«Психологические основы коррекции речи как средства общения и мышления у детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты» семинар-практикум

Малютина Олеся Юрьевна

Семинар-практикум знакомит логопедов с возможностями интерактивного оборудования в коррекции и развитии речевых функций у детей с ОВЗ. В ходе практической работы с оборудованием сенсорной комнаты педагоги выявляют преимущества интерактивной среды в логопедической работе, а также практикуются в адаптации речевых игр и упражнений к оборудованию. Сенсорная комната стимулирует творческую направленность педагогов, даёт возможность использовать широкий спектр логопедических тем и значительно повысить мотивацию детей к речевой активности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с видео показом фрагментов занятий

для учителей-логопедов

Тема: «Психологические основы коррекции речи как средства общения и мышления у детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты»

Задачи:

1.Формирование профессиональных навыков использования оборудования сенсорной комнаты в работе логопеда.

2.Развитие творческого потенциала личности, воображения, ассоциативного мышления педагогов.

3.Воспитание активной позиции педагогов в использовании модели интегрированного подхода к коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии.

4.Знакомство с преимуществами сенсорной комнаты в процессе реабилитации детей.

5.Профилактика профессионального выгорания педагогов.

План:

  1. Вхождение участников семинара-практикума в мир сенсорных ощущений (психогимнастика). 
  2. Преимущества сенсорной комнаты (практическое обсуждение).
  3. Просмотр и обсуждение фрагментов занятий в сенсорной комнате.
  4. Проведение с участниками семинара-практикума  коррекционно- развивающих игр с интегрированной направленностью (психолого- логопедической), определение логопедами логопедических задач для данных игр, вариантов их проведения.
  5. Творческая разработка и проведение участникам семинара-практикума игр с использованием оборудования сенсорной комнаты (работа в парах).

Ход:

  1. Вхождение участников семинара-практикума в мир сенсорных ощущений: 

Психогимнастическое упражнение «Мои ощущения».

Включается оборудование сенсорной комнаты (диапроектор «Расплывающиеся пятна, панель «Столбики», зеркальные шары, панель «Водопад», музыкальное сопровождение  М. Глинка «Жаворонок»). Психологи погружаются в мир ощущений, прислушиваются к своим ощущениям, возникающим мыслям, желаниям, расслабляются, ведущий семинара контролирует дыхание участников (дышим спокойно, медленно и глубоко, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот). После выхода из мира сенсорных ощущений обсуждаются ощущения, впечатления участников, параллельно отмечаются преимущества сенсорной комнаты в работе психолога.

  1. Преимущества сенсорной комнаты
  1. Изолированность от окружающего мира как стрессогенного фактора. Работа ведётся обязательно на фоне положительных эмоций клиента - индивидуальный проект.
  2. Высокие мотивационные возможности оборудования к познанию, обостряющие чувствительность ребенка,  активизирующие его мысли. Сенсорная   комната  обеспечивает  почти мгновенное установление теплого контакта между  педагогом и ребенком-  эффективность и результативность работы. Важно при работе с клиентами с низкой мотивацией, интеллектом и астенией…, при работе с родителями.
  3. Мозг ребенка активизируется через стимуляцию базовых чувств  (зрения,  слуха, обоняния,  осязания,  вестибулярных рецепторов) и развивает процесс саморегулирования - межанализаторная связь, ненаправленная коррекция.
  4. Активизируется мозговая активность, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма по цепочке: «оккупация» мозга сенсорными стимулами → релаксация → нормализация функций организма → ключевой доступ к подсознанию → доступ к ресурсам нашего организма (компенсация).
  5. Возможность профессионального использования психокоррекционных методик различной направленности на фоне стимулирующего воздействия на организм  клиента оборудования сенсорной комнаты.

  1. Изолированная подача сенсорных эталонов, возможность регулирования длительности  и  мощности, дозированности и систематизированности их воздействия на   анализаторы клиента в зависимости от структуры и тяжести дефекта конкретного человека.
  2. Наличие силуэтных, абстрактных образов, связанных с  основными сенсорными эталонами, создающих возможности для  создания различных тематических сюжетов, реальных и фантазийных образов (лес, планета, подводный мир, зима).
  3. Безопасность передвижения, изолированность от окружения, уют и комфорт в индивидуально подобранном для клиента пространстве- при ДЦП, слабоумии, самоагрессии- РДА.
  4. Взаимодействие релаксации и направленной коррекции.
  5. Состояние релаксации наступает через 15-20 минут пребывания в сенсорной комнате (значительно сокращается время на восстановление сил и работоспособности клиента).
  6. Профилактика профессионального выгорания специалиста.
  7. Комплексное воздействие на организм ребёнка сенсорной среды в сочетании с основным направленным воздействием специалиста.
  8. Богатая полисенсорная среда. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения, и тем самым способствует развитию здоровой манеры поведения. Чем скуднее мир сенсорных ощущений,  окружающих ребенка, тем уже мировоззрение и больше стереотипов, что создает предпосылки к девиантному поведению, агрессии и т.д.
  9. Широкий спектр возрастных границ клиентов (от рождения до старости).
  10. Узкий спектр противопоказаний и ограничений в использовании оборудования при различных заболеваниях.
  11. Многофункциональность использования оборудования для психологического воздействия на все стороны психики, базовые составляющие психического развития клиента.
  12. Сенсорная комната позволяет активизировать деятельность нарушенных путей (слабовидящим  - увидеть цвета, не умеющим сидеть – ощутить эту позу…). Если это невозможно в силу тяжести патологии, сенсорная комната позволяет компенсировать дефект более активной деятельностью сохранных функций.

  1. Просмотр и обсуждение фрагментов занятий в сенсорной комнате.

  1. С участниками семинара проводятся игры, где определяются психологом задачи по психической коррекции клиентов, а логопеды определяют задачи по развитию речи, творчески преобразовывая при необходимости игры:

- Оборудование: панель тактильных ощущений:

 «Спор». Цель: развивать аналитико-синтетическую деятельность, тактильное восприятие, тактильно-двигательную память.

Первый участник ассоциирует заданный ведущим образец панели с каким-либо предметом, называет признак ассоциации- сходства (например, это яблоко, так как оно красное). Другие участники по очереди оспаривают предыдущую им ассоциацию, называя признак различия образца и предмета данной ассоциации, взамен предлагают свою ассоциацию, называя признак сходства (например, нет, это не красное яблоко, потому что оно не деревянное, это деревянный забор), так по цепочке). Логопедические задачи: учить составлять сложноподчинённые предложения с союзом потому что, упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

«Волшебный остров». Цель: развивать операции сравнения, воссоздающее воображение.

Участники игры составляют совместно рассказ по цепочке, они попали на волшебный остров, рассматривают его и описывают всё, что видят. Каждый участник составляет предложения по одному образцу панели. Составив рассказ, использовав все образцы панели, участники игры находят «ночью на острове»  на ощупь все предметы, объекты, в которые они превратили образцы панели). Логопедические задачи: упражнять в составлении описательного рассказа, простых распространённых предложений, развивать связную речь.

« Волшебный магазин». Цель: развивать тактильное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность, пространственную ориентировку на вертикальной плоскости.

Участники игры ассоциируют образцы панели  предметами, в названии которых есть звук «с», определяют признак сходства образца с предметом. Обыгрывается продажа в магазине товара на витрине, описывается место его расположения относительно других предметов (например, я хочу купить спагетти, белые и длинные, как эти нити. Они лежат между сыром и сахаром.). Логопедические задачи: упражнять в звуковом анализе слов, в согласовании прилагательных и существительных по родам, автоматизация звука «с» в слове.

-Оборудование: панель «Цветные клетки»:

 «Я положил в мешок». Цель: развивать объём слухоречевой памяти, операции классификации, приёмы опосредованного запоминания.

Первый участник, начиная со слов «Я положил в мешок…», наступая на первую клетку, называет предмет, о котором можно сказать «он», по цвету клетки. Второй участник, начиная с первой клетки, со слов «Я положил в мешок…», повторяет предмет первого участника, затем на второй клетке называет по цвету клетки свой предмет и т.д., каждый участник, называя с первой клетки все предметы, прибавляет свою клетку. Затем к клеткам по цвету подбираются предметы, о которых можно сказать «моя». Далее выборочно участники игры выбирают предметы по памяти по разным заданным ведущим признакам (звук, цвет, форма, назначение, род…). Например, вспомни всё железное, всё, о чём можно сказать «моя». Логопедические задачи: упражнять в правильном употреблении имён существительных в единственном числе винительном падеже, в определении рода имён существительных, в звуковом анализе слова.

«В зоопарке». Цель: развивать зрительную память, мыслительные процессы, распределение внимания.

Участники игры подбирают к диким животным зоопарка пищу по цвету клеток, располагая их на данных клетках- «клетках», ведущий путает место расположения животных, по памяти участники игры восстанавливают порядок в зоопарке. Логопедические задачи: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

- Оборудование: панель «Столбики», зеркала:

«Обезьянки». Цель: развивать соматопространственные, структурно-топические представления, аналитико-синтетическую деятельность, концентрацию, распределение внимания, произвольность ВПФ.

 Участники – «Обезьянки и деревья» играют со столбиками- «деревьями», глядя в зеркала, принимая различные позы по заданию ведущего (например, расположите лапки выше макушки, ниже живота, между ушами, справа от разноцветного дерева, за гладким стволом дерева). Полученные позы обсуждаются по назначению, удобству, похожести на что-либо (например, как диванчик, удобно плавать так…). Далее участники наблюдают за сменой цветов в столбиках, отмечая моменты, когда два или три столбика будут одинакового цвета. Логопедические задачи: закрепление в активном словаре существительных по теме «Деревья», упражнять в употреблении предлогов, наречий, указывающих направление, место расположения.

- Оборудование: панель «Бесконечность»:

«Осень». Цель: развивать воссоздающее воображение, концентрацию, переключение внимания, быстроту мышления, аналитико-синтетическую деятельность.

Участники игры, глядя на панель, меняющую цвета, по цвету ассоциируют явления осени (например, это грибы- подосиновики красные, белый гриб, опята жёлтые- грибная осень. Лужи голубые- проливная осень, разноцветные  листья- листопад…). Затем по сигналу меняющегося цвета выполняют движения: на синий «плавают в воде», на жёлтый- «дуют на листья»…). Логопедические задачи: обогащение активного словаря по теме «Осень», упражнять в подборе прилагательных к существительным, развивать длительную воздушную струю, автоматизировать звуки в словах, изолированные звуки.

-Оборудование: красный и голубой фонарь, весёлая детская музыка.

«Путаница». Цель: развивать критичность мышления, произвольность психической регуляции.

Участники под музыку по цветовому сигналу показывают, что могут и не могут делать заданные предметы, объекты, называя свои действия. Логопедические задачи: упражнять в подборе глаголов к существительным, в согласовании прилагательных с глаголами по родам, в употреблении словосочетаний в именительном падеже.

  1. Участникам семинара-практикума  предлагается разбиться на пары, разделиться по оборудованию  и придумать совместно игры. Игры проводятся авторами с участниками семинара, отмечается цель игр.