Методическую разработку дополнительной профессиональной программы "Теория и методика обучения музыке в контексте ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности"
Курсы для учителей музыки Невского района Санкт-Петербурга по теме: "Теория и методика обучения музыке в контексте ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_kursov_imts.docx | 94.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и практическая значимость ДПП
Федеральный государственный стандарт (ФГОС) основного общего образования выдвинул перед педагогом ряд требований в области организации учебного процесса, важнейшим из которых является реализация системно-деятельностного подхода в обучении, нацеленного на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения примерной программы ООО. Образовательная программа повышения квалификации «Теория и методика обучения музыке в контексте ФГОС» призвана повысить профессиональную компетентность учителей музыки в области теории и методики преподавания предмета и проектирования современного урока, отвечающего требованиям ФГОС, предполагающего целеполагание и планирование деятельности, ее организацию и регулирование, контроль, самоанализ и оценку результатов деятельности. Слушатели курсов, прошедшие обучение, научатся планировать образовательный процесс в логике интеграции современных образовательных и информационных и коммуникационных технологий.
Профессиональный стандарт как основа разработки ДПП
Программа разработана на основе профессионального стандарта: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» | |||
Обобщенные трудовые функции (ОТФ) | Трудовые функции (ТФ) | Трудовые действия (ТД) | На уровне квалификации |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | Общепедагогическая функция. Обучение. | Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | 6 |
Развивающая деятельность | Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития учащихся |
Целевая карта дополнительной профессиональной программы
повышения квалификации: «Теория и методика обучения музыке в контексте ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности»
Цель обучения: совершенствование профессиональной компетентности учителей музыки в области теории и методики преподавания предмета в начальной и основной школе в контексте ФГОС.
Требования к категории слушателей: учителя музыки ГБОУ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения Модуль ДПП (М) | Задачи профессиональной деятельности (ЗПД) | Профессиональные компетенции, подлежащие развитию (ПК) | |||
М 1 Актуальные проблемы современного образования в контексте ФГОС | Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и ос-новного общего образования | ПК 1. Способность планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой | |||
М 2 Культурологические основы современного образования | Планирование и проведение учебных занятий с использованием технологий, отражающих специфику преподаваемого предмета | ПК 2. Готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения |
М 3 Теоретические основы преподавания музыки | ПК 3. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | |
М 4 Методика организации музыкальной деятельности школьников | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира | ПК 4. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности |
М 5 ИК-технологии в профессиональной деятельности учителя музыки | Формирование навыков, связанных с информационно- коммуникационными технологиями | ПК 5. Владеть ИКТ компетентностями: общепедагогической и предметно- педагогической |
Общепрофессиональные компетенции и (или) общие (общекультурные) компетенции, подлежащие развитию в течение всего процесса обучения:
• способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
• способность к самоорганизации и самообразованию;
• способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения итоговой аттестации
Описание организации процедуры оценивания:
Итоговая аттестация по программе «Теория и методика обучения музыке в контексте
ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности» проводится в форме защиты выпускной аттестационной работы. На заключительную защиту выносится одна методическая разработка урока музыки представленного в соответствии с требованиями ФГОС.
Материал оформляется в виде технологической карты урока с аннотацией, приложения-ми (иллюстрации, фотографии, образцы раздаточного учебного материала, графики, таблицы, карты, схемы и пр.) и электронной презентацией к уроку. Итоговая отметка по совокупности содержания работы и устного выступления выставляется аттестационной комиссией в ходе открытого голосования и сообщается слушателям в день проведения зачета.
ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА
ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Тематика выпускной аттестационной работы: методическая разработка урока музыки (по теме из любого раздела1-8кл.). | |
Методическая разработка содержит следующие элементы: аннотация (цели и задачи урока); технологическая карта урока, отражающая деятельность учителя, учащихся, формируемые УУД (с подробным описанием содержания каждого этапа): Мотивационный (актуализация, проблематизация, целеполагание, планирование); Открытие нового знания (освоение нового понятия - освоение метапредметного способа - освоение предметного способа); Рефлексия; Ценностное обобщение; Самооценка; Приложения. | |
Оценка работы (включая структуру и оформление) | |
Предмет (ы) оценивания | Критерии оценки |
ПК 1. Способность планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой | А Соответствие методической разработки предложенной структуре; |
ПК 2. Готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения | А Обоснованное использование современных образовательных технологий и/или технологий освоения культурного наследия |
ПК 3. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | А Направленность всего содержания урока на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов; Алогичность и обоснованность планирования процедур оценивания |
ПК 4. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности | А Логичность и обоснованность запланированной учителем деятельности учащихся в достижении поставленной цели урока; |
ПК 5. Владеть ИКТ компетентностями: общепедагогической и предметно- педагогической | Использование различных видов ИКТ |
Оценка процедуры защиты | |
Предмет оценивания | Критерии оценки |
ОКК. Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | владение устной речью и терминологией |
умение отвечать на поставленные вопросы |
Отметка «отлично» выставляется, если содержание работы и выступление полностью удовлетворяют критериям оценки.
Отметка «хорошо» выставляется, если при защите слушатель показал хорошее владение устной речью, терминологией и умение отвечать на вопросы, но содержание работы частично удовлетворяет критериям оценки;
Отметка «удовлетворительно выставляется, если содержание работы и выступление частично удовлетворяют критериям оценки.
Отметка «неудовлетворительно» выставляется, если содержание работы и выступление не удовлетворяют критериям оценки.
Организационно-педагогические условия
Лекционные занятия проводятся: в учебной аудитории, рассчитанной на нормативное количество слушателей, оснащенной компьютером (для преподавателя) мультимедийным проектором, колонками для усиления звука, флип-чартом, наборами фломастеров-маркеров.
Практические занятия: в учебной аудитории, приспособленной для проведения практических занятий в группах, занятий в режиме круглого стола, для проведения занятий модуля «Теория и методика вокально-хоровой работы» необходимо наличие в аудитории фортепиано;
Занятия шестого модуля проходят:
в дистанционном режиме, предполагают наличие ИПК в домашних условиях, выхода в интернет, почтового электронного адреса.
Групповые консультации проводятся:
в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет (ИПК для всех слушателей).
Требования к информационному и учебно-методическому обеспечению образовательной программы.
Состав УМК:
- Абдуллин Э. Б. Методология музыкального образования. Изд. 3-е, испр. и доп. - М., 2010.
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004.
- Ванюшкина Л. М. Внеаудиторное образование - путь в новое образовательное простран-ство. Монография. - СПб; 2003. - С. 21-22.
- Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: монография. - СПб.: СПб АППО, 2012.
- Евтух Е.В., Коробкова Е.Н. Дистанционная олимпиада «Арт-олимп. XXI век»: инновационная модель взаимодействия субъектов образовательного процесса / под общ. Ред. Л.М. Ванюшкиной: методическое пособие. - СПб., СПб АППО, 2013.
- Ермолаева М.Г. Современный урок. Анализ. Тенденции. Возможности. - Каро, 2007.
- Рачина Б.С. Педагогическая практика. Подготовка педагога-музыканта. - СПб.: «Лань», 2015.
- Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной шко¬ле. - СПб.: «Композитор - Санкт-Петербург», 2007.
- Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская. - СПб., 2014.
- Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. [Электронный ресурс] // Режим доступа - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 23.01.2014).
Рекомендуемые источники информации:
- «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» poop_ooo_reestr_2015.docx(http://fgosreestr.ru/node/2068).
- Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. (http://www.ed.gov.ru/ob- edu/noc/rub/standart/).
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов(http://www.ed.gov.щ/ob-edu/noc/шb/standart/).
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования http://edu53.ru/education/general/primary_gen/fgs/.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (http://edu53.ru/educati on/general/basic_gen/OST/).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. (Стандарты второго поколения). (http://www.standart.edu.ru)
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
- Федеральные сайты, обеспечивающие внедрение ФГОС: www.standart.edu.ru,www.fgos.ru
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Теория и методика обучения музыке в контексте ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности»
Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей музыки в области
теории и методики преподавания предмета в начальной и основной школе в контексте
ФГОС.
Категория слушателей: учителя музыки ГОУ.
Форма обучения: очная
Календарный учебный график:
Общий объём программы в часах: 36 часов
Из них:
аудиторных часов: 26 часов
обучение в дистанционном режиме: 6 часов
Промежуточная и итоговая аттестация: 4 часа
Режим аудиторных занятий:
Часов в день: 2-2,5;
Дней в неделю: 1 (четверг);
Общая продолжительность программы (недель): 18 недель
№ п/п | Наименование модулей | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Лекции | Практические занятия | ||||
1. | Актуальные проблемы современного образования в контексте ФГОС | 2 | 1,5 | 0,5 | 0,5 Зачет |
2. | Культурологические основы современного образования* | 2 | 1 | 1 | 0,5 Зачет |
3. | Теоретические основы преподавания музыки | 6 | 3 | 3 | 0,5 |
4. | Методика организации музыкальной деятельности школьников | 18 | 10 | 8 | 0,5 Зачет |
5. | ИК-технологии в профессиональной деятельности учителя музыки* | 4 | 0 | 4 | 0,5 Зачет |
6. | Итоговый и промежуточный контроль | 4 | 1,5 Выпускная аттестационная работа | ||
Итого: | 36 | 15,5 | 16,5 | 4 |
*В дистанционном режиме
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
(повышения квалификации)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ФГОС
№ | Наименование | Всего | В том числе: | Форма | |
п/п | модулей, тем | часов | Лекции | Практические занятия | контроля |
1. | Актуальные проблемы современного образования в контексте ФГОС | 2 | 1,5 | 0,5 | Зачет |
1.1. | Современные тенденции развития образования | 1 | 1 | ||
1.2. | Профессиональный стандарт педагога | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Культурологические основы современного образования* | 2 | 1 | 1 | Зачет |
2.1. | Внеаудиторное образование и построение многоканальной системы приобщения к культурному наследию | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.2. | Основы визуальной культуры педагога | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | Теоретические основы преподавания музыки | 6 | 3 | 3 | Зачет |
3.1. | Теоретические основы педагогики музыкального образования | 2 | 1 | 1 | |
3.2. | Оценочная деятельность учителя музыки в соответствии с требованиями ФГОС | 2 | 1 | 1 | |
3.3. | Современные педагогические технологии в преподавании музыки* | 2 | 1 | 1 | |
4. | Методика организации музыкальной деятельности школьников | 18 | 10 | 8 | Зачет |
4.1. | Методы формирования слушательской культуры | 6 | 4 | 2 | |
4.2. | Теория и методика вокально-хоровой работы | 8 | 6 | 2 | |
4.3. | Основы инструментального музицирования | 4 | 0 | 4 | |
5. | ИК-технологии в профессиональной деятельности учителя музыки * | 4 | 0 | 4 | Зачет |
5.1. | Общепедагогический инструментарий ИКТ | 2 | 2 | ||
5.2. | Предметно-педагогический инструментарий ИКТ* | 2 | 2 | ||
6. | Итоговый контроль: | 4 | Выпускная аттестационная работа | ||
Итого: | 36 | 15,5 | 16,5 | 4 |
*Дополнительно 3 ч дистанционно по теме «Современные педагогические технологии в преподавании музыки» (3 модуля по выбору)
* ИК-технологии в профессиональной деятельности учителя - дистанционно
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ МОДУЛЕЙ
Модуль 1.
Актуальные проблемы современного образования в контексте ФГОС. 2 ч.
Планируемые результаты обучения (декомпозиция компетенций, формируемых в рамках
данной рабочей программы).
Задача профессиональной деятельности | ЗПД 1. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования | ||
Профессиональные компетенции (ПК) | Слушатель должен знать (З): | Слушатель должен уметь (У): | Слушатель должен владеть (приобрести опыт деятельности) (О) |
ПК 1. Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой | З1.1 Закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества | У1.1 Анализировать УМК по музыке | О1.1 Соотнесения целей преподаваемого предмета с целями образования |
Описание образовательного процесса
№ п/п | Тема занятия (нескольких занятий) | Кол- во часов | Формы организации учебных занятий | Основные элементы содержания | Формируемые (развиваемые) элементы ПК |
1. | Современные тенденции развития образования | 1 | Лекция | Интерактивная лекция. Изменение парадигмы образования и роли учителя. Мировые тенденции в образовании. Глобализация в образовании. Деятельность ООН и ЮНЕСКО в сфере образования. Конвенция ООН о правах ребенка. Инновации и реформы в современной российской школе. Социокультурная модернизация отечественного образования. Формальное, неформальное, ин- формальное образование. Компетентностный подход в образовании. | (З1.1) Закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;. (О1.1) Соотнесения целей обучения, стоящих перед ОУ, с целями преподаваемого предмета и отдельно взятого урока музыки |
2. | Профессиональный стандарт педагога | 0,5 0,5 | Лекция Дискуссия | Лекция-дискуссия. Предпосылки разработки профессионального стандарта педагога. Новые компе¬тенции учителя. Характеристика и функции стандарта. Область и цель применения. Терминологическая база документа. Содержание профессионального стандарта педагога: обучение, воспитательная работа, развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности). Методы оценки соответствия требованиям профессионального стандарта педагога. Психолого- педагогические требования к ква-лификации учителя. Модель национальной системы учительского роста |
Оценка планируемых результатов обучения
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения текущего контроля
Описание организации процедуры текущего контроля: Текущий контроль по данному образовательному модулю осуществляется в виде устного зачета. Зачет предполагает защиту предварительно разработанной слушателем целевой карты урока на одну из предложенных в рамках программы тем.
Предлагаемое задание текущего контроля выполняет функции мотивации и целеполага- ния дальнейшего освоения ДПП слушателями.
ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА УСТНЫЙ ЗАЧЁТ
Текст типового задания:
Одно из трудовых действий каждого учителя - осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. Планирование урока начинается с постановки цели, как с точки зрения учителя, так и с позиции ученика. Составьте целевую карту урока музыки. В процессе выполнения работы необходимо:
- сформулировать цель урока с учетом ее согласованности с темой урока и возможности ее достижения в рамках конкретного (одного) урока,
- сформулировать задачи, адекватные поставленной цели и направленные на ее достижение;
- описать планируемые результаты, логически соотносящиеся с поставленными целью и задачами и сформулированными в соответствии с требованиями ФГОС (личностные, метапредметные, предметные).
Примеры тем уроков из УМК «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для разработки фрагмента технологической карты на зачет:
«Музыка осени» (1 класс);
«Музыка в народном стиле» (2 класс);
«Молитва» (2 класс);
«Певцы родной природы» (3 класс); «Портрет в музыке» (3 класс);
«Исповедь души» (4 класс); «Три чуда» (4 класс);
«Ледовое побоище» (5 класс); «Мелодией одной звучит печаль и радость...» (5 класс);
«Два музыкальных посвящения» (6 класс); «Образы скорби и печали» (6 класс);
«Сюжеты и образы духовной музыки» (7 класс);
Предмет оценивания | Объект оценивания | Критерии оценки | Показатели оценки |
ПК 1. Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой | Целевая карта урока | А цель адекватна теме урока; А задачи соответствуют поставленной цели и направлены на ее достижение; А цель достигаема в рамках урока и измерима; А планируемые результаты логически соотносятся с поставленными целью и задачами и сформулированы в соответствии с требованиями ФГОС | да / нет по каждому из критериев |
ОКК. Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Защита целевой карты урока | А Владение устной речью и терминологией; А умение отвечать на поставленные вопросы | хорошее, достаточное по всем критериям |
Условия выполнения задания:
|
Слушатель получает «зачет», если его работа удовлетворяет не менее чем половине заявленных критериев
Модуль 2.
Культурологические основы современного образования. 2 ч.
Планируемые результаты обучения (декомпозиция компетенций, формируемых в рамках
данной рабочей программы)
Задача профессиональной деятельности | ЗПД 2. Планирование и проведение учебных занятий с использованием технологий, отражающих специфику преподаваемого предмета | ||
Профессиональные компетенции (ПК) | Слушатель должен знать (З): | Слушатель должен уметь (У): | Слушатель должен владеть (приобрести опыт деятельности) (О) |
Готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения | З2.1 Теоретические основы культуроориенти- рованного образования | У2.1 Определять модели культуроориен- тированного образовательного процесса | О2.1 Моделирования образовательного процесса как процесса вхождения в пространство культуры |
З2.2 Многоканальную модель освоения культурного наследия | У2.2 Выбирать пути освоения культурного опыта в рамках куль- туроориенти- рованного урока | О2.2 Разработки многоканальной модели освоения культурного наследия | |
З2.3 Стратегию развития визуальной коммуникации, психологические основы восприятия произведений изобразительного искусства, особенности организации фасилитированной дискуссии | У2.3 Осуществлять отбор произведений изобразительного искусства и заданий для их освоения в соответствии со стратегией развития визуальной коммуникации; проводить фасилитирован- ную дискуссию в соответствии с актуальной стадией эстетического развития обучающихся и психологическими основами восприятия произведений изобразительного искусства | О2.3 Навыками использования метода фасилитированной дискуссии в образовательном процессе |
Описание образовательного процесса
№ п/п | Тема занятия (нескольких занятий) | Кол- во часов | Формы организации учебных занятий | Основные элементы содержания | Формируемые (развиваемые) элементы ПК |
1. | Внеаудиторное образование и построение многоканальной системы приобщения к культурному наследию | 0,5 | Лекция | Культурное наследие и способы его освоения. Аудиторное и внеаудиторное образование. Многоканальная модель освоения культурного наследия. Взаимодействие образовательных учреждений с различными институтами культуры. | (З2.2) Многоканальную модель освоения культурного наследия (О2.2) Разработки многоканальной модели освоения культурного наследия |
0,5 | Практические занятия | Практикум по разработке многоканальной модели освоения культурного наследия | |||
2. | Основы визуальной культуры педагога | 0,5 | Лекция | Визуальная культура, визуальная грамотность, визуальная коммуникация. Стратегия развития визуальной коммуникации. Стадии эстетического развития личности. Психологические основы восприятия произведений изобразительного искусства. Фасилитированная дискуссия как инструмент организации процесса освоения культурного наследия. Работа с произведениями изобразительного искусства на уроке музыки и во внеурочной деятельности. | З2.3 Стратегию развития визуальной коммуникации, психологические основы восприятия произведений изобразительного искусства, особенности организации фаси- литированной дискуссии; (О2.3) Навыками использования метода фасили- тированной дискуссии в образовательном процессе |
0,5 | Практические занятия | Практикум: по развитию визуальной коммуникации, организации фасилитированной дискуссии, разработке модели урока (внеурочного занятия) с использованием стратегии развития визуальной коммуникации |
Оценка планируемых результатов обучения
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения текущего контроля
Описание организации процедуры текущего контроля: Текущий контроль по данному образовательному модулю осуществляется в форме зачета, предполагающего защиту предварительно разработанной индивидуально или в группе разработки слушателем(-ями) задания для учащихся в логике многоканальной модели освоения культурного наследия в контексте преподаваемого предмета на основе примерного задания
ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА
УСТНЫЙ ЗАЧЁТ
Текст типового задания:
Одно из трудовых действий каждого учителя - осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования. Вам предстоит разработать описание многоканальной модели освоения культурного наследия по выбранной самостоятельно теме (в контексте преподаваемого предмета). Выполнять задание можно как индивидуально, так и в группах (не более 3-х человек). Представленная работа должна содержать:
1. Тему и цель занятия;
2. Каналы освоения темы (не менее 3-х);
3. Списки источников для каждой группы;
4. Сформулированное задание (вопросы, маршрут) для учащихся;
5. Описание процедуры подведения итогов.
Предмет оценивания | Объект оценивания | Критерии оценки | Показатели оценки |
ПК 2. Готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения | Описание многоканальной модели |
| да/нет по каждому из критериев |
Условия выполнения задания:
3. Ресурсы: наличие персональных компьютеров, личный аккаунт, выход в Интернет. Задание варьируется через выбор слушателем организационной формы его выполнения, тематики и каналов освоения выбранной темы |
Слушатель получает «зачет», если его работа удовлетворяет большинству заявленных критериев.
Модуль 3.
Теоретические основы преподавания музыки. 6 ч.
Планируемые результаты обучения (декомпозиция компетенций, формируемых в рамках данной рабочей программы)
Задача профессиональной деятельности | ЗПД 3. Планирование и проведение учебных занятий с использованием технологий, отражающих специфику преподаваемого предмета | ||
Профессиональные компетенции (ПК) | Слушатель должен знать (З): | Слушатель должен уметь (У): | Слушатель должен владеть (приобрести опыт деятельности)(О): |
ПК 3. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | 33.1 Педагогические закономерности организации образовательного процесса по предмету «Музыка» с опорой на знания и достижения отечественной системы музыкального образования | У3.1 Организовывать содержательную музыкально-эстетическую деятельность детей | О3.1 Аспектного анализа урока музыки |
33.2 Сущность, функции и виды педагогического оценивания | У3.2 Планировать процедуры формирующего оценивания в контексте преподавания музыки | О3.2 Разработки балль но-рейтинговой системы оценивания | |
33.3 Современные технологии обучения их методы и приемы | У3.3 Выявлять педагогические возможности различных образовательных технологий и их методов и приемов в контексте урока музыки | О3.3 Планирования уроков музыки с использованием методов и приемов образовательных технологий |
Описание образовательного процесса
№ п/п | Тема занятия (нескольких занятий) | Кол- во часов | Формы организации учебных занятий | Основные элементы содержания | Формируемые (развиваемые) элементы ПК |
1. | Теоретические основы преподавания музыки | 1 | Лекции | Современная теория преподавания музыки как совокупность исходных положений и закономерностей, отражающих содержание, процесс и организацию музыкального образования, раскрывающих представление о личности учителя музыки и его профессиональной деятельности. Музыкальное образование как единство воспитания, обучения и развития личности учащихся. Сущность понятия «музыкальное воспитание», «музыкальное обучение», «музыкальное развитие» как базовых категорий педагогики музыкального образования. Ориентация занятий на развитие... ...музыкально-эстетических чувств, вкусов, идеалов, потребностей; ...эмоциональной отзывчивости на музыку; ...музыкального слуха, восприятия, интуиции, воображения, памяти, мышления и творческих потенций; ...исполнительских музыкальных способностей, умений и навыков. | (33.1) Педагогические закономерности организации образовательного процесса по предмету «Музыка» с опорой на знания и достижения отечественной системы музыкального образования |
(У3.1) Организовывать содержательную музыкально- эстетическую деятельность детей (О3.1) Аспект- ного анализа урока музыки | |||||
1 | Практические занятия | Педагогический анализ урока. Виды анализа; основные трудности анализа урока. Современный урок как система. Аспектный анализ урока музыки. Содержательно-целевой компонент урока: о целеполагании на уроке; три пространства содержания; три способа отбора содержания; три подхода к работе с учебным материалом на уроке. Организационно-практический компонент урока: формы организации урока | |||
3. | Оценочная деятельность учителя музыки в соответствии с требованиями ФГОС | 1 | Лекции | Контрольно-оценочный компонент урока. Оценочная деятельность на уроке. Отметка и оценка. Функции отметки. Современные подходы к оцениванию. Балльно-рейтинговая оценка на уроке музыки. Формирующее (формативное) и итоговое (суммативное) оценивание. Инструменты формирующего оценивания. Самооценка и взаимооценка. Рефлексия | (З3.2) Сущность, функции и виды педагогического оценивания. (У3.2) Планировать процедуры формирующего оценивания в контексте преподавания музыки. (О3.2) Разработки балльно-рейтинговой системы оценивания |
1 | Практические занятия | Практикум по разработке балльно- рейтинговой системы к урокам музыки, планирования процедур формирующего оценивания | |||
3. | Современные педагогические технологии в преподавании музыки | 1 | Лекции | Понятие «технология обучения». Научный, процессуально-описательный, процессуально-действенный аспекты педагогических технологий. Классификация педагогических технологий. Обзор педагогических технологий. | (33.3) Современные технологии обучения их методы и приемы. (О3.3) Планирования уроков музыки с использованием методов и приемов образовательных технологий |
3.1* | Технология развития критического мышления | 1 | Практические занятия | Первичность практической или теоритической деятельности. Действие, поступок, личность. Качества критического мышления: готовность к планированию; гибкость; настойчивость; готовность исправлять свои ошибки; осознание и анализ собственных рассуждений; поиск компромиссных решений. Метод «Шесть шляп мышления» (Э. де Боно). Формирование навыка работы с информацией в процессе чтения и письма. Вызов - осмысление - рефлексия. Приемы технологии: верное и неверное утверждение, лови ошибку, двухрядный трудный стол и др. | |
3.2* | Технология педагогической мастерской | 1 | Практические занятия | Сотрудничество и сотворчество - достижения совместной деятельности. Реализация идеи диалога участников между собой, между опытом участника и явлением культуры в целом, внутренне диалоговое общение. «Социализация» как интерес к другой точке зрения, безоценочность суждения, чувство коллегиальности и взаимоуважения. Педагогика успеха как самооценка и самокоррекция. Разрыв и рефлексия (авторефлексия и групповая рефлексия) как необходимые этапы творческой мастерской | |
3.3* | Дискуссионные технологии | 1 | Практические занятия | Дискуссия как метод активного социально-психологического обучения. Круглый стол. Мозговой штурм. Дебаты: классические (попперовские), парламентские, президентские, свободные, экспресс-дебаты, модифицированные дебаты, мини-дебаты | |
3.4* | Технология организации проектной деятельности | 1 | Практические занятия | Метод проектов: история и современность. Типология проектов (Е.С. По- лат). Этапы работы над проектом. Индивидуальный образовательный проект. Исследовательский проект. «Идеальный проект» (требования, предъявляемые к организации проектной деятельности). Тематика проектов в контексте преподавания музыки. Внеурочная деятельность как основа реализации проектной деятельности школьников | |
3.5* | Музейно- педагогические технологии | 1 | Практические занятия | Музейно-педагогические программы и практики. Программа «Образ и мысль» в контексте преподавания музыки. Музейно-педагогические занятия («От Малевича - к Немалевичу - цикл занятий в музее современного искусства) | |
3.6* | Игровые технологии | 1 | Практические занятия | Теория игр. Классификация игр (Г.К. Селевко). Функции игры. Виды игр. Дидактические игры как средство решения дидактических задач (М.Г. Ермолаева) |
* 3 модуля по выбору обучающихся (в объеме 3 часов) дополнительно
ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА
УСТНЫЙ ЗАЧЕТ
Одно из трудовых действий каждого учителя - планирование и проведение учебных за-нятий с использованием технологий, отражающих специфику преподаваемого предмета. Вам предстоит представить группе слушателей результаты выполненных в домашних условиях заданий:
Задание 1. Заполните матрицу методов и приемов образовательных технологий - банк
заданий (вариантов организации деятельности школьников) для серии уроков музыки (одна из четвертей программы 5-8 классов). Матрица представляет собой таблицу, каждый столбец которой представляет одну из педагогических технологией, а строки - темы уроков. В ячейки таблицы (элемент пересечения столбца и строки) Вам необходимо вписать метод или прием технологии, который может быть реализован в конкретном тематическом контексте. В матрице представлены следующие технологии: технология педагогических мастерских; технология критического мышления; дискуссионные технологии; проектная деятельность (мини-проект).
Подберите для каждого урока возможные методы и приемы указанных выше технологий. Постарайтесь заполнить как можно больше (но не менее половины) ячеек таблицы. Избегайте повторения методов и приемов.
Предмет оценивания | Объект оценивания | Критерии оценки | Показатели оценки |
ПК 3. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | Заполнение матрицы методов и приемов педагогических технологий |
| полностью / частично по каждому из критериев |
Процесс аспектно- го анализа урока и взаимодействия слушателей |
| полностью/ частично по каждому из критериев |
Условия выполнения задания:
1. Организационная форма: индивидуальная.
2. Место выполнения задания: вне аудитории.
3. Максимальное время выполнения задания: 1 час
3. Ресурсы: наличие персональных компьютеров, личный аккаунт, выход в Интернет.
Отметка «отлично» выставляется, если содержание работы полностью удовлетворяют критериям оценки.
• Отметка «хорошо» выставляется, если содержание работы удовлетворяет полностью,
большинству критериев, остальным - частично.
• Отметка «удовлетворительно» выставляется, если содержание работы частично удовлетворяет критериям оценки.
• Отметка «неудовлетворительно» выставляется, если содержание работы не удовлетворяет критериям оценки.
Модуль 4.
Методика организации музыкальной деятельности школьников. 18 ч.
Планируемые результаты обучения (декомпозиция компетенций, формируемых в рамках данной рабочей программы)
Задача профессиональной деятельности | ЗПД 4. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира | ||
Профессиональные компетенции (ПК) | Слушатель должен знать (3): | Слушатель должен уметь (У): | Слушатель должен владеть (приобрести опыт деятельности)(О) |
ПК 4. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности | 34.1 Сущность понятий «культура слушания», «культура музыкального восприятия», «слушательская музыкальная культура», «методы обучения»; компоненты слушательской музыкальной культуры; методы формирования слушательской музыкальной культуры | У4.1 Конструировать процесс слушания музыки с учетом возрастных особенностей и в рамках программных требований, учебной тематики, конкретной темы, целей и задач учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС | О4.1 Организации музыкально- слушательской деятельности учащихся начальных классов и подростков на основе алгоритма по слушанию музыки |
34.2 Теоретические аспекты организации вокально-хоровой работы, методы и приемы работы с учащимися начальных классов и подростковым хоровым коллективом | У4.2 Планировать и осуществлять деятельность в области вокально- хоровой работы сообразно современным технологиям и методикам | О4.2 Организации вокально-хоровой работы в начальной и основной школе, с учетом особенностей физиологического развития подростков; алгоритмом работы по разучиванию песни | |
34.3 Современные подходы к организации инструментального музицирования | У4.3 Создавать аранжировки для музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах, переложения музыкальных произведений для блокфлейты (свирели) | О4.3 Музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах (свирель) |
Описание образовательного процесса
№ п/п | Тема занятия (нескольких занятий) | Кол- во часов | Формы организации учебных занятий | Основные элементы содержания | Формируемые (развиваемые) элементы ПК |
1. | Методы формирования слушательской культуры | 4 | Лекции | Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого- педагогическая проблема. Восприятие «серьезной» и «легкой» музыки. Понятия «культура слушания», «культура музыкального восприятия», «слушательская музыкальная культура». Слушательская музыкальная культура школьников и ее компоненты. Развивающий и воспитательный потенциал слушательской деятельности на уроках музыки в начальной и основной школе. Методы формирования слушательской культуры. Критерии эффективности методов формирования слушательской культуры. Алгоритм работы по слушанию музыкального произведения. | (34.1)Сущность понятий «культура слушания», «культура музыкального восприятия», «слушательская музыкальная культура», «методы обучения»; компоненты слушательской музыкальной культуры; методы формирования слушательской музыкальной культуры |
2 | Практические занятия | Музыкально-слушательский репертуар в образовательных программах «Музыка» и его дидактическая направленность. Специфика работы с музыкальными произведениями различных жанров в контексте обозначенных в УМК тем и разделов. Подготовка и организация музыкально-слушательской деятельности на уроке музыки в начальной и основной школе в соответствии с требованиями ФГОС. | (У4.1) Конструировать процесс слушания музыки с учетом возрастных особенностей и в рамках программных требований, учебной тематики, конкретной темы, целей и задач учебного занятия в соответствии с требованиями | ||
ФГОС (О4.1) Организации музыкально- слушательской деятельности учащихся начальных классов и подростков на основе алгоритма по слушанию музыки | |||||
6 | Лекции | Певческие возможности детского голоса. Строение голосового аппарата. Голосовой аппарат детей 6-10 лет. Диапазон детского голоса в среднем школьном возрасте. Психологическая характеристика и особенности развития певческого голоса подростков в предмутационный и мутационный периоды. Этапы развития исполнительских возможностей. Физическое и нервно- психическое развитие. Певческие навыки: Певческое дыхание: Верхнереберное, нижнереберное, смешанное. Певческое звукообразование. Твердая, мягкая, придыхательная атака звука. Певческая дикция. Артикуляция и орфоэпия. Развитие музыкального слуха и ритма. Виды музыкального слуха. Воспитание ладового чувства. Развитие навыков многоголосия и пения без сопровождения. Вопросы ансамбля и строя. Гендерный подход в вокально- хоровой работе. | (34.2)Теоретич еские аспекты организации вокально- хоровой работы, методы и приемы работы с учащимися начальных классов и подростковым хоровым коллективом | ||
2 | Практические занятия | Методы вокальной работы с детьми начальной школы и подросткового возраста: эвристический метод, исследовательский метод, объяснительно- иллюстративный метод, репродуктивный метод, концентрический метод, метод мысленного пения, метод сравнительного анализа. Вокально- хоровые упражнения. Техническая и художественная работа. Особенности организации вокально- хоровой работы в мутационный период. Алгоритм работы по разучиванию песни. Методика работы над многоголосием. BodyPercussion. Репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитания | У4.2Планирова ть и осуществлять деятельность в области вокально- хоровой работы с подростками сообразно современным технологиям и методикам. (О4.2) Организации вокально-хоровой работы в начальной и основной школе, с учетом особенностей физиологического развития подростков; алгоритмом работы по разучиванию песни | ||
4 | Практические занятия | Использование детских музыкальных инструментов на уроке музыки, их роль в развитии интереса к музыкальным занятиям, музыкальности, ритмического и тембрового слуха, координации движений под музыку. Возможные варианты подбора комплектов инструментов для музицирования. Характеристика звучания инструментов и приемы их звукоизвлечения. | (34.3) Современные подходы к организации инструментального музицирования (О4.3) Музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах (свирель) | ||
Практикум по игре на элементарных детских инструментах, блокфлейте (свирели), аранжировки музыки для элементарных музыкальных инструментов |
Оценка планируемых результатов обучения.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения текущего контроля
Описание организации процедуры текущего контроля: Текущий контроль по данному образовательному модулю осуществляется в форме устного экзамена. На экзамен выносятся:
• разработка алгоритма анализа музыкального произведения с использованием одного из освоенных методов работы с музыкальным произведением в контексте музы-кально-слушательской деятельности;
• педагогический анализ предварительно отснятого педагогом видеофрагмента уро- ка, демонстрирующего вокально-хоровую работу (оцениванию подлежит качество вокально-хоровой работы; качество видеосъемки не оценивается). Видеофрагмент предоставляется в комиссию заранее (не менее чем за 3 дня до назначенной даты экзамена);
ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА
УСТНЫЙ ЗАЧЕТ
Текст типового задания:
Одна из задач педагогической деятельности каждого учителя - развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира.
Вам предстоит:
Задание 1. Разработать алгоритм анализа музыкального произведения с использованием
одного из методов работы с музыкальным произведением в контексте музыкально-слушательской деятельности.
Примеры оценочных материалов
• Разработайте фрагмент занятия с использованием метода наблюдения за музыкой;
• Разработайте фрагмент занятия с использованием метода палмофонии и палмографии;
• Разработайте фрагмент занятия с использованием метода контрастных сопоставлений;
• Разработайте фрагмент занятия с использованием метода интонационно-стилевого постижения музыки;
• Разработайте фрагмент занятия с использованием метода моделирования художественно-творческого процесса.
Задание 2. Проведите педагогический анализ, предварительно отснятого Вами видео-
фрагмента урока, демонстрирующего вокально-хоровую работу.
Предмет оценивания | Объект оценивания | Критерии оценки | Показатели оценки |
ПК 4. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности | Алгоритм анализа музыкального произведения с использованием технологий слушания музыки |
| Полностью/ частично по каждому из критериев |
Аналитический отчет видеофрагмента урока, демонстрирующий вокально-хоровую работу |
| Полностью/ частично по каждому из критериев | |
Оценка процедуры защиты |
| хорошее, достаточное по всем критериям |
Условия выполнения задания:
1. Организационная форма: индивидуальная.
2. Место выполнения задания: вне аудитории.
3. Максимальное время представления результатов: 5 минут.
• Отметка «отлично» выставляется, если содержание работы (по каждому заданию) полностью удовлетворяет критериям оценки.
• Отметка «хорошо» выставляется, если содержание работы (по каждому заданию) удовлетворяет полностью большинству критериев.
• Отметка «удовлетворительно» выставляется, если содержание работы (по каждому заданию) частично удовлетворяет критериям оценки
• Отметка «неудовлетворительно» выставляется, если содержание работы не удовлетворяет заявленным критериям.
Модуль 5.
ИК-технологии в профессиональной деятельности учителя музыки. 4 ч.
Планируемые результаты обучения (декомпозиция компетенций, формируемых в рамках
данной рабочей программы)
Задача профессиональной деятельности | ЗПД 5. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями | ||
Профессиональные компетенции (ПК) | Слушатель должен знать (3): | Слушатель должен уметь (У): | Слушатель должен владеть (приобрести опыт деятельности)(О) |
ПК 5. Владеть ИКТ компе- тентностями: общепедагогической и предметно-педагогической | 35.1 Пути достижения образовательных результатов и способы их оценки с использованием ИКТ | У 5.1 Организовывать учебную и исследовательскую деятельность учащихся и их коллабо- ративное взаимодействие с использованием ИКТ | О5.1 Создания дидактических материалов для урока музыки (общепедагогической направленности) |
35.2 Программное обеспечение и сетевые ресурсы, обеспечивающие решение профессиональных задач учителя музыки | У 5.2 Применять современные информационные технологии в музыкальном обучении школьников | О5.2 Создания дидактических материалов для урока музыки (предметно-педагогической направленности) |
Описание образовательного процесса
№ п/п | Тема занятия (нескольких занятий) | Кол- во часов | Формы организации учебных занятий | Основные элементы содержания | Формируемые (развиваемые) элементы ПК |
1. | Общепедагогический инструментарий ИКТ | 2 | Практические занятия | ||
1.1. | ИКТ инструменты, обеспечивающие эффективную работу с учебным материалом | 1 | Практические занятия | Сетевые ресурсы, предназначенные для создания опросов, тестов, викторин. LearningApps.org, Quizlet.com, Quizizz.com, Memrise.com | (У5.1) Организовывать учебную и исследовательскую деятельность учащихся и их кол- |
1.2. | Проектно- исследовательская деятельность школьников в ИКТ- насыщенной среде | 1 | Практические занятия | Теоретические основы проектно- исследовательской деятельности. Эффективный поиск информации в сети Интернет (по ключевым словам, цитатам, по типу файла, на сайте и т.д.). Инструменты аннотирования и выделения части веб-страницы, сетевые ресурсы для организации мозгового штурма и создания «интеллект-карт», сервисы социальных (визуальных) закладок, инструменты групповых текстовых сообщений для организации совместной работы, Google-академия. | лаборативное взаимодействие с использованием ИКТ. (О5.1)Создания дидактических материалов для урока музыки (общепедагогической направленности) |
2. | Предметно- педагогический инструментарий ИКТ* | 2 | Практические занятия | ||
2.1. | Технология записи и редактирования звука (аудиоредакто- ры) | 1 | Практические занятия | Модели использования аудиоредакторов в образовательном процессе и их дидактические функции. Модели организации учебной деятельности учащихся с использованием компьютера, их дидактические функции. Практические навыки работы в аудио- редакторах. Образовательные возможности технологии подкастинга в обучении музыке. Публикация в сети Интернет (Soundcloud.com). Составление плей-листов и работа с ними | |
2.2. | Аранжировка музыки на компьютере | 1 | Практические занятия | Дидактические возможности компьютерной аранжировки в процессе обучения музыке. Программное обеспечение и сетевые ресурсы, предназначенные для компьютерной аранжировки. Свойства трека. Ввод и редактирование данных (редакторы событий, отпечатков клавиш, нотный редактор). Запись midi-трека. Запись с микрофона. Редактирование треков. Перезапись midi в audio. Эффекты и плагины. Банки музыкальных инструментов. Виртуальный микшер |
Оценка планируемых результатов обучения
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения текущего контроля. Описание организации процедуры текущего контроля: Текущий контроль по данному образовательному модулю осуществляется в виде самостоятельно выполненной работы. На зачет выносится два предварительно разработанных задания (ресурса) разных типов к уроку музыки (общепедагогического и предметно-педагогического). В качестве общепедагогического компонента ИК-технологий слушатели разрабатывают интерактивное мультимедийное учебное задание для учащихся, созданное на ресурсе LearningApps.org или аналогичных ресурсах. Второе задание, предъявляемое на экзамен, является элементом предметно-педагогического компонента ИКТ - это партитура вокального произведения с аккомпанементом, выведенная на печать и опубликованная на одном из сервисов сети Интернет (Mu-sescore.com или Noteflight.com), или дидактические материалы к уроку музыки, созданные с использованием аудиоредактора (по выбору обучающегося). Работа выполняется вне аудитории, сдается в электронном виде на оценивание за три дня до итоговой аттестации. Оценка сообщается дистанционно каждому слушателю индивидуально. На выполнение работы даётся не менее 1 часа.