РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме роли иностранного языка в формировании ценностей в молодежной среде. В ней представлены наиболее значимые функции образования, которые способствуют формированию ценностного отношения студентов к образовательному процессу. Даётся обобщённая характеристика методикам воспитания ценностного отношения к обучению средствами иностранного языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме роли иностранного языка в формировании ценностей в молодежной среде. В ней представлены наиболее значимые функции образования, которые способствуют формированию ценностного отношения студентов к образовательному процессу. Даётся обобщённая характеристика методикам воспитания ценностного отношения к обучению средствами иностранного языка.

Образование является одной из отличительных особенностей социальной действительности. Практически каждый человек имеет контакты с образованием, благодаря чему общество в целом может не только уверенно поддерживать свое состояние, но и совершенствоваться.

Содержание образования как фактор достижения ожидаемого результата должно выполнять такие функции, которые бы способствовали становлению и удержанию положительного отношения студентов к образованию. Мы остановимся только на тех функциях, которые, на наш взгляд, способствуют воспитанию ценностного отношения к образованию.

 1. Эмоциональная функция заключается в восприятии содержания через эмоциональную сферу. Например, студенты переживают эмоциональное потрясение, когда им в яркой форме преподносят образ жизни необразованных людей, и они видят, какие последствия могут быть из-за необразованности.

2. Разъяснительная функция состоит в объяснении студентам значимости образования, то есть, какие возможности будут им предоставлены как образованным людям.

3. Профессиональная функция – ориентация студентов на будущую профессию. Необходимо ориентировать студентов на то, что знания по той или иной дисциплине пригодятся в будущей профессии, и, конечно же, по возможности включать в материал ту информацию, которая связана с профессией студентов. С этой целью имеет смысл опираться на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС-3), в которых представлены не только профессиональные, но и общекультурные компетенции.

 4. Творческая функция реализуется благодаря тому, что образование помогает создавать продукты творчества. Студенты получают знания и, таким образом, получают возможность самим создавать совершенно новые общественно-полезные объекты.

5. Социальная функция: образование способствует интеграции студентов в социальное пространство, оказывается социальной ценностью. Благодаря образованности, студенты получают значимые роли в социуме.

6. Мотивационная функция. Говоря о влиянии мотивации на образовательную деятельность студентов, необходимо отметить, что чем выше мотивация, тем результативней образовательная деятельность [3].

Лишь в том случае, когда содержание образования выполняет вышеперечисленные функции, мы приобретаем возможность использовать  его как фактор воспитания ценностного отношения студентов к образованию. Для реализации этих функций содержания образования необходимо наряду с традиционными использовать следующие методы образования: лекция-диалог, лекция-дискуссия, интерактивная лекции, ролевая игра, метод проектов. Это вполне согласуется с требованиями ФГОС-3, в которых подчеркивается целесообразность, актуальность использования интерактивных методов и форм [4].

Содержание термина «ценностное отношение молодёжи к образованию» опирается на такие понятия, как «ценность», «ценностные ориентации», «отношение» и «ценностное отношение». Надо отметить, что ценностное отношение к образованию отражает общественный и личный аспект отношений с действительностью. Существует несколько трактовок термина «ценностное отношение», но нам ближе определение, в котором оно рассматривается как аспект сложившихся ценностных ориентаций, так как в них выражается отношение человека к различного рода социальным аспектам жизнедеятельности [2].

 Анализируя ценностное отношение студентов к образованию, мы выделяем такие его признаки, как:

– средство удовлетворения потребностей и интересов человека; – значимость образования для человека;

– стремление человека к осуществлению образовательной деятельности;

– результативность образовательной деятельности.

Следует заметить, что в образовательный процесс органично включен воспитательный аспект, причем на результаты воспитания существенно влияют особенности методик преподавания лингвистических дисциплин, которые основываются, в том числе, на теориях, раскрывающих роль и функции языка и языковых единиц в воспитании ценностного отношения студентов к образованию [1].

Предлагаемая к рассмотрению методика воспитания ценностного отношения к образованию у студентов средствами иностранных языков имеет следующие признаки: ориентацию на образование как базовую ценность, интеграцию языковых и воспитательных целей, использование теории ассоциативности представления материала средствами английского и французского языков.

 Студенты разных специальностей, в том числе и педагогических, должны четко определить свое отношение к образованию, которое они получают в высшем учебном заведении [1].

В программе курса английского и французского языков, предлагаемого к рассмотрению, реализуется воспитательный аспект, имеющий целью формирование мировоззренчеcкой позиции, сориентированной  на ценностное отношение к образованию у студентов. Студент должен научиться анализировать преимущества и недостатки существующей образовательной системы (как в России, так и за рубежом), определить собственное сознательное отношение к высшему образованию. Кроме того, у студента нарабатываются навыки и умения выражения своего ценностного отношения к образованию и его проблемам на иностранном языке. Например, происходит формирование умения монологического высказывания в ситуациях общения на темы, связанные с будущей профессиональной деятельностью [2].

Таким образом, в образовательном процессе реализуется интеграция воспитательных и языковых целей. Те связи, которые реализуются в предлагаемой методике между воспитательными и языковыми аспектами, основываются на общей цели – воспитании ценностного отношения у студентов к образованию.

Другим специфическим признаком методики воспитания ценностного отношения к образованию у студентов средствами иностранного языка является наличие ассоциативных взаимосвязей [1].

Для более наглядной демонстрации методики, использованной нами на занятиях иностранным языком, приведем примеры заданий одного блока, посвященного теме «Образование». Блок предлагаемой программы («Зачем человеку высшее образование?») состоит из трех занятий.

1-е занятие. «Какая система высшего образования лучше?» В рамках этого занятия предлагаются тексты, в которых акцентируется внимание на том, какие качества необходимо развивать студенту и какие правила соблюдать для успешного обучения, а также текстовые задания сравнения особенностей высшего образования в Росси, США, Великобритании.

2-е занятие. «Инновации высшего образования. Дистанционное образование в России». На занятии рассматриваются темы, касающиеся необходимости инноваций в сфере образования.

 3-е занятие. «Ценность высшего образования».

Предлагаются задания и тексты, базирующиеся на раскрытии личной и социальной ценности образования.

 Языковой блок содержит: словарь (общий словарь в конце учебника); введение в тему (Lead-in) – выявление знаний студентов по теме, отношение к изучаемой теме; чтение (изучающее); языковые упражнения на лексику урока; языковые упражнения на грамматику урока; речевые упражнения по теме урока; обсуждение; аудирование; домашнее задание (лексика, грамматика, изучающее чтение, монолог); зачет (лексико-грамматический тест, индивидуальный проект по теме, ролевая игра); справочные материалы.

В блоке «Грамматический справочник» интегративно с языковыми целями также реализуются цели воспитания ценностного отношения к образованию у студентов средствами иностранного языка. В начале изучения курса студентам предлагается ознакомиться и выучить базовый лексический запас, который поможет им ориентироваться в предлагаемых далее заданиях по теме «Образование». Студент усваивает изучаемую лексику, в том числе на уровне ассоциативного восприятия.

 В ряде заданий студентам предлагается произвести сравнительный анализ образования в России и за рубежом, они знакомятся с образовательными системами России, Великобритании, Франции, с особенностями обучения в зарубежных вузах, анализируя их сходства и различия. У студентов формируется умение сравнивать различные образовательные системы и анализировать преимущества и недостатки существующих образовательных систем. При этом у них развиваются умения выражать согласие или несогласие с точкой зрения собеседника; выражать свою точку зрения на проблему, используя соответствующие лингвистические средства иностранного языка. С помощью этих языковых средств одновременно реализуется и воспитательная цель – формирование у студентов ценностного отношения к образованию.

Список использованной литературы

1. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. – М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.

 2. Котлярова, И. О. Показатели оценки качества результатов образовательного процесса / И. О. Котлярова [и др.] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Здравоохранение. Физическая культура», 2008. – Вып. 17. – № 29 (129). – С. 31–51.

 3. Пономарева, Е. П. Факторы, влияющие на развитие ценностного отношения студентов к образованию / Е. П. Пономарева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – М., 2013. – том 5. – № 2.

4. Сивцева, А. А. Модель формирования ценностных ориентаций у студентов младших курсов / А. А. Сивцева. – М. : Знание, 2008.