Исследовательская и проектная деятельность как средство саиоопределения учащихся
Современный мир очень динамичен, что заставляет пересматривать роль исследовательского поведения в жизни человека. Становится более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь уже связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения учебное исследование и проектирование из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные. И если у учителей начальных классов уже отработан механизм включения проектной и исследовательской деятельности в уроки и внеурочную деятельность, то в среднем звене эта система еще несовершенна. На уроках у учителей не всегда есть возможность уделять данному виду деятельности достаточное внимание. Программы внеурочной деятельности только начинают разрабатываться. Поэтому актуальным стало написание программы для работы с учениками среднего звена по работе над проектами и исследованиями.
Главное отличие проектной от научно-исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.д.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотезы и ее экспериментальную или теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
Оба этих вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Актуальность проектно-исследовательской деятельности в современном образовании неоспорима. Вне зависимости от выбора вида этих работ у учащихся происходит формирование универсальных учебных действий.
Школьники учатся находить и структурировать информацию, строить письменные и устные высказывания, выбирать наиболее эффективные способы решения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, анализировать объекты, выдвигать гипотезы и обосновывать или опровергать их.
Все разнообразие исследовательских работ можно условно объединить в три группы: фантастические (ориентированы на разработку несуществующих объектов и явлений), эмпирические (тесно связаны с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов) и теоретические (ориентированные на изучение фактов и материалов, содержащихся в разных источниках)
Широкие возможности для этого предоставляет внеурочная деятельность. На своих занятиях я использую работу над различными видами проектов.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Такие проекты учащиеся выполняли по ознакомлению с несколькими профессиями. Такими как врач, учитель, инженер, предприниматель. Ими были созданы проекты: «Диплом», «Информационный бюллетень», «Анкета», «Бизнес-план» и другие, которые значимы для них в данный момент времени и могут быть полезны в дальнейшей профессиональной деятельности.
Исследовательский проект включает в себя обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются такие методы как эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Ребята, которым интересна работа такого плана, выходят со своими проектами на конференции, олимпиады и конкурсы различного уровня.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Так учащиеся 3 кл. – Логинова В., 8кл. – Суренков Н., 11кл. – Басаргина Т. и другие оформили свои работы в Сборнике исследовательских проектов IV Международной Интеллектуальной Ассамблеи школьников.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. В нем участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Сетевые проекты - совместную учебно – познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают:
- электронную почту,
- списки рассылок,
- электронные доски объявлений,
- дискуссионные группы,
- средства поиска информации в Internet,
- средства общения в реальном и отложенном времени,
- аудио- и видеоконференции,
- социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Наши ученики участвовали во Всероссийском сетевом проекте «С миру по нитке» - 2 место, Региональных – «Профессия моих родителей», «Календарь профессиональных праздников», конкурсе-викторине «Я знаю мир профессий» и др. В прошлом году наша школа являлась организатором областного сетевого проекта «Мир профессий».
Систематическая практика в такой совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)
Результативность проектно-исследовательской работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученностии воспитанности.