«Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением речи»
Работа по развитию фонематического восприятия начинается с воспитания слухового внимания. Эту работу можно проводить, используя простейшие для восприятия звуки — неречевые. Это звучание музыкальных инструментов, звуки, издаваемые игрушками, любые бытовые шумы и звуки.
Работа проводится в виде игр: «Что звучит?». Логопед за ширмой играет последовательно на музыкальных инструментах, а дети отгадывают звучащий инструмент. «Узнай предмет по звуку». Здесь берутся различные бытовые предметы (молоток, вода, горох). Детей знакомят со звуками молотка, со звуком переливаемой воды, шумом гороха в коробке. Затем за ширмой издается звук и дети отгадывают предмет. Используются игры, где дети определяют направление звучания. Эти игры с колокольчиком, с хлопками, жмурки. «Часовой» — ребенок с завязанными глазами определяет направление шума от передвижения детей. Услышав шорох, кричит: «Стой!». Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел.
Воспитание внимания к звуковой стороне речи проходит при развитии произношения. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки.
С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти предусматриваются специальные упражнения и игры. Это прослушивание народных потешек «Идет коза рогатая», «Мишка косолапый», «Сорока-ворона», вызывающие двигательные слуховые реакции на определенные слова. Это игры, связанные с выполнением речевых инструкций «Слушай и выполняй», «Сделай, как сказали», «Улавливай шёпот». Игры, когда дети по звукоподражаниям угадывают животных: «Кто в гости пришел?», «Кто спрятался в домике?», «Угадай, кто зовёт» — здесь дети определяют голос товарища, или «Угадай, чей голосок» — угадывают, кто прочитал стишок. Игра «Кто внимательный» имеет очень много вариантов. Это и выделение хлопком определенного слова в ряду других слов, произносимых логопедом (только овощ, только одежду, определенное число) и поднятием руки отличить предмет, который летает (бегает, прыгает). Различные лото, где нужно соотнести слово с изображением.
Следующим этапом развития фонематического восприятия является развитие фонематического слуха. Дети учатся определять наличие определенного звука в слове, его местоположение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ffnr.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением речи»
Учитель-логопед Оганесян С.Г.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается с воспитания слухового внимания. Эту работу можно проводить, используя простейшие для восприятия звуки — неречевые. Это звучание музыкальных инструментов, звуки, издаваемые игрушками, любые бытовые шумы и звуки.
Работа проводится в виде игр: «Что звучит?». Логопед за ширмой играет последовательно на музыкальных инструментах, а дети отгадывают звучащий инструмент. «Узнай предмет по звуку». Здесь берутся различные бытовые предметы (молоток, вода, горох). Детей знакомят со звуками молотка, со звуком переливаемой воды, шумом гороха в коробке. Затем за ширмой издается звук и дети отгадывают предмет. Используются игры, где дети определяют направление звучания. Эти игры с колокольчиком, с хлопками, жмурки. «Часовой» — ребенок с завязанными глазами определяет направление шума от передвижения детей. Услышав шорох, кричит: «Стой!». Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел.
Воспитание внимания к звуковой стороне речи проходит при развитии произношения. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки.
С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти предусматриваются специальные упражнения и игры. Это прослушивание народных потешек «Идет коза рогатая», «Мишка косолапый», «Сорока-ворона», вызывающие двигательные слуховые реакции на определенные слова. Это игры, связанные с выполнением речевых инструкций «Слушай и выполняй», «Сделай, как сказали», «Улавливай шёпот». Игры, когда дети по звукоподражаниям угадывают животных: «Кто в гости пришел?», «Кто спрятался в домике?», «Угадай, кто зовёт» — здесь дети определяют голос товарища, или «Угадай, чей голосок» — угадывают, кто прочитал стишок. Игра «Кто внимательный» имеет очень много вариантов. Это и выделение хлопком определенного слова в ряду других слов, произносимых логопедом (только овощ, только одежду, определенное число) и поднятием руки отличить предмет, который летает (бегает, прыгает). Различные лото, где нужно соотнести слово с изображением.
Следующим этапом развития фонематического восприятия является развитие фонематического слуха. Дети учатся определять наличие определенного звука в слове, его местоположение.
С самого начала работы над развитием фонематического восприятия делается упор на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Вся система упражнений, направленных на анализ и синтез звукового состава речи, предлагается в следующей последовательности: звук, выделение звука из слога, из слова, а затем уже членение слова на слоги, предложения на слова. Неправильно было бы начинать работу с членения предложения на слова, а затем переходить к членению слов.
На первой ступени обучения осуществляется уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности – дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность.
Вторая ступень – это анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, он. В это время дети учатся выделять последний согласный звук из конца слова (кот, мак).
Третья ступень – выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). Э, Й не выделяются. После указанных упражнений дети овладевают четвертой ступенью подготовки – анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети выделяют звук из слов типа: суп.
Затем дети овладевают полным анализом двухсложных слов типа: «зубы» и включают в анализ слова со стечением согласных в составе слова (стол, шкаф), двухсложные с одним закрытым слогом (кошка, клубок), некоторые трехсложные (канава), произношение которых не расходится с написанием. Все упражнения на выделение звуков из слова, как первых, так и последних, а также в середине слова могут проводиться в игровой и в учебной формах. Эти формы во время КОД чередуются. Использование игр и игровых приемов помогает развитию у детей интереса к КОД и формированию потребности изучать звуковую сторону речи. Можно привести несколько игровых приемов и игр, которые есть в сборнике «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко. Лото «Определи первый звук в слове», «Цепочка слов», где дети выделяют последний звук в слове и выбирают картинку со словом, где этот звук в начале. Игра «Дополни слово»: пау (к), вени (к), и т.д.