока по истории России
Предварительный просмотр:
23.01.2019
Конспект урока
Тема урока – « Русская культура конца XIX начала XX века».
Цель – познакомить учащихся с выдающимися личностями и достижениями русской культуры и науки начала XX века.
Задачи :
- Образовательная – познакомить учащихся с новыми направлениями в науке и искусстве начала XX века;
- Воспитательная – воспитать интерес и любовь к русской культуре;
- Развивающая – развить умения и навыки выделять главное из услышанного, делать выводы, грамотно излагать ответы на поставленные вопросы.
Тип урока – объяснение нового материала.
Форма урока – лекция диалогического характера.
Структура урока:
- Организационный момент – 2 минуты;
- Объяснение нового материала – 30 минут;
- Закрепление – 10 минут;
- Домашнее задание – 1 минута;
- Итог урока- 2 минуты.
Средства обучения:
- Учебник
- Компьютер
- Презентация
План урока:
- Русская литература конца XIX начала XX века
- Развитие русского искусства
- Достижения науки
- Театр и музыка в начале XX века
- Закрепление изученного материала
- Домашнее задание
- Итог урока
Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня нам для урока понадобится учебник и тетрадь.
II. Объяснение нового материала.
- Записали в тетради тему урока, которую вы видите на экране.(слайд 1). В ходе урока мы познакомимся с выдающимися личностями и достижениями русской культуры и науки начала XX века.
Начнем с литературы. На уроках литературы вам встречалось понятие «Серебряный век», давайте вспомним авторов этого времени. Назовем некоторых из них – А.П Чехов, Л.Н. Толстой, А.А. Блок, и др.
Эпоха достаточно широко просматривается в произведениях этих авторов. Тексты пронизаны тревожностью, мрачностью. В это время появляются модернистские движения: символизм, акмеизм, футуризм. Рассмотрим их и запишем в тетрадь (слайд2-6 ). Также необходимо записать и запомнить представителей данных течений.
Таким образом, эпоха создала неповторимый, загадочный стиль и манеру написания произведений.
- Развитие русского искусства
Если писатели говорят с нами через слово, то художники - через картины.
В русской живописи этого времени также появились новые течения – импрессионизм, представители: В.А. Серов, К.А. Коровин; абстракционизм – представители: В.В. Кандинский, К.С. Малевич; примитивизм – представители М.Ф. Лармонов, М.З. Шагал. Рассмотрим картины этого времени (слайд 7-13). Что хотели сказать художники своим творчеством? (ответы детей).
- Достижения науки
Глядя на такие разные направления в литературе и искусстве, как вы думаете, могло ли это коснуться науки?(слайд 14)
И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за открытия в области физиологии.
И.И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в области микробиологии и иммунологии. Важны труды К.Э. Циолковского(слайд 15 - 22)
- 4) Театр и музыка в начале XX века
В 1898 году открылся Московский Художественный театр. Он был создан К.С. Станиславским и В.И. Немировичем - Данченко. В основном на сцене играли пьесы А.П. Чехова.
Немало достижений было и в музыкальной сфере. Известны такие мастера данной эпохи как – А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов ( слайд 23-24).
III.Закрепление
Большую роль в развитии театрального и музыкального искусства сыграли «Русские сезоны» за границей 1907 – 1913г. во главе с С.П. Демичевым.
Также важно сказать о появлении в XX веке кинематографа.
Из архитектурных достояний можно выделить: здания Азовско – Донского банка в Петербурге – Ф.И. Лидваль, Казанского вокзала в Москве – А.В. Щусев ( слайд 25 – 27).
IV.Домашнее задание – параграф 9(слайд 28)
V.Итог урока
Таким образом, русская культура конца XIX начала XX века ярка и богата обилием талантов в разных сферах. И в то же время трагизм эпохи виден во всех произведениях ( слайд 29 – 30).