Подготовка студентов педагогического колледжа к организации и проведению театрализованной деятельности в ДОО
Способности к творческой деятельности зарождаются ещё в раннем возрасте. И если вовремя создать условия для их развития, то творческая деятельность станет ярким и благоприятным средством самовыражения и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка студентов педагогического колледжа к организации и проведению театрализованной деятельности
в ДОО
В соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина 2019 год в России объявлен Годом театра. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования.
13 декабря 2018 года стал Единый днем открытия Года театра во всех субъектах РФ. А 27 марта отмечается Всемирный день театра.
В Федеральной программе развития образования определена его цель — формирование творческой личности как движущей силы экономического прогресса.
В решении этой проблемы немаловажную роль играет создание условий для эффективной организации театрализованной деятельности в детском саду, развития творческого потенциала дошкольников средствами театрального искусства.
Известные отечественные педагоги и психологи Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.П. Ершова и др. считают синтетический характер театрального искусства полем для развития всеобщей универсальной способности личности к творчеству, воспитания высоких нравственных, культурных и социокультурных качеств личности ребенка.
Таким образом, способности к творческой деятельности зарождаются ещё в раннем возрасте. И если вовремя создать условия для их развития, то творческая деятельность станет ярким и благоприятным средством самовыражения и развития.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности дошкольников.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Нельзя недооценивать значение театрализованной деятельности в развитии ребенка:
- осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости
- одно из эффективных средств социализации дошкольника,
- в ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка,
- стимулируют формирование потребностей
во взаимодействии с окружающими людьми.
Творчество обогащает жизнь ребёнка. Работая над созданием художественного образа, ребёнок стремится к творческому выражению чувств, мыслей, переживаний и настроений. Творческая деятельность способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию эстетических чувств и отношений к окружающей действительности.
Возникает необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов. А.А. Орлов определяет педагогическую подготовку студентов как результат освоения общепедагогических умений, развития важнейших профессионально-личностных качеств.
Педагогическая подготовка — интегративный процесс, стержнем которого является формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего педагога. Интегративность педагогической подготовки выражается в педагогизации интеграции содержания образования всех предметов, изучаемых в колледже.
В процессе подготовки к организации театрализованной деятельности студенты овладевают следующими умениями: умение планировать театрализованную деятельность дошкольников, развитие художественных способностей детей с учетом склонностей, особенностей психического и физического развития, работу с родителями, социальными институтами по организации театрализованной деятельности. А так же следующими умениями:
умение организовать предметно-развивающую среду, использовать разные формы организации, вызывать интерес к театральному искусству, обогащать детей впечатления-ми, переживаниями; умение обучать детей театрализованной деятельности, используя показ, объяснение, прямые и косвенные методы и приемы руководства, включаться в театрализованную деятельность детей, поощрять импровизацию ребенка, стимулировать развитие творческого воображения, памяти, внимания детей, использовать индивидуальный подход; оформительские, актерско-режиссерские умения и навыки и др.
Все выделенные группы умений взаимосвязаны и обеспечивают готовность студентов специальности «Дошкольное образование» к организации театрализованной деятельности в детском саду.
Анализ Государственного стандарта специальности «Дошкольное образование» дает представление о том, что темы, связанные с подготовкой студентов к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении представлены в различных междисциплинарных курсах.
Методика руководства театрализованной деятельностью дошкольников изучается в курсе «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста». Разнообразие видов театра, разработка конспектов развлечений с использованием одного из видов театра, приемы работы с атрибутами разных видов театра, рассматривается в курсе «Теоретические и методические основы организации музыкальной деятельности», игровой деятельности и практикуме по художественной обработке материалов». Подбор театрализованных игр для детей дошкольного возраста одновременно рассматривается в курсе игровой деятельности (сокращенное название междисциплинарного курса) и при изучении курса «Детской литературы с практикумом по выразительному чтению». Так же студенты в ходе изучения данного курса упражняются в кукловождении, в показе театров на фланелеграфе и в настольном театре.
На практических занятиях по художественной обработке материалов, на 3 курсе, студенты получают возможность самостоятельно изготовить персонажи к разнообразным видам театра.
Перед выходом студентов на производственную практику в детский сад, проводится учебная практика, где студенты разрабатывают конспекты театрализованных игр, игр-драматизаций для детей разного дошкольного возраста.
Однако можно отметить, что отведенных часов катастрофически не хватает для реализации замысла студентов. Поэтому студенты с удовольствием посещают педагогические и творческие мастерские, где могут продолжить работу над созданием и подготовкой театра.
Такие мастерские относятся к дополнительным формам организации учебного процесса, и проводятся во внеучебное время. Практика подтверждает значимость таких форм, которые играют важную роль в развитии интересов, склонностей студентов, способствуют укреплению связи обучения с практикой, развитию межпредметных связей, активизируют учебный процесс, способствуют повышению качества обучения.
Студенты 2 курсов, которые в основном посещают творческую мастерскую, уже прошли один раз производственную практику в детском саду, где у них была возможность понаблюдать за организацией и руководством театрализованной деятельности с детьми. Им предстоит еще несколько видов производственной практики, где, безусловно, предоставляется уникальная возможность проявить свои знания, умения и навыки в организации театрализованной деятельности непосредственно с детьми разных возрастных групп.
Психологическому сопровождению студентов помогают творческие задания, предоставление права самостоятельного выбора театра, тренинговые упражнения.
Одним из средств организации и проведения театрализованной деятельности является тесное сотрудничество социальных институтов – колледж – дошкольные образовательные учреждения - организации дополнительного образования – социальные фонды помощи семьям, попавшим в трудные жизненные ситуации.