Тема самообразования: «Использование СУ-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми ОНР»
Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
- нарушения оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления;
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
— изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.
-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;
— создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для школы средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)
— привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;
— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов;
— подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве, семье.
Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2021-2022, 2022-2023 учебные года.
Участники: обучающиеся, учителя и родители.
Ожидаемые результаты:
- познавательная и речевая активность;
- правильное речевое дыхание у обучающимихся;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
- отсутствие напряжения и скованности у обучающихся;
- улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
- использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОДУКТ | 456.21 КБ |
ispolzovanie_su-dzhok_terapii_kak_sovremennoy_zdorovesberegayushchey_tehnologii_v_rabote_s_detmi_onr.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию
Учителя – логопеда МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорска
Тема: «Использование Су-Джок терапии как современной
здоровьесберегающей технологии в работе с детьми ОНР»
Забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… (В.А. Сухомлинский)
Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
- нарушения оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления;
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
— изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.
-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;
— создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для школы средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)
— привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;
— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов;
— подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве, семье.
Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2021-2022, 2022-2023 учебные года.
Участники: обучающиеся, учителя и родители.
Ожидаемые результаты:
- познавательная и речевая активность;
- правильное речевое дыхание у обучающимихся;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
- отсутствие напряжения и скованности у обучающихся;
- улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
- использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с обучающимися.
План работы на 2021-2022, 2022-2023 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы и других источников | Сентябрь — май | Изучение методической литературы по данной проблеме: — Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. — Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений. — Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. — Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. 2. Поиск материалов в Интернете. http://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-76460.html http://podsnezhniksad.ucoz.com http://www.logolife.ru/logopedy http://www.books.ru/books/artikulyatsionnaya-gimnastika-s-bioenergoplastikoi-1530463/ http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-defektologas-primeneniyem-zdorov-yesberegayushchikh-tekhnologiy.php | Анализ изученных источников. |
Работа с детьми | Сентябрь-май | Проведение мониторинговых исследований. Проведение практических занятий: Организация предметно-развивающей среды, способствующей укреплению здоровья детей. | Диагностика Конспекты |
Октябрь Май | Разучивание артикуляционных упражнений | Сказка о Веселом язычке (2021-2022) Картотека упражнений (2022-2023) | |
Развитие речевого дыхания | Сказка о Ветерке (2021-2022) Картотека упражнений (2022-2023) | ||
Разучивание пальчиковых игр | Пальчиковый театр «Как лягушонок друзей искал». (2021-2022) Картотека упражнений (2022-2023) | ||
Кинезиологические упражнения | Картотека | ||
Зрительная гимнастика | Изготовление тренажеров | ||
Элементы су-джок терапии | Продукты деятельности (буклет) | ||
Работа с семьёй | Сентябрь 2021 Сентябрь 2022 | Логотренинг «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» Консультация «Формирование правильного речевого дыхания» | Выступления на родительском собрании. |
Октябрь 2021 Октябрь 2022 | Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем» «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» | Памятка Папка- передвижка | |
Январь 2022 Январь 2023 | Мастер-класс «Кинезиологические упражнения» Мастер-класс «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений» | Выступления на родительском собрании | |
Май 2022 Май 2023 | Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период». Отчёт о проделанной работе за учебный год Консультация «Речевая готовность детей к школе» | Выступления на родительском собрании | |
Самореализация | Сентябрь -май | Сбор материалов, конспектов по теме самообразования. | Оформление папки с материалами по теме самообразования. |
Сентябрь | Составление плана работы | План работы по самообразованию. | |
Октябрь 2021 Октябрь 2022 | Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений» Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений». | Выступления на метод совете | |
Ноябрь 2021 Ноябрь 2022 | Мастер-класс: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с речевыми нарушениями» Практикум «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания». | Выступление на ГМО учителей-логопедов | |
Февраль 2022 Февраль 2023 | Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности». Мастер-класс «Использование логоритмики на занятиях по развитию речи со обучающими» | Выступление на метод. совете для учителей | |
Март 2022 | Посещение семинара-практикума «Инновационные технологии дошкольного образования», участие в мастер-классе «Су-джок терапия» | ||
Май 2023 | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | Отчёт. | |
В течение года | Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации. | Сертификаты |
Предполагаемый результат:
- Повышение показателей результатов коррекционной работы до 95% — 100%.
- Формирование комплекта дидактических материалов.
- Подготовка воспитанников к городскому конкурсу чтецов.
- Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Разработка буклета «Су-Джок терапия».
Способ демонстрации результата проделанной работы:
- Мастер-классы для педагогов;
- Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий;
- Отчет о проделанной работе;
- Обобщение опыта работы на школьном уровне;
- Выступление по обмену опытом работы на ГМО учителей;
- Представление администрации аналитического отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других специалистов.
Литература:
1.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
2.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
4. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
5.«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
[Электронный ресурс] https://infourok.ru/primenenie-sudzhok-terapii-v-korrekcii-rechevih-narusheniy-u-detey-1773656.html