Здесь новый уровень Общения людей, з
Здесь новый уровень
Общения людей,
здесь душа с
душою говорит.
В.Крупин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здесь новый уровень | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок нравственности по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор».
Здесь новый уровень
Общения людей,
здесь душа с
душою говорит.
В.Крупин.
В наш век компьютеров, планшетов, сотовой связи, Интернета многие ученики стали меньше читать. Книги в бумажном варианте нередко утрачивают для ребят свою ценность. Не все стараются уединиться, чтобы один на один с героем читаемого рассказа поразмышлять, понять идейное содержание, тему. Поэтому вся нагрузка зачастую ложиться на обычные уроки, факультативы. И учитель старается подбирать такие небольшие сюжеты произведений для анализа, чтобы увлечь, успеть за урок – два перечитать, чтобы в них были не только близкие возрасту учеников герои, но и понятные, важные для современности проблемы.
Злободневные проблемы я вижу в творчестве Валентина Григорьевича Распутина. Знакомя с произведениями писателя, обращаю внимание ребят на его редкий дар – способность к глубинному восприятию мира. Это «вчувствование», «вдумывание». Это, значит, он вызывает потребность размышлять над сложными нравственными проблемами. Распутин учит беречь чувство общности отдельного человека со всеми людьми. Писатель приводит к пониманию, что стоять твердо на земле нельзя без близости к деяниям и судьбам предков, без постижения своей ответственности за происходящее вокруг.
Используя презентацию, даю обзор произведений Виктора Григорьевича «Прощание с Матерой», «Живи и помни», « Пожар». Слушаю краткие отзывы от подготовленных учеников. Делаю вывод – сюжеты данных произведений воздействуют на эмоциональную способность читателя-ученика. Боль и тоска в душе после прочтения. Распутин как бы дает возможность додумать, дочувствовать, ответить самостоятельно на «важные вопросы» жизни.
Раздав тексты рассказа «Женский разговор», сама читаю. Подготовленные ученики-старшеклассники комментируют отдельные эпизоды. Наблюдаю за ребятами и делаю вывод: захватил сюжет. После прочтения самые сильные ученики сразу называют проблему – взаимоотношения старшего поколения с молодежью. Распутин не зря выбрал главными героями внучку и бабушку. Хотя, по словам писателя, его упрекали «в том, что старухи якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете. Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям». Объясняю, что на примере двух людей, двух миров ученики должны почувствовать разницу в восприятии и познании жизни, различия в воспитании, поведении.
Спрашиваю, какой роман композиционно напоминает рассказ. Делаем вывод: это произведение И.С.Тургенева «Отцы и дети». В нем те же отношения между людьми разных поколений, те же разногласия в выборе идеала. «Детям» обычно чуждо не только мнение старших, но и их советы. Молодые люди, злоупотребляя своей свободой, часто избирают неверный путь.
Один из учеников пересказывает, что случилось с Викой. Девушка вела разгульный образ жизни. Ей 16 лет. Родители сделали все, чтобы прервать отношения дочери с сомнительной компанией и отправили «на перевоспитание» к бабушке Наталье в деревню. Подвожу к выводу: проблема безнравственности молодежи одна из важных сегодня.
- Как устоять от соблазнов? Как поступить, если беда случилась?
Ученики, отвечая на эти вопросы, сами говорят, что для решения непростых задач порой опираются на ложные идеалы и подстраиваются под них. А результаты часто бывают плачевными.
Стремление быть лучше других, быть более современной погубило внучку. Мы не знаем, как все произошло. Об этом в рассказе ни слова. Наверное, не было любви, не о чем говорить. По-разному воспринимают любовь Вика и ее бабушка. Для внучки – это раскованность в поведении, желание стать независимой женщиной. Любовь – это поцелуи, объятия, красивые слова, страсть. Для Натальи же ценно и важно понимание, доверие, просто уважение, чувство необходимости влюбленных друг другу.
«Сегодня, наверное, странно для некоторых звучат слова бабушки: « Я всю себя сохранила для него одного, моего единственного»», - спрашиваю я у учеников. Сначала поднимается рука, другая, за ними еще. Формируем достойные внимания суждения:
- Растрачивать себя физически и духовно на мимолетные увлечения – это не значит жить правильно и достойно.
- Суть настоящего чувства заключается во взаимном понимании.
Вслушиваемся в разговор бабушки и внучки. О чем они спорят? О любви, о предназначении женщины, о жизненной правде. О чем сетует бабушка? Зачитываем ответ из текста. «Все вокруг перекошено, запущено, перекручено».
- Что имела в виду бабушка? Вероятно, нравственные устои общества.
«Затаенная», «тихоомутная» Вика вначале слушать не хочет бабушкину правду, мечтает уехать, жить «по-современному»: без оглядки, не думая о будущем. Внучкина правда «разбивается», как корабль о рифы, сталкиваясь с вопросами старой, умудренной жизненным опытом Натальи:
- Сейчас важно, чтобы женщина была лидер.
- Это кто ж такая? — Наталья от удивления стала подскребаться к подушке и облокотилась на нее, чтобы лучше видеть и слышать Вику.
- Не знаешь, кто такая лидер? Ну, бабушка, тебе хоть снова жить начинай. Лидер — это она ни от кого не зависит, а от нее все зависят. Все бегают за ней, обойтись без нее не могут.
— А живет-то она со своим мужиком, нет? — Все равно ничего не понять, но хоть это-то понять Наталье надо было.
Вика споткнулась в растерянности:
— Когда-ка-ак… Это не обязательно.
— Ну, прямо совсем полная воля. Как у собак. Господи! — просто, как через стенку, обратилась Наталья, не натягивая голоса. — Ох-ох-ох тут у нас. Прямо ох-ох-ох…
Обращаю внимание на последние слова диалога. Они настораживают учеников, производят на многих ошеломляющее воздействие. Ведь грубое сравнение, произнесенное простой крестьянкой, правдиво.
Спрашиваю, как они охарактеризуют речь бабушки. Ученики высказываются.
- Речь Натальи поэтичная, красивая. Это заметно в словах: « А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита. Для тебя взросла, всюю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила. Потронься: какая лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая! Божья сласть, по благословению. Свой, он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая, как раз по тебе. Все у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него. Все так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизню».
- Рассказ бабушки –это урок и для Вики, и для каждой современной девушки.
- Старая женщина переживает за судьбу внучки, поэтому для убедительности раскрывает перед ней душу. Вика должна уехать с измененными идеалами.
Наталья сострадает, вопрошая внучку: «Еройство у тебя было, али грех? Как ты сама на себя смотришь?»
Замечаем, что девушка вначале говорит с раздражением, потом с отвлечением, задумываясь.
Делаем вывод о том, какой надо быть женщиной, и отвечаем, что, прежде всего, любимой. Любовь даст силы. Значит, все трудности преодолеешь. Именно это начала понимать притихшая Вика. Значит, женский разговор состоялся. Он произошел только через два месяца после приезда внучки к бабушке, но оказался нужным и важным, своевременным. Начался вечером, а закончился глубокой ночью. Казалось, вся природа замерла, вслушиваясь в неторопливые речи Натальи. Зимний пейзаж навевает покой и отдохновение. Самое подходящее время для разговора по душам. Природа как бы вздыхает в такт с рассказом старухи, вспоминает с ней эпизоды из прошлого и заставляет вновь окунуться в него.
- Предлагаю вспомнить факты из прошлого Натальи, характеризующие ее женственность, порядочность, нравственность.
- Вышла замуж невенчанной и сожалела всю жизнь. Жила в любви и согласии с мужем.
- Было двое детей. Муж погиб на фронте.
- Муж, умирая, наказал израненному другу заменить себя в семье. Долго Наталья не соглашалась. Потом поняла, пожалела: «Без нее он долго не протянет»
Вывод: это свойственно было женщинам старшего поколения. Бабушка Наталья- мудрая женщина, в ней и достоинство, и духовная чистота, и твердость, и настоящая женственность.
«…Любовь сама по себе есть величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обязательств человека, мобилизующее все его мировые задачи..» (зачитываю прекрасное изречение из книги Алексея Алексеевича Ухтомского «Интуиция совести».)
Стоит добавить, что совесть не давала права В.Распутину молчать о современном отношении к женщине, семье, вековым традициям. Неудивительно, что маленький по объему рассказ «Женский разговор» вместил огромное количество материала для размышления, явился уроком нравственности для современной молодежи.