Типы и структура уроков
Предварительный просмотр:
Типы и структура уроков.
Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Структурные элементы урока.
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Типы.
Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:
1.Изучение нового материала.
2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
3.Урок обобщения и систематизации знаний.
4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
5.Комбинированный или смешанный урок.
1 тип: Изучение нового материала.
Вид урока: - лекция,
- урок с элементами беседы,
- лекция с элементами презентации,
- урок конференция,
- экскурсия,
- исследовательская работа.
Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.
Структура урока:
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Вид урока: - практикум,
- экскурсия,
- лабораторная работа,
- деловая игра,
- урок дискуссия.
Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Структура урока:
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III.Эта часть меняется.
IV.Контроль и самопроверка знаний учащихся.
V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: - семинары,
- конференция,
- обобщённый урок,
- урок собеседование,
- урок дискуссия, диспут.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.
Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.
Структура урока:
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
III.Контроль и самопроверка знаний учащихся.
IV.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
V.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)
4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Вид урока: - зачёт,
- экзамен,
- контрольная работа,
Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.
Структура урока:
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
III.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
IV.Рефлексия.
5 тип: Комбинированный или смешанный урок.
Вид урока: - практикум,
- конференция,
- семинар,
- контрольная работа,
- лекция,
Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.
Структура урока.
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).
III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
У традиционных уроков есть «+» и «-»:
«+» | «-» |
1. Организационная чёткость педагогического процесса. 2. Системный характер обучения. 3. Эмоциональное воздействие учителя на учащихся. 4. Обилие информации, использование ТСО и наглядностей. | 1. Учитель ограничен временными рамками. 2. Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса 3. Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы. |
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ.
1. Изучить учебник, подготовить материалы, которые необходимо изучить на уроке и выбрать материал для самостоятельного изучения.
2. Подобрать средства обучения по теме урока (пособия, учебные диафильмы, компьютерные материалы и т.д.).
3. Особое внимание необходимо уделить лабораторной работе. Технику и метод проведения учитель тщательно отрабатывает.
Разработка плана урока.
План урока – конечный результат подготовительной работы учителя.
Он составляется на основе тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.
В плане указывается:
1. – тема,
- тип,
- вид.
2. Цельурока (образовательная, воспитательная, развивающая).
3. Оборудование.
4. Литература.
5. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).
Учитель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.
Учителя математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены школьникам на уроке.
Учитель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.
Молодым специалистам рекомендуется составлять подробные конспекты уроков.
Нестандартные уроки их характеристика.
С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На это массовая школа ответила практически нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся:
- одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы.
- другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.
ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:
1.уроки - «погружения»
2.уроки - деловые игры
3. уроки – пресс-конференции
4. уроки – соревнования
5. уроки типа КВН
6. театрализованные уроки
7. уроки – консультации
8. компьютерные уроки
9. уроки – творчества
10. уроки – аукционы
11. уроки – зачёты
12. уроки – формулы
13. уроки – конкурсы
14. уроки – игры
15. уроки – суды
16. уроки – фантазии
17. уроки – концерты.
В разряд не стандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные.
Нестандартные уроки больше нравятся учащимся, поэтому следует практиковать такие уроки.
Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.
НЕТРАДИЦИОННЫМИ МОГУТ БЫТЬ И ЛЕКЦИИ
1. Урок – лекция «Визуализация»- т.е.информация такой лекции выполняется в таблицах и опорных схемах.
2. Урок – лекция «Парадокс» - т.е. учитель умышленно допускает неточности, заранее предупредив об этом учащихся.
Цель – развить внимание и критичность мышления учащихся опираясь на их имеющийся опыт и знания.
3. «Бинарные» лекции – т.е. лекции ведут два преподавателя.
Выделяют несколько вариантов её проведения:
1. Лекцию читают два преподавателя по педагогике, но один даёт новый материал, а второй проводит дискуссию или беседу.
2. Учитель педагогики и заместитель директора по воспитательной работе.
3. Преподаватель педагогики и психологии.
ВЫВОД: нестандартные уроки – это не обычные по замыслу, организации и методики их проведения. Они больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки. Поэтому практиковать такие уроки нужно всем учителям, но не превращать их в главную форму обучения.