Урок математики в 4 классе по теме «Понятие дроби. Часть от целого». УМК "Гармония"

Алькова Наталья Васильевна

Урок освоения нового материала по теме "Понятие дроби. Часть от целого". Представлен конспект урока с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа «Перспектива»

Конспект урока

по математике, 4 класс

Тема: «Понятие дроби. Часть от целого».

УМК «Гармония», Н. Б. Истомина. Математика.

Разработал: учитель начальных классов,

Алькова Наталья Васильевна

Сургут 2018

Тип урока

Освоение нового материала

Цель урока

Познакомить с понятием дроби, с решением задач на нахождение числа по его части; развивать речь, логическое мышление, память, внимание, навыки самоанализа.

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием дроби, части от целого; совершенствовать умение решать задачи; содействовать воспитанию интереса к математике, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с решением задач на нахождение числа по его части

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к математике; принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой; владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I. Актуализация знаний.

Проверка изученного.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

1. Расшифруй слова: написаны в зеркальном изображении.

Слайд №1. - выражение «Математика-царица всех наук»

- выяснение  смысла выражения.

2. – Какую тему мы изучали на предыдущих уроках?  

Слайд №2, 3. (примеры на деление в столбик с ошибками) - Нади ошибки, назови правила деления, которые нарушены. Оценивание.

     

Индивидуальные карточки с примерами на деление в столбик слабоуспевающим ученикам. Оценивание. 

Выполняют задание.

- деление многозначных чисел

- ответы детей, называют правила и алгоритм деления многозначных чисел.

 

- карточки проверяют сильные ученики.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

II. Сообщение темы урока. Определение целей

урока 

Объяснение нового материала.

ФИЗМИНУТКА.

Загадка. - Назовите слово, которое используется в математике.

- Ее можно отбить на барабане палочками или пальцами. А ещё бывает охотничья. Что это? 

- Тема сегодняшнего урока «Понятие дроби. Часть от целого» Слайд №4 –поставьте цели урока; - что необходимо сделать, для достижения этой цели? – какие знания и умения нам понадобятся? – где мы можем встретить в жизни понятие дроби?

– Людям часто приходится делить целое на (дольки) доли. Делить можно, что угодно: апельсин, круг, торт, хлеб, ленту....

Самая известная доля – это, конечно половина. Но есть и другие доли (четверть, десятая, сотая).

Практическая часть. Работа в группах.

- Перед вами лежат вырезанные круги из бумаги, возьмите круг и согните её пополам, еще пополам, потом еще пополам. - Сколько частей получилось? Какие эти части?

– назовите главное правило при делении целого на части (доли) (Слайд №5).

Каждый ряд закрашивает указанные части от целого (одна восьмая, две восьмых…).

– как это записать?

Вывод:

Запись вида: 1/2,1/4 … называют обыкновенными дробями. Дробь –  это одна или несколько равных частей целого. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту «дробная черта». Число под чертой, ЗНАМЕНАТЕЛЬ – показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой, ЧИСЛИТЕЛЬ – сколько таких частей взяли. (Слайд №6).

- дробь.  

- обозначение цели и задач урока.

- отвечают на поставленные вопросы

Практическая часть. Работа в группах.

По группам сгибают круги на указанное учителем количество частей.

- Восемь равных частей. Равные.

- части (доли) должны быть одинаковыми

Демонстрируют закрашенные части.

- представители от групп выходят к доске записывают дроби.

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

3 наклона, прямо встать.

Руки всем вам вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

Умение согласованно работать в группе, выбирать выступающего, доказывать свою точку зрения, убеждать

IV. Первичное закрепление знаний. 

Чтение дробей:

Слайд №7.    

- Что обозначает числитель?

- Что обозначает знаменатель в записи дроби?

Самостоятельное прочтение текста в учебнике

стр. 110 № 324.

- что нового узнали?

Выполнение по вариантам:

1В. с. 111 №325 –деление на доли квадрата

2В. с. 113 №330 - деление на доли отрезка

Взаимопроверка. Оценивание. 

Тренировочное упражнение.

- как найти часть от целого? Правило №2 (Слайд №8)

– Работая в паре, решите задачи, в тетради запишите решение:

1) В классе 24 ученика. Из них 1/8 отличники. Сколько в классе отличников?

2) В классе 24 ученика. Из них 3/8 хорошисты. Сколько в классе хорошистов?

- Дома вы построите правило нахождения числа по его части.

- называют дроби, числители, знаменатели

- сколько частей взяли

- на сколько частей разделили предмет

- чтение

- ответы детей

- самостоятельное выполнение

Взаимопроверка.

Чтобы найти часть числа по его целому, необходимо целое разделить на знаменатель и умножить на числитель.

Работают в парах.

Проверка.

 

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Делать выводы, извлекать.

Владеть навыками сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

V. Итог урока. Рефлексия

https://arhivurokov.ru/multiurok/8/f/f/8ff4ac87d4e07ebbe69740573dd49c14cafe7870/doli-i-drobi-urok-po-matiematikie-4-klass_11.png

  Слайд 8.   - Что показывает числитель 1?

                   - Что показывает знаменатель 4?

                            - Что показывает дробная черта?  


– Как мы заканчиваем урок? – Какова была цель урока? Достигли ли мы цели? Докажите. 
– Какие же трудности у вас ещё встречаются? Где можно над ними поработать? 
– Нарисуйте в тетради “лестницу успеха” и оцените свою деятельность.

 

- сколько долей взяли

- на сколько долей делят целое

- деление

- анализируем свою деятельность
ответы на вопросы

Лесенка успеха.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Учитель проговаривает и объясняет домашнее задание, формулирует задачи выполнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание с.114 №334, 335  

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

5 6 0 4 2 5 2 5 3 5 5 3 ост 8 2 8 4 8 2 7 2 8 2 8 0 1 4 4 1 6 1 6 0

Слайд 3

5 6 0 4 2 5 2 5 3 5 50 3 ост 8 2 8 4 8 2 0 7 2 8 2 8 0 1 4 0 4 1 6 1 6 0

Слайд 4

«Понятие дроби. Часть от целого».

Слайд 5

Части (доли) должны быть равными

Слайд 7

Прочитайте дроби

Слайд 8

Чтобы найти часть от целого, надо целое разделить на знаменатель и умножить на числитель. ЧАСТЬ=ЦЕЛОЕ : ЗНАМЕН. ЧИСЛИТ.